rjadovoj_rus (rjadovoj_rus) wrote,
rjadovoj_rus
rjadovoj_rus

В Ельцин-центре вступились за бандеровцев: «А что, нормальные люди. Лучше тебя!»

Оригинал взят у bav_eot в В Ельцин-центре вступились за бандеровцев: «А что, нормальные люди. Лучше тебя!»
Пикет 3.jpg

В "Ельцин-центре" продолжили бороться за права "невинно" репрессированных, явно "следуя" призывам президента России не нагнетать страсти в обществе, не обострять вопросы истории и вести дискуссии в ключе примирения. 16 января прошел премьерный показ документального фильма Сергея Качкина "Пермь-36. Отражение", в основе которого лежат истории трех заключенных упомянутой колонии, а также история самого "единственного в России музея, посвященного памяти жертв политических репрессий". И все это, по словам автора фильма, отражает нынешнее положение в стране. Хотя что действительно отражает этот фильм – большой вопрос. Подробнее – в материале Накануне.RU.

16 января в "Ельцин-центре" показали ленту "Пермь-36. Отражение", автором, оператором и режиссером которой выступил Сергей Качкин. Казалось бы, в 2017 г., в столетие Октября, можно обойтись и без фильма про якобы невинно загубленных политзаключенных, но в "президентском учреждении", вероятно, не нашли ничего лучше, кроме как показать фильм, в котором дураками представлены и современные коммунисты, и коммунисты прошлого, и сквозит выражение "красно-коричневые", что намекает на то, чем был Советский проект для диссидентов. Но обо всем по порядку.

Документальная лента длиною в 100 минут, на которую было потрачено пять лет, ожидалось, должна быть громкой, сильной, качественной, в конце концов. Однако фильм сам по себе слабый – неловкое повествование с долгими "многозначительными" паузами, вступления а-ля "cмеркалось" и прочие художественные изыски. В общем, не под стать семимиллиардному "ЕЦ".

Анонс фильма "центр" дал такой:

"В центре сюжета – истории трех бывших политзаключенных лагеря "Пермь-36". Рабочий Виктор Пестов был осужден за антисоветскую деятельность, литературовед Михаил Мейлах – за хранение запрещенной в СССР литературы, правозащитник Сергей Ковалев – за работу над выпуском еженедельника по правам человека в СССР. Спустя годы герои вновь возвращаются в лагерь, ныне музей, чтобы принять участие в форуме "Пилорама". Не брезгуя провокацией, молодые коммунисты активно протестуют против существования музея и форума, рьяно вступая в дискуссии с бывшими диссидентами. Со временем им удается привлечь внимание общественности и власти, отчего над музеем сгущаются тучи".

В целом, смысл фильма среди историй трех "узников совести" и ситуации вокруг либерального форума "Пилорама" как-то теряется. Автор зачастую и сам не может сказать, о чем фильм. С одной стороны, он говорит, что "Пилорама" отражала состояние современного общества, которое расколото на несколько лагерей, с другой стороны, фильм отражает ностальгию граждан по Советскому Союзу, с третьей стороны, надо ведь автору как-то эту ностальгию отбить? Поэтому автор пытается доказать, что в СССР все было ужасно, ну и, наконец, Сергей Качкин ранее сам признавался, что просто боится, что "все может вернуться обратно". Вот такой разброс "вокруг да около", хотя, вероятно, что-то под этим скрыто еще. Например, русскоязычная обложка делает акцент на форуме, но англоязычная – на политических репрессиях СССР. К тому же кино идет с английскими субтитрами. И нашим, и вашим?

обложки.jpg

Кроме историй бывших заключенных, в фильме идет повествование и про ту самую колонию "Пермь-36", и про форум "Пилорама", которые не раз оскандалились за несколько лет. Про скандалы, конечно, нет ни слова, про то, что АНО "Пермь-36" был признан иностранным агентом и безуспешно пытался снять с себя это "почетное" звание – тоже. А ведь когда-то участники фестиваля сожгли копию Знамени Победы, проводили закрытые антисоветские дискуссии, где называли патриотов – стадом. Почему же автор не представил в фильме главных виновников закрытия "Пилорамы" — пермских общественных активистов? На показе киноленты в Перми режиссер ответил, что просто не хотел беседовать с теми, кто не разделяет его идеалов. Вот такое документальное кино, вот такой "плюрализм мнений".

И это, как было заявлено на нескольких интернет-площадках, было снято на "народные деньги". Действительно, после пяти лет съемок Сергей Качкин начал сбор средств на одной из краудфандинговых платформ в России. Требовалось собрать почти 500 тыс. руб. на монтаж, цветокоррекцию, звукорежиссуру и покупку прав на музыку. Акционерами на сайте стали 70 человек. Это вам не краудфандинг на фильм "28 панфиловцев" – около 35 млн руб. собрали более чем 35 тыс. граждан. Это все пустое, а вот "Пермь-36. Отражение" – это реально "народный фильм".

Хотя, вероятно, есть и еще один более щедрый единомышленник. Возможно, им является немецкий фонд "Bosch Robert Stiftung", что может указывать на прямую заинтересованность германской стороны в тиражировании сведений, содержащихся в фильме. Как стало известно Накануне.RU, неоднократно фиксировались факты выезда немецких дипломатов и представителей некоммерческих организаций в Пермь с целью проведения встреч с бывшими работниками музея "Пермь-36". В рамках указанных встреч руководство консульского учреждения высказывало заинтересованность в продолжении деятельности АНО. При этом, после ликвидации АНО, по совету представителей германского консульства, бывшие сотрудники "Пермь-36" продолжили работу по финансируемым иностранными грантодателями проектам. И о "неназванном меценате" также написал сам Сергей Качкин в заключительных титрах. Совпадение?

В "Ельцин-центре" фильм встретили активисты движения "Патриоты" – "пугали" либералов портретами Сталина, а также напоминали, кто сидел в колонии в подавляющем большинстве - по сведениям из многочисленных источников, контингент как минимум на 60% состоял из осужденных за измену Родине – полицаев, бандеровцев, "лесных братьев", карателей, привлеченных за шпионаж – и прочих "не политических".

Вероятно, эта тема поднималась постоянно на протяжении создания и представления фильма, отчего Сергей Качкин начинает нервничать. Но об этом позже. Забавной деталью премьеры 16 января стало то, что все, кто покупали билеты на фильм про заключенных непосредственно в "ЕЦ", получали свой "порядковый" номер.

Первым "невинно" репрессированным перед зрителями предстает Виктор Пестов из Екатеринбурга. Его история проста донельзя – мать работала в КГБ, а он решил собрать подпольную антигосударственную организацию "Свободная Россия". Раньше в "Ельцин-центре" он рассказывал про то, как занимался "по полные уши антисоветчиной" и "сломал судьбу матери", так и в фильме спокойно пояснял, что вел антигосударственную деятельность. В итоге он был арестован в мае 1970 г., мать уволили из силовых органов, отец подал на развод. Как сказал в 2014 г. Сергей Качкин в одном из интервью – "система сломала их семью".

Кроме того, Пестов является членом общества "Мемориал", консультантом АНО "Пермь-36" и одним из подписантов письма "украинских интеллектуалов" в защиту музея, которое вместе подписали и члены УПА и УНА-УНСО (запрещенные в РФ организации). Возможно, поэтому он пришел на премьеру в столь интересной одежде.

Другим персонажем стал Михаил Мейлах. Его история также проста – собирал запрещенную зарубежную литературу, так называемый "тамиздат", потом бежал от следствия, но в итоге его поймали. Акцент в его истории делается на том, что он собирал книги, которые сейчас можно получить в свободном доступе – Набокова, Мандельштама, Солженицына. Но он сам говорит, что его дело занимало 6 томов. Что же осталось "за кадром"? Фильм умалчивает.

Наконец, завершает повествование "безвинных узников совести" ныне известный Сергей Ковалев, автор таких высказываний как: "Демократия — это не власть большинства, а права меньшинств!", "Жить надо не по правилам, жить надо по совести". Они также есть в фильме.

Он не рассказывает, за что его арестовали, он лишь рассуждает о протестной активности "из-за стыда за страну", о самоуважении, из чего как будто должно сложиться впечатление, что он-то уж точно "узник совести".

В общем, дела политзэков в фильме не представлены, в них никто не разбирался, а если и есть какое-то упоминание о них, то, конечно, исключительно со слов самих осужденных – обычный ход в подобных кинолентах. Зачем рассказывать все? Зачем говорить, что в этом исправительно-трудовом лагере сидели реальные преступники, осужденные по действовавшим нормам закона? Как рассказывал в 2012 г. Анатолий Терентьев, полковник МВД в отставке, который в 1972-1975 гг. был куратором колонии №36 по линии МВД, все рассказы про "узников совести" в колонии – лишь рассказы:

"Пишут про "узников совести" каких-то. А большая часть тех, кто там содержались, - это бывшие полицейские, это "власовцы", это бывшие украинские националисты, белорусские "ребята", которые помогали немцам на оккупированных территориях, это "ОУНовцы", это те, которые воевали в составе дивизии СС "Галичина", это те, которые воевали в составе "Ваффен СС", "Лесные братья" были со всех республик (латыши, литовцы, эстонцы), солдаты, осужденные за воинские преступления … И они все это называют лагерем "политических".

Он же рассказывал, как "тяжко" приходилось жить заключенным:

"Сидел Ковалев за антисоветскую агитацию и пропаганду. В колонии набивал ТЭНы утюгов. Рядом был Лысьвенский турбогенераторный завод, там был цех по изготовлению утюгов. Вот 36-я колония занималась как раз набивкой ТЭНов, и он там работал. Выполнял план на 102%, чтобы ему дополнительно деньги дали. Это крохоборы, каких свет не видывал. Попробуй там чего-то не доплати, копейку, двадцать копеек, он будет судиться, он на все изойдет, чтобы эти 20 копеек получить".

Столь же "кошмарные" условия, кстати сказать, описывал и сам Виктор Пестов, но не в фильме – как писало в 2015 г. агентство "Регнум", этот персонаж проводил на фестивале "После Пилорамы" экскурсию по музею "для своих":

"Детали для утюгов — работа непыльная. Я боялся, что пошлют на лесоповал. Думал, если попаду на лесоповал, то не выживу там. А когда приехал — ха! Условия нормальные. Соблюдали КЗОТ! Если вредное производство, то молоко давали. Если молока нет — сгущенка. Плохо, что ли? Норма была 840 штук в день. … И вот, значит, парни там работают, "ля-ля-тополя" друг с другом, обсуждают что-то, даже и не глядя, это все делают. Я думал: "Как же они так? Можно же пальцы себе повредить". Я когда перешел, я эти 840 штук… всю смену там колупаюсь. Ну, где-то месяц я так, а потом уже я эти 840 до обеда — и также — "ля-ля-тополя". После обеда я уже иду на пилораму, там Юрка Васильев, мой друг, работал. Я говорю: "Юра, я тут загораю, если эти появятся, ты щелкани". Я загораю, отдыхаю. Он: "Надзиратели!" Я — раз, встаю, прохожу через те цеха и иду в цех… Я им говорил: "Я норму сделал!" А они: "Все равно вы должны быть на рабочем месте". Я говорю: "Зачем?" Они: "Такой порядок". И я, значит, иду на свое рабочее место — просто сижу, жду. Так что нормально было".

Какой кошмар, "нормально" – это ведь не "отлично"! Но, наконец, 100 минут кончились, и можно было задать вопросы режиссеру. На вопрос об английских субтитрах и потенциальных зарубежных зрителях, а также о том, что может рассказать режиссер о "лесных братьях", бандеровцах, сидевших в колонии, Сергей Качкин начал как будто нервничать и защищаться:

"А почему вас это интересует? Почему вас всех интересуют бандеровцы? Я об этом вообще не упоминаю. Вот я не понимаю, зачем я буду вам на этот вопрос отвечать, он абсолютно провокационный. Так? Про английские субтитры я отвечу – да, я живу в рыночных условиях, мне нужно каким-то образом вернуть затраченные средства, я хочу, чтобы фильм этот был показан не только в нашей стране, в нашей стране – обязательно, но и за пределами нашей страны для того, чтобы телеканал его какой-нибудь купил. Потому что в нашей стране не существует рынка, к сожалению, просто по экономическим условиям. ... Мы открытая страна, да? Субтитры есть на французском языке, я хочу еще сделать на немецком языке, я хочу, чтобы мы… не знаю… Слушайте, по-моему, это нормально...".

Неизвестно, кого "всех нас" "интересуют бандеровцы", но "всех их" они явно не интересуют. И, видимо, в "Ельцин-центре" выстроилась определенная логика ответов на неудобные вопросы – называть спрашивающих либо "циниками и дебилами", либо "провокаторами"?

Не лишним будет отметить и "переобувание" режиссера – в 2014 г. он рассказывал о планах:

"Я рассчитываю, что после того, как фильм пройдет в фестивальном прокате, его покажут по федеральным телеканалам. В нем нет никакой крамолы. Если один из героев в интервью говорит мне, что Путин находится у власти нелегально, то это в фильм не войдет. Если оставить эту фразу, в Европе к моему фильму будет больший интерес, однако делать себе имя на Западе на теме политрепрессий, ну, как-то эгоистично. Гораздо лучше показать этот фильм на телевидении, чтобы миллионы людей посмотрели и вспомнили, что происходило в нашей стране".

Тем не менее, на вопрос о бандеровцах ответил Виктор Пестов, который подошел позже к спрашивающему и "популярно" объяснил:

"Насчет бандеровцев я тебе вот что могу сказать – в нашем лагере было 190 человек, из них бандеровцев было плюс-минус человек 20-30. Они, кстати, тоже были политзэки, и у них статьи-то – за антисоветскую агитацию и пропаганду, то же самое. Они-то сейчас получили пенсии, героев, пятое-десятое, только мы - вот что получили (показал дулю). Их оценили – прибалтов оценили, украинцев, всех. А у нас - как были в грязи, так и сидим в грязи".

Вот за что боролись "узники совести" – развал страны ради пенсии, наград и "пятого-десятого". Бандеровцев и лесных братьев на Украине и в Прибалтике, наконец-то, оценили (!), а в нашем темном государстве националистов не ценят. Вот так беда...

Не оставил этого вопроса и "коллега" выступающего, некий слушатель из зала, "завсегдатай" "ЕЦ":

"Слушай, я бандеровцев с трех лет и до сих пор встречаю, приличные люди, уж лучше тебя! Я с детства среди них жил – на Урале, в Магадане, где ни бывал – везде были, по Сибири, по Уралу. Нормальные люди".

Так почему Сергей Качкин не снял фильм про этих "нормальных людей", раз их всех "оценили"? Почему он спокойно называет коммунистов "красно-коричневыми" и говорит о своей боязни, но как будто не против бандеровцев, по крайней мере, не хочет их обсуждать? Ответ напрашивается простой: потому что это вкладывается в логику реабилитации преступников и очернения советского прошлого. Как говорил в 2016 г. о возможности реабилитации "власовцев" представитель "ЕЦ" Никита Соколов, так, видимо, и делаются первые шаги?



Показать "невинно" репрессированных, оставить за кадром огромное количество реальных преступников – вот уже как будто и почва для начала "обсуждения". Но об этом ли говорил президент?



Оригинал публикации: http://www.nakanune.ru/articles/112520/

Subscribe
promo rjadovoj_rus january 13, 2015 11:36 34
Buy for 50 tokens
Оригинал взят у mike_ermakov в Газета «Суть времени» Товарищи! Открыта очередная подписная компания на газету «Суть Времени». В газете публикуются серии аналитических статей по различным видам войн, ведущихся в России и мире. В частности, в газете…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments