rjadovoj_rus (rjadovoj_rus) wrote,
rjadovoj_rus
rjadovoj_rus

Жить долго и счастливо вымереть?

Оригинал взят у qorban в Жить долго и счастливо вымереть?

Стремление к жизни и её продлению, будь то желание существовать и, как можно дольше, длить это существование, а также бороться с казалось бы неизбежной смертью, является инстинктом. То есть врожденной формой поведения, которая присуща всем живым существам, включая человека. Известный физиолог Иван Павлов, говорил, что даже рефлексы несут в себе функцию самосохранения.

Когда мы говорим о стремлении к жизни, мы говорим о таких глубинных процессах, которые существуют автономно от высших форм сознания. Переломить такие формы сознания достаточно сложно, но при определенных условиях можно.

В начале 20 века, И. Павлов писал, что «При продолжительном ограничении в удовлетворении основных влечений, при постоянном сокращении работы основных рефлексов падает даже инстинкт жизни, привязанность к жизни. И мы знаем, как умирающие в низших, бедных слоях населения спокойно относятся к смерти». Таким образом, мы можем объяснить притупление стремления к жизни у людей находящихся за чертой бедности. Но мы видим такие же, если не более сильные проявления спокойного отношения к смерти или даже стремления к ней и в более обеспеченных слоях общества.

Практически повсеместно, человек, пытавшийся себя убить, первым делом однозначно будет отправлен на обследование к психиатору. Вызвано это тем, что в случае, если попытка самоубийства вызвана психическим расстройством, то человек подлежит принудительной госпитализации в психиатрическую клинику. Т.е. исходя из такой логики, мы должны понимать, что существует две разных причины для самоубийства — патологическая, и, как бы «нормальная».

Очень интересно, что эвтаназия, процесс добровольного ухода из жизни, как бы дистанцируется от явления самоубийства. Например, в западных странах, где право на добровольный уход из жизни законодательно подкреплено. Казалось бы, в некоторых случаях, эвтаназия выглядит даже гуманным жестом — в случаях серьезных неизлечимых заболеваний, вызывающих нестерпимые физические мучения. Но налицо некая странная закономерность: в странах, легализовавших эвтаназию, ежегодно увеличивается количество эвтаназий, причинами которых не являются неизлечимые заболевания и страдания.

Что же сподвигает человека, психически и физически здорового, выбирать добровольный уход из жизни?

Сейчас в нашем обществе можно наблюдать субкультуры, неотъемлемым атрибутом которых явно или скрыто выступает смерть. Например, готы. Исследовательница готической субкультуры Агнес Яспер отмечала общий характерный признак, отличающий принадлежность к этой субкультуре — «провозглашение себя «мёртвым». Помимо того, что разделяющие такой подход к жизни люди добровольно и осознанно ведут смерти подобную жизнь, я считаю, что переход к состоянию фактической смерти для такого человека значительно упрощен, ведь в принципе, смерть в таком случае, это некий идеал, стремление к которому должно быть сильным, если ты участвуешь в этом по-настоящему, а не в фантики играешь.

Иные субкультуры можно отнести к сообществам людей так или иначе играющих в догонялки со смертью — это всевозможные экстремалы. Их общие увлечения зачастую приводят к серьезным травмам или летальному исходу. И, во многих случаях, это вопрос случайности, легкой ошибки, недостаточной сосредоточенности.

Понятно, что разговор об относительно небольших субкультурах, не отражает воззрения общества в целом. А что, если взять для рассмотрения среднего человека с нормальным достатком, как бы естественного, среднестатистического жителя данного времени? Многие социологи и философы, считают, что современное общество сущностно является обществом потребления. Это видно и по экономической модели — производственная машина капитализма способна работать только при непрерывном потреблении, это видно по потребностям общества, лежащим по большей части в материальной сфере и тенденциям происходящим в социальной динамике — коммерциализированный культ тела (фитнес, йога), платность образования, засилье рекламы, появление гигантских супермаркетов, в которых можно буквально жить целый день, и по многому другому.

Чем же может привлечь потребителя добровольный уход из жизни, прекращающий столь милый сердцу шоппинг? Сама по себе логика общества потребления проста, когда речь идет о роскоши, как обладании чем-то избыточным, дорогим и уникальным. В этом отношении можно наблюдать интересный парадокс, на который указал Жан Бодрийяр в «Символическом обмене и смерти»: «Если жизнь — просто потребность продлиться любой ценой, то уничтожение — это бесценная роскошь». То есть, с точки зрения потребителя, смерть, по сравнению с жизнью (которой обладают все окружающие), является более элитарным продуктом.

В той же работе Бодрийяр заявляет о добровольной смерти, как чуть ли не о форме социального протеста. Самостоятельно прекращающий свою жизнь индивид, по мнению Бодрийяра, тем самым обретает свободу от общественного или государственного контроля, насильственно навязывающего ему жизнь: «Запрет самоубийства связан с наступлением закона ценности. Закон может быть религиозным, моральным или экономическим — но он всякий раз говорит одно: никто не вправе убавлять, обесценивать капитал. А поскольку каждый индивид представляет собой частицу капитала (как любой христианин — это душа, которую следует спасти), то, значит, он не имеет права уничтожать себя. Против этой ортодоксии ценностей и восстает самоубийца, уничтожая ту частицу капитала, которой он располагает. Такому нет прощения: бывало, самоубийцу даже вешали за то, что ему удался его поступок».

Стоит ещё упомянуть значительную роль в формировании положительного образа смерти и ценности добровольного ухода в среде вегетарианцев и сторонников экологии. Мировоззрение многих из них основано на том, что планета перенаселена, а человек, своей жизнедеятельностью губит её экосистему, и чем людей больше, тем серьезнее это воздействие. Так, существует специальная «Церковь эвтаназии», основанная Крисом Кордой, которому во сне явился дух земли и поведал о проблемах планеты и пути её решения: «Спаси планету, убей себя!». Или Движение за добровольное исчезновение человечества. Лозунг которого — «Жить долго и счастливо вымереть». Движение предлагает людям добровольно отказаться от дальнейшего воспроизведения человеческого рода.

Получается, что процесс наращивания привлекательности смерти идёт по многим фронтам. Кого-то ловят на том, что смерть — это свобода, кого-то на том, что смерть — это красиво, кого-то на том, что смерть — это избавление от мучений и страданий и прочее. Поддаться, этому повсеместному давлению установок на смерть — значит отказаться от борьбы за жизнь, что равносильно смерти вживе. Ибо сама жизнь, по сути — борьба. Борьба с собой, с обстоятельствами, со стихией, с несправедливостью, да мало ли ещё с чем!... Что человек без этой борьбы? — простейший автомат, исполняющий программу «родился-женился-умер». Жив ли он при этом — большой вопрос.


Subscribe
promo rjadovoj_rus january 13, 2015 11:36 34
Buy for 50 tokens
Оригинал взят у mike_ermakov в Газета «Суть времени» Товарищи! Открыта очередная подписная компания на газету «Суть Времени». В газете публикуются серии аналитических статей по различным видам войн, ведущихся в России и мире. В частности, в газете…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments