rjadovoj_rus (rjadovoj_rus) wrote,
rjadovoj_rus
rjadovoj_rus

Музпросвет N°10. Инструментальная музыка Шуберта

Оригинал взят у at_kosm в Музпросвет N°10, Инструментальная музыка Шуберта



Песня (Lied) - несомненно главный шубертовский жанр. Но главный он не потому что его песни лучше его же инструментальной музыки, а потому что они - первоисточник, который определил всю специфику инструментального стиля Шуберта. В песенности вся его оригинальность, а также его важнейшая историческая роль. Дело в том что именно через песню открылся Шуберту доступ к новым источникам вдохновения - к народным истокам и к тому что можно назвать лирической струей. Народность тут надо понимать не как какую-то экзотику, а как укорененность в подлинной жизни народа, в музыке его быта (песня была бытовым и любимым простыми немцами жанром, который именно Шуберт возвысил до великого искусства).
Под лиричностью же надо подразумевать некий личностный тон высказывания. Музыка как-бы идет от первого лица. Как в поэзии, "Выхожу один Я на дорогу..." - только в музыке это "Я" не говорится, а только ощущается. Эти две черты - народность и лиричность станут одними из главных, определяющих моментов музыкального романтизма, в первую очередь - немецкого. Не надо думать, что музыка Шуберта (или вообще музыка 19 века) все время подразумевает ТОЛЬКО "говорение" от первого лица. Просто в большинстве произведений - это характерная черта самогО музыкального материала, его как-бы внутреннего пропевания. При этом, часто, все это оплетается и оттеняется другими элементами, что создает сложные и богатые картины. В этом именно и заключается пресловутое преобладание субъективного начала в романтической музыке. В то время как в классицизме - субъективное и объективное, частное и общее, находятся в равновесии.

Если песня с юности же стала для Шуберта чем-то "своим", естественным и органичным, с ранних лет давшим такие шедевры, как "Лесной царь" и "Гретхен за прялкой" (~ в 19 лет), то с инструментальной музыкой все было гораздо сложнее. Тут модели венского классицизма довлели настолько, что композитору только постепенно удалось найти в ней себя (с той же степенью органичности, что и в песнях).

Одним из главных его вкладов в этой области являются сборники фортепианных пьес: Шесть "Музыкальных моментов" и восемь "Экспромтов" (2 тетради по 4 пьесы). Все они в основном относятся к последним годам его короткой жизни. В виде этих пьес, Шуберт дал немецкой культуре первые совершенные образцы "Характерных пьес" (Charakterstücke), которые пришли на смену классической сонате, в качестве основного жанра фортепианной музыки. В Экспромтах и Музыкальных моментах песенное начало прорывается с удивительной силой и свежестью.
Предлагаю послушать два экспромта (N°3 и 4).

Экспромт N°3 :

Вильгельм Кемпфф



Мюррей Перайя



Экспромт N°4

Святослав Рихтер



Артур Рубинштейн



Мария Юдина играет всю первую тетрадь. Как всегда очень "по-своему".
(N°3 на 12'04", N°4 на 17'55")

Subscribe
promo rjadovoj_rus january 13, 2015 11:36 35
Buy for 50 tokens
Оригинал взят у mike_ermakov в Газета «Суть времени» Товарищи! Открыта очередная подписная компания на газету «Суть Времени». В газете публикуются серии аналитических статей по различным видам войн, ведущихся в России и мире. В частности, в газете…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments