rjadovoj_rus (rjadovoj_rus) wrote,
rjadovoj_rus
rjadovoj_rus

Музпросвет N°5, Исполнительское искусство

Оригинал взят у at_kosm в Музпросвет N°5, Исполнительское искусство



Друзья, поскольку бетховенские симфонии - материал очень обширный и непростой, я предлагаю на этот раз маленькую интермедию из цикла "исполнительское искусство".
Интересно, что музыкальное исполнительство в эпоху расцвета композиторского творчества, т.е. 17-19 вв. не рассматривалось как самостоятельный вид искусства. Некоторое исключение составляют певцы (оперные), которые уже в 17-18 в. "звездились", однако их подлинный авторитет в музыкальной среде не мог идти ни в какое сравнение с авторитетом композиторов. Музыканты, которые занимались только исполнительством практически не существовали в качестве профессиональных музыкантов. Были "любители" от крестьян до королей, играющие, и даже очень хорошо, на разных инструментах, но их роль второстепенна. Любой мало-мальски серьезный музыкант обязательно хоть немного сочинял музыку. А знаменитые композиторы были как правило выдающимися исполнителями, играющими в основном свою собственную музыку. Причем именно они (Бах, Скарлатти, Вивальди, Гендель, Моцарт, Бетховен, Паганини, Шопен, Мендельсон, Лист, Брамс, Скрябин, Рахманинов...) и продвигали исполнительское искусство, войдя в историю как непревзойденные мастера игры на своих инструментах. В 19 в. правда начали появляться "неиграющие" композиторы (Берлиоз, Вагнер), но и те придумали себе быть дирижерами (откуда и возникла собственно дирижерская профессия).

Таким образом никакого строгого "разделения труда" не было. Оно появилось с конца 19 в. и окончательно оформилось в 20 в. Сформировался "репертуар" и центр тяжести переместился с современной музыки (т. е. создаваемой самими музыкантами и их живыми коллегами) на музыку прошлого.

Вместе с тем, появление самостоятельного художника-исполнителя ознаменовалось приходом таких мастеров, у которых исполнение и вправду превратилось в независимый вид творчества. Качество, глубина и смысл их исполнительской деятельности стали полноценным творческим явлением.

Сегодня послушаем одного из самых великих, глубоких и человечных музыкантов 20в., советского пианиста Эмиля Гилельса.

Гилельс был одним из уникальных виртуозов в истории музыки. Но при этом он его огромное техническое и звуковое мастерство всегда сочеталось с всепроникающей выразительностью, поэтичностью, вечным поиском глубинного смысла. В его игре мужество, высота мысли, необыкновенная человечность и никакой лишней аффектации.
Он был очень добрым, и скромным человеком. Был немногословен, держался в стороне от всяких диссидентских настроений. Высказывался только через творчество.
Вот его исполнение Прелюдии и Вокализа Рахманинова в Большом зале Московской Консерватории (Вокализ в оригинале для голоса; Гилельс играет фортепианную обработку Ричардсона) :

https://www.youtube.com/watch?v=EtuMVBLEWJU

https://www.youtube.com/watch?v=R5IiC1kAdzM
Subscribe
promo rjadovoj_rus january 13, 2015 11:36 35
Buy for 50 tokens
Оригинал взят у mike_ermakov в Газета «Суть времени» Товарищи! Открыта очередная подписная компания на газету «Суть Времени». В газете публикуются серии аналитических статей по различным видам войн, ведущихся в России и мире. В частности, в газете…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment