rjadovoj_rus (rjadovoj_rus) wrote,
rjadovoj_rus
rjadovoj_rus

Музпросвет N°15, Шопен - Ноктюрны

Оригинал взят у at_kosm в Музпросвет N°15, Шопен - Ноктюрны



После Шумана, который является некой узловой точкой немецкого романтизма, мы перейдем к Шопену - его парижскому собрату по перу и современнику. Оба родились в один год, в 1810-м. Основная творческая деятельность обоих приходится на двадцатилетие 1830-1850. Хотя, Шопен сформировался как профессионал и как художник уже в ранней юности, затем же развивался более-менее равномерно [добавим, равномерно-гениально], тогда как, Шуман долго "возился" прежде чем решить стать музыкантом (писательство и поэзия привлекали его также с огромной силой), но затем, раз взявшись за дело, стал развиваться с невероятной интенсивностью и примерно за 3-4 года проделал путь от первых попыток начинающего композитора, до величайших шедевров в истории музыки.
Но вернемся к Шопену. Я намерен посвятить ему несколько выпусков и остановиться на нем подробнее, чем на Шумане. Но не потому, что я люблю его больше (это не так), или что он имеет бОльшую ценность и историческое значение (и это не так), а потому, что в первом приближении Шопена проходить попросту легче, т. к. его музыке в намного большей степени свойственна некоторая непосредственная доступность.

Шопен, наряду с Бетховеном, Шуманом, Листом, - одна из ключевых, парадигматических фигур, определивших весь последующий ход истории музыки, а также образ музыки и музыканта в массовом сознании.

Отец Шопена был эмигрировавшим в Польшу французом, мать - полячкой. Вырос он в Польше, но примерно с 20-летнего возраста до конца своих дней жил во Франции. Считал себя поляком, много общался с польскими эмигрантами. При этом, в отличии от огромного большинства композиторов, определить точную "национальную принадлежность" музыки Шопена практически невозможно. Вот Бетховен, Шуман - это однозначно немецкая музыка. Шуберт тоже, с очень сильным австрииским "акцентом". А в Шопене?.. Тут сплелись в синтезе итальянская мелодика, польские национальные ритмы и интонации, вообще что-то общеславянское (не могу разом определить что... надо бы подумать) немецкая сложность, "объемность" музыкального мышления, французская утонченность... И при всей этой пестроте истоков, стиль Шопена редкостно монолитен и органичен.

Шопен посвятил все свое творчество одному инструменту - фортепиано. Абсолютное большинство его сочинений - для фортепиано соло. Сочинения для других инструментов можно сосчитать по пальцам и нет ни единого, в котором не участвовал бы рояль. Во многом именно от Шопена идет образ "романтического пианиста".
При этом, существуют свидетельства о том, что сам он отвергал определения "романтик" в отношении себя, говоря, что никакой он не романтик и никакой "романтической" музыки не пишет, а пишет "классическую" музыку. Под этим он подразумевал, что пишет нормальную серьезную музыку в традициях великих предшественников - Баха, Моцарта, Бетховена.

Как мы уже сказали, крупные формы у романтиков перестали быть основной "продукцией". Так и Шопен, в основном сочинял пьесы небольшого масштаба. Крупных произведений сложного строения у него немного, однако при этом они как правило имеют особое значение в его творчестве и дают поразительные по естественности конструктивные решения, где идеально сочетаются ясность, простота и сложность.

Надо сказать, что в отличии от абсолютного большинства композиторов, у Шопена практически нет неудачных произведений. За исключением всего нескольких юношеских вещей, у него буквально все замечательно или просто гениально.

Знакомство с музыкой Шопена начнем с общего обозрения по жанрам. Дело в том, что многие музыкальные жанры - такие как этюд, мазурка, полонез, ноктюрн - были доведены до степени высокой художественности именно Шопеном. Они так и остались "шопеновскими" жанрами, к которым впоследствии обращались многие композиторы, но которые при этом навсегда впитали в свой "генетический код" образцы созданные Шопеном.
Вот основные жанры шопеновской музыки:

Этюд, Прелюдия, Ноктюрн, Мазурка, Полонез, Вальс, Экспромт, Скерцо, Баллада, Соната.

Сегодня познакомимся с несколькими образцами пожалуй сАмого характерного для Шопена жанра - Ноктюрна.

Из названия можно было бы заключить, что ноктюрн - это "ночная" музыка, или связанная с ночными образами. Однако, это верно лишь отчасти. Образы связанные с ночью, или с сумерками, конечно часто появляются в ноктюрнах, но важнейшей его характеристикой является также связь с образами природы вообще, некоего пленера. При этом , у Шопена, на первом плане всегда лирическое высказывание, все остальное же играет роль фона, атмосферы высказывания.

Шопен - автор 21 ноктюрна.

Сделать выбор двух-трех для первого знакомства - страшно трудно. Тут повсюду одни шедевры.
Но придется ограничиться.

Вот Ноктюрн N°8 op.27 N°1 в исполнении Артура Рубинштейна :



(Нумерация Ноктюрнов по нотным изданиям. Сам композитор их не нумеровал)

Ноктюрн, N°13 op.48 N°1, самый развернутый из всех - настоящая фортепианная поэма - в исполнении одного из самых значительных шопеновских исполнителей - Владимира Софроницкого (обратите внимание на мужественность и трагичность его игры) :



Вот один из ранних Ноктюрнов (обычно публикуется под N°19) - хорошее исполнение, нашел в ютюбе:



Послушаем также вторую часть Фортепианного концерта N°2 (у Шопена их всего два), которая по сути ни что иное, как большой ноктюрн. Опять Артур Рубинштейн :

Subscribe
promo rjadovoj_rus january 13, 2015 11:36 35
Buy for 50 tokens
Оригинал взят у mike_ermakov в Газета «Суть времени» Товарищи! Открыта очередная подписная компания на газету «Суть Времени». В газете публикуются серии аналитических статей по различным видам войн, ведущихся в России и мире. В частности, в газете…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments