rjadovoj_rus (rjadovoj_rus) wrote,
rjadovoj_rus
rjadovoj_rus

"Стыдно, товарищи! Слив!" или архитектурная выставка глазами креаклов и другие её итоги

Оригинал взят у prostophil в "Стыдно, товарищи! Слив!" или архитектурная выставка глазами креаклов и другие её итоги
Материал нашего товарища Владимира, по итогам прошедшей в Ленинграде выставки Город Солнца


Коммунистические катакомбы в Петропавловской крепости
12 мая в Санкт-Петербурге, после месяца работы, завершилась фотовыставка «Город солнца. Архитектура коммунизма». Выставка, проходившая внутри одного из бастионов Петропавловской крепости, показала, что в обществе существует серьезный запрос на подлинно глубокое осмысление недавнего советского прошлого. Думается, что пришедшие в наши катакомбы молодые люди стремились, как бы это ни казалось странным, перейти от мифов об СССР к пониманию его реального исторического опыта.


Что и как было представлено на выставке?
Напомним, на выставке было представлено 152 фотографии, на которых были снимки архитектурных объектов 1960-1980-х годов, наиболее тесно связанных с передовыми сторонами жизни советского общества – это фотографии театров, пионерских лагерей, научно-исследовательских институтов и санаториев. Снимки были собраны за 2010-2011 годы. География построек: Россия, Белоруссия, Украина, Армения, Грузия, Таджикистан, Куба. Был создан интернет-портал выставки: http://geliopolis.su, где частично были представлены фотографии зданий.
Экспонаты были сгруппированы по пяти разделам по феноменологического принципу: в каждом разделе рассматривался тот или иной архитектурно-бытовой феномен. Так, например, раздел «Тотальный театр» рассказывал о специфической роли театра в советском обществе, где на сцене театра соединялись искусство и политика и где режиссеры могли влиять на общественное мнение. Раздел «Среда для нового человека» рассказывал о поисках духовных начал в светской архитектуре, связанной с гражданской обрядностью, – были представлены дворцы бракосочетаний и крематории, удивительно похожие на храмы и другие культовые постройки.
Контрапунктом выставки были фотографии из проекта «20 лет без СССР». Если светлая архитектура «Города солнца» создавала образ будущего, а, следовательно, жизни, то контрапунктный визуальный ряд демонстрировал образ смерти – и зритель мог понять, что выбор, который делает сегодня Россия, это не выбор между «плохим» коммунизмом и «хорошим» капитализмом, а между жизнью и смертью.



Таким образом, собранный визуальный ряд знакомил зрителей с теми чертами советского общества, о которых упорно не желают говорить последние 20 лет. Через архитектуру было показано, что даже в эпоху застоя Советский Союз не был тоталитарным государством, где жизнь граждан была уныла, проходила в страхе и конформизме.
Выставка делалась с расчетом именного на молодого зрителя, для которого Советский Союз мог быть, в лучшем случае, воспоминанием из раннего детства. Как следствие, именно молодёжи пытаются внушить негативно-мифологическое понимание жизни в СССР. Мы смогли активно задействовать соцсети и фактор бесплатного входа, а также не уничтоженный за 20 лет интерес российского общества к теме космоса.
Месяц работы "Города Солнца" в цифрах
За месяц работы выставки ее посетило около 7,5 тыс. человек. Состоялись лекции активистов «Сути времени» о философии русского космизма, национальной политике СССР, советской мультипликации, а также встречи с архитекторами. Был разработан интернет-портал о позднесоветской архитектуре: geliopolis.su
Освещение в СМИ

Выставка получила широкое освещение в СМИ. Все сообщения в СМИ можно разделить на несколько групп:
1. Профильные (архитектурные и искусствоведческие) издания обрушились на нас с критикой за якобы непрофессионализм и незнание предмета. Скорее всего, это была защитная реакция. Дело в том, что за последние 20 лет «профессионалам от архитектуры» до этого наследия не было никакого дела и этот период архитектуры трактовался как сугубо серый, банальный и застойный. Поэтому открытие выставки, столь масштабно представляющей позднесоветское архитектурное наследие, имело эффект разорвавшейся бомбы.
Архи.Ру пишет:
Декоративно развешанные фотографии практически не сопровождаются пояснениями, хотя через четыре десятка лет, которые прошли со времени постройки этих зданий, даже очевидные реалии времени часто нуждаются в комментариях. Вместо этого устроители выставки предпочли заменить кропотливое объяснение и последовательное просвещение зрителя мифотворчеством и пропагандой. Всем хорошо понятно, что тема соотношения архитектуры и власти в течение всего ХХ века остается одной из самых сложных, и эта проблема до конца не решена. Авторы выставки из движения «Суть времени» уже нашли свой ответ, который находится целиком в поле идеологии, а не истории архитектуры. <…> В экспозиции же вся структура сводится к трем кускам материи, двум красным и черному, повешенным в виде фриза под потолком. Больше всего этот «экспозиционный прием» напоминает подзор, которым в квартире украшают карниз для штор. Как оказывается, красные куски должны обозначать для зрителя еще существующие, а черный – уже утраченные здания. http://archi.ru/russia/news_current.html?nid=47600
Visual Daily пишет:
В потерне Петропавловской крепости собрано порядка ста фотографий. Снимки не художественны, скорее иллюстративны. <…> География объектов обширна, художественный выбор беспорядочен. Посредственный необрутализм соседствует с брутализмом оригинальным. Поставить в один ряд министерство транспорта в Тбилиси архитектора Георгия Чахавы и гостиницу «Русь» на Артиллерийской улице в Петербурге, по меньшей мере, странно. <…> Чтобы понять, как работает мысль у идеологов выставки, не надо быть Виктором Пелевиным. Все проще. Скажем, есть здание президиума РАН — тяжеловесный, монументальный, сложносочиненный объект. Про который довольно сложно что-то понять хотя бы потому, что он такой один. Так вот к этому смутному объекту привязывается некий не менее смутный текст. И вдруг все проясняется! Оказывается, это формообразование исходит из космических устремлений советских людей, откуда же еще». http://art1.ru/architecture/kosmicheskoe-kraevedenie/



2. Публикации в общегородских газетах или воспроизводили перестроечные мифы о серости этой архитектуры, или давали лишь информацию о месте и времени проведения выставки, полностью обходя молчанием идейную сторону дела.
3. Некоторые издания все же честно осветили выставку, рассказав о содержании. Это питерский канал «Cто-ТВ», газета "Новые известия", интернет-портал газеты «Завтра» и, как ни странно, англоязычное издание для иностранных туристов «St Petersburg Times».
Завтра.ру пишет:
«Фотовыставка “Город Солнца. Архитектура коммунизма”, открытая в Санкт-Петербурге представителями местной ячейки движения “Суть времени”, является отличным ответом всем тем, кто годами уныло вещает нам про деградацию и культурный упадок в Советском Союзе. Творения ведущих отечественных архитекторов 70-80-х годов, запечатлённые на представленных публике фотографиях, без сомнения, несут в себе немалое мобилизующее начало. <…> Дома творчества и научно-исследовательские институты, стадионы и оздоровительные лагеря, кинотеатры и дворцы культуры, административные учреждения и концертные залы, запечатлённые на представленных фотографиях – всё это столь разительно контрастирует с тем, что мы вынужденно созерцаем вокруг себя сегодня, что название выставки – “Город Солнца” – выглядит более чем концептуально. Нисколько не впадая в идеализацию советской эпохи, нельзя не признать: в культурном, эстетическом, нравственном отношении она действительно выглядит светлой и солнечной в сравнении с тем, что пришло ей на смену. Советский красный проект звал людей ввысь, а не вниз, как это делает проект нынешний – антисоветский».
St Petersburg Times пишет:
The subject of outer space was one of the main cultural references throughout late Soviet culture, with ideas about the universal power of the Soviet Union reflected in literature, movies, music and architecture. It was architecture, however, more than any other discipline, which brought together art, engineering and science, and where society’s most forward-looking impulses found their fullest expression.
Новые Известия пишет:
Здания – диковинные и экстраординарные, порой напоминающие межгалактические корабли, порой – космические объекты, «вырастали» в 60–80-е годы прошлого столетия в Москве и Ленинграде, Днепропетровске и Великом Новгороде, Тбилиси и Таллине… Одним словом, на всех просторах бывшего Советского Союза. Выставка в Петропавловской крепости позволяет убедиться в этом воочию. И разбивает в пух и прах устоявшийся миф о «серости» хрущевско-брежневской архитектуры. http://www.newizv.ru/culture/2013-04-24/181602-deti-podzemelja-v-poiskah-sinej-pticy.html
Телеканал Сто-ТВ, 3-х минутный сюжет пишет:
Тотальная стройка театров – за период с 1930е по 1980е годы было построено около 400 театров, и многие из них имеют невероятный облик. Храмы науки – устремленные в небо здания, масштабные, вселяющие веру и уверенность, - памятники нового мира, который СССР не смог построить. Повторение живой природы в архитектуре - все это яркий период в советском зодчестве, не имеющий даже официального названия. http://www.tv100.ru/video/view/vystavka-gorod-solnca-arhitektura-kommunizma-95006/
Отклики зрителей
В книге отзывов для посетителей мы собрали несколько десятков отзывов на русском, английском, финском и казахском языках. Подавляющее большинство отзывов были положительные, однако, к сожалению, прослеживалась тенденция не к осмыслению советского опыта, а к ностальгии по СССР (чего мы искренне хотели избежать).


Цитата:
Есть “Письма о добром” Д. Лихачева, а теперь есть еще и замечательная выставка “о добром” в человеке и в человечестве.
Желаю Вам иметь возможность показать свою Добрую работу как можно большему числу людей во всех странах.
С уважением, Анастасия Х.
С другой стороны, часть посетителей прониклась атмосферой исторического восхождения и творчества.
Цитата:
Очень, очень замечательная выставка. Через архитектурные формы создавалось ощущение причастности к вечной идее.
Не обошлось без отзывов «от Льва Щаранского».
Неизвестный креакл пишет:
Позднесоветская архитектура любому приличному человеку напоминает бункеры, в которых самоуверенное человечество пытается укрыться от движения любых трансцендентных ветров.Эта невыносимо тягостная ритуальная и плоская дрянь должна была умереть, догнав идеи гуманизма, социального государства и одержимости историей ради торжества православного царства.
Движение «Суть времени» суть движение некромантов, под руководством главного [некроманта] пытающееся отстоять незнакомую им современность модерна, не пытаясь отрефлексировать реальное пространство посмодерна.
Стыдно, товарищи.
Слив!
Свой отзыв оставил и Сергей Ервандович Кургинян, к изумлению организаторов, неожиданно посетивший выставку.
С.Е. Кургинян пишет:
Замечательная выставка, сделанная с умом и душой. Прекрасно вписанная в специфику помещений. Сделано очень большое дело. Поздравляю. Желаю новых - еще больших дел, осуществляемых так, как это! Сергей Кургинян. 21.04.2013


Город Солнца передаёт эстафету
Итак, Выставка «Город солнца. Архитектура коммунизма» было апробирована в качестве идеологического оружия.
Ленинградское отделение «Сути времени» благодарит всех, кто поддерживал нашу выставку информационно, и готово передать эстафету другим регионам. Выставка задумана и реализована как передвижная: экспонаты легко складируются и перевозятся.
Обращайтесь к инициативной группе по электронной почте: info@geliopolis.su


Subscribe

promo rjadovoj_rus january 13, 2015 11:36 34
Buy for 50 tokens
Оригинал взят у mike_ermakov в Газета «Суть времени» Товарищи! Открыта очередная подписная компания на газету «Суть Времени». В газете публикуются серии аналитических статей по различным видам войн, ведущихся в России и мире. В частности, в газете…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments