rjadovoj_rus (rjadovoj_rus) wrote,
rjadovoj_rus
rjadovoj_rus

Театр, актеры и отношение к ним церкви. Заметки на полях



Общеизвестно отрицательное отношение церкви к театру и, соответственно, актерам. Но в чем его причина?

Есть целая серия оснований, которые приводят в статьях и прочих источниках информации. Постараюсь перечислить их в том порядке, в котором их прочитал.

1. Театр отвлекает и забирает время людей, которое они могли бы потратить на посещение церкви. Забота о людях, которые перестают ходить в церковь, чем отдаляют себя от спасения.
2. Театр - место недостойного увеселения, отвлекающего людей от духовного.
3. Актеры имеют славу (тщеславие) побудительной причиной своих действий. Что плохо. То есть это забота о душе актеров.
4. Многократное изменение своей личности в ходе актерства является чем-то сродни вселению чего-то постороннего в их души. Многих личностей. Предполагалось, что вместе с этими личностями могут вселиться и поселиться некие злые сущности.

Всё это вполне может быть и наверняка имеет место. Но, на мой взгляд, это не является основным мотивом и основанием для резко отрицательного отношения церкви к театру и актерам. Ведь они должны были чем-то особенным отличаться от других людей, чтобы их даже на кладбищах общих не хоронили.

Моя версия следующая.

1. Вольно или не вольно, но актеры имели возможность менять свою социальную роль (или маску, или и то и другое) условно говорят, легально и много раз за жизнь. Делалось это сначала, конечно же, на сцене. Но вот потом... Это потом и вызывало резкое отрицание. Человек, который может фактически сменить свою личность на другую, точнее, другие, потом снова стать самим собой, может стать очень опасным для окружающих людей. А что самое опасное - для установленного обществом порядка, который основан на неизменности социальной роли человека в течение жизни.

2. Меняя маски, актер, волей-неволей, не только отдает эту маску зрителям во время спектакля, но и получает ее часть в себя навсегда. Если он хоть немного актер, конечно. А этим он, как минимум, меняет свою сущность. Это я смягчил, чтобы не говорить, что он её разрушает. Или заменяет на чужую. Что, в общем, одно и то же. Становится другим существом. Уже не по своей воле.

3. Театр считают конкурентом церкви в смысле того, что он стал (сейчас уже логичнее сказать - был) местом, которое стало условным продолжением мистерий. То есть рассказывал истории типа притч, тем самым уча людей, как им поступать в жизни. Это были своего рода светские мистерии. Что церковь, естественно, считала недопустимым.

В средние века именно церковь была смыслообразующим институтом. Она устанавливала образ жизни и образ мысли. Поэтому именно ее беспокоили вопросы нарушения этого порядка. А с актерами было непонятно, что они такое.

Человек, который многократно может менять своё внутреннее (и внешнее) обличие, становится неучетным и неподотчетным официально установленным структурам. Особенно это интересно, если вспомнить, что театры часто были бродячими и практически бесконтрольно перемещались в пространстве, пересекая границы разного рода. То есть актеры меняли свою сущность, при этом меняя еще и свое положение в пространстве, в смысловом смысле соприкасаясь с большим количеством людей.

Еще один момент. Не имея идеи, по отношению к которой актерство является не целью, а средством, люди теряют свою моральную основу, обращая свои вновь приобретенные умения для достижения выгоды. Выгоды в широком смысле. Ведь выгода - это далеко не только материальные блага. Это и власть, и удовлетворение разного рода "хотелок", которые далеко не все безобидны.

Человек, который добросовестно исполняет всю жизнь отведенную ему социальную роль и человек, который меняет эти роли, как перчатки - принципиально разные существа. Человек со сменой ролей - это потенциальный управленец. Он воздействует на людей, представляясь кем угодно, заставляя людей делать то, что ему нужно. Он воздействует, не имея силы. То есть он получает власть над людьми, не проявляя силу и не угрожая её применением. На мой взгляд - это высший пилотаж власти. Какой ценой ему это достается - другой вопрос.

Почему сейчас ситуация изменилась? А она изменилась, несмотря на то, что церковь по инерции еще не приветствует посещение верующими театров. Потому что церковь потеряла монополию на смыслотворение. Потому что светских людей стало очень много. Потому что объем разнообразных знаний у людей резко увеличился, его невозможно контролировать чисто физически.

Тут я остановлюсь, потому что дальше можно перейти к более общим вопросам, на которых я пока не готов останавливаться. Например, о взаимоотношениях религии и Советской власти в вопросе смыслотворения. Всего вам доброго.
Subscribe
promo rjadovoj_rus январь 13, 2015 11:36 35
Buy for 50 tokens
Оригинал взят у mike_ermakov в Газета «Суть времени» Товарищи! Открыта очередная подписная компания на газету «Суть Времени». В газете публикуются серии аналитических статей по различным видам войн, ведущихся в России и мире. В частности, в газете…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 43 comments