rjadovoj_rus (rjadovoj_rus) wrote,
rjadovoj_rus
rjadovoj_rus

Родительское сообщество: спасение утопающих, дело рук самих утопающих

Оригинал взят у kim_1894 в Родительское сообщество: спасение утопающих, дело рук самих утопающих


Прочитав первую статью Александра Коваленина в 182 номере газеты, я был удручен: опять подтвердился факт нашей (современной) жизни - образование никому не нужно (кроме самих родителей). Чиновники ничего не делают, а если и делают, то это только вредит и дальше разрушает остатки образования в России. Более того, чиновники не считают, что с нами (родителями) вообще надо считаться.
Конечно, кто мы такие для них? Обеспокоенные родители?


Но считаться придется, ибо родительское сообщество обеспокоено не только здоровьем, но и качеством образования и будущим своих детей! К томуже обеспокоенные родители - уже не абстракция: это уже вполне живые коллективы людей по всей стране, это уже целая общероссийская организация: Родительское всероссийское сопротивление.

Поэтому странно, что власть не хочет замечать обеспокоенных родителей. Видимо, это связанно с тем, что власть очень оторвана от общества. Живет, словно в коконе и ничего не видит. Возможно и так, а может и по другим причинам: например, чиновники не реагируют на родительское сообщество, так как не считают, что оно есть (и они в этом глубоко заблуждаются).


Фотография: Первый съезд РВС, Москва, 2013 г.

Или с высоты, так называемой современной российской «элиты», реагировать, разговаривать с низовыми структурами не в чести (что, заметим, в корне противоречит нормам демократического общества, которое эта «элита» строит уже более чем 25 лет).

Конечно такое поведение нашей «элиты» можно объяснить тем, что в 90-х годах все сплоченные сообщества были разрушены (кроме воровских стай, часть которых превратилась в некоторые «элитные» сообщества), а интеллигенция продала свое первородство за чечевичную похлебку. Фактически в стране не осталось никаких социально-политических сил, объединенных гуманистическим мировоззрением и видением справедливого мироустройства в будущем.
Возникновение родительского сообщества в виде РВС, что-то из ряда вон выходящее, казалось, на него и надо реагировать, но по выше объясненным причинам элите нет до этого дела. Это первый момент.

Второй момент и о чем говорилось в статье - в современной России нет достойных учебников для школ, так я добавлю, что их нет и для ВУЗов. Об этом я и хотел поговорить поподробнее.
Не так давно с нами в институте заключили новый договор (несогласные могли уволиться), называется он «эффективный контракт». По нему надо набирать баллы за определенные вещи и получать, таким образом, прибавку к зарплате. Администрация ВУЗа считает, что преподаватели будут лучше учить (считаем, что администрация исходит из идеалистических предпосылок), если будут в своей работе равняться на некие показатели, за которые им будут платить.

Абсурдность этой идеи мне даже не хочется обсуждать. Я исхожу из того, что учителем (преподавателем) человек идет работать в связи с призванием к данной профессии и никакие деньги не могут побудить его работать лучше, он работает всегда одинаково: учить его призвание. Но может, была идея в чем-то другом, побудить нас делать что-то другое? Но что? Здесь я затрудняюсь ответить. И остановлюсь на первом: администрация института считает, что с эффективным контрактом преподаватель будет работать лучше.

Тогда давайте посмотрим, за что дают баллы и куда хотят направить преподавателя. Что администрация считает необходимым для преподавателя, то должно стимулироваться лучше, так как нас надо направлять этим стимулом к работе. Наверное, это написание монографий, методических пособий, учебников. Ведь когда преподаватель пишет учебник, он учится сам и учит других (по принципу docendo discimus). Нет, за это в нашем ВУЗе можно получить чуть ли не наименьший балл: учебник - 10 баллов, учебное пособие - 5 (если есть гриф уполномоченной организации - то 20 баллов за любое издание).

Известно, что написание книги - это огромный труд. Тогда чтобы понять вес этих 10 баллов давайте посмотрим другие виды работы и их оценку по этому контракту, так скажем, поймем в сравнении. Итак, такие же баллы вы получите за следующий вид работ:

- если вы участвуете в иностранном гранте (проекте) - 10 баллов,

- если вы доложитесь на иностранной конференции любого уровня (хоть среди американских колхозников) - 8 баллов - замечу, что это выше, чем написать учебное пособие, но не удивляйтесь за такой пиетет к иностранцам, смотрите далее,

- если вы читаете на иностранном языке в чужой стране (т.е. своей пользу не приносите), то вы получите из федерального бюджета России - 15 баллов (наш ВУЗ федерального подчинения) - больше, чем написать учебник, по «эффективному» это называется визитинг-профессор,

- если вы еще «тьюторнете» с индусами (это иностранцы, которые учатся у нас), то вам за это положат больше, чем за это же с русскими: 10 против 8.

Тьюторство - отдельная строка и отдельные баллы.

Как видно, все, что связанно с иностранцами и работай заграницей по величине баллов соизмеримо с написанием книги. Такая странная оценка труда: соразмерность написания книги и выступления на конференции должны вызывать изумление. Так как на самом деле выступление на конференции по затратам равняется написанию хорошей статьи, тогда как книга является нечто большим, чем просто статья.

Это очевидно всем, кто занимался таким родом деятельности. Но, это почему-то неочевидно нашей администрации. Видимо такая оценка столь различного труда связанна с тем, что администрация испытывает пиетет перед всем иностранным. Почему? Потомучто иностранцы платят ВУЗу большие деньги за свое обучение, а всем известно, что ВУЗ должен зарабатывать деньги, а не учить студентов.

Поэтому, закрывают библиотеку, поэтому в оставшихся читальных залах, некогда огромной библиотеки, будут вести занятия для новой партии обучающихся из Китая, другие аудитории заняты индусами.

Вы представляете: федеральный университет, библиотечный зал и там сидят индусы и китайцы, и беседуют на английском языке с преподавателем, а милые русские, библиотекари (как последний форпост русского мира), прижав не уничтоженные русские книги к себе, стоят у стены, и слушают эту иностранную речь, там, где положено молчать - hic muti loquuntur.

Почему я говорю об уничтожении русских книг, так как наш ВУЗ считает, что по бумажным книгам учиться более не следует. Надо переходить на электронную книгу. Бумажные книги все реже выдаются студентам на руки, фонды библиотеки сокращаются, высвобожденные помещения переделываются под аудитории для занятий с иностранными студентами. Это реали нашей современной жизни.

Приведем несколько примеров из отечественной и зарубежной истории о другом отношении к науке, системе образования и всему тому, что они включают в себя (в том числе, опытные учителя, учебные пособия, библиотеки и т.д.)

В середине прошлого века в Соединенных штатах Америки возникла задача серьезного изменения системы образования, прежде всего в области естественных наук. Это было обусловлено огромными прорывами нашей страны - СССР в данном направлении. Мы первые покорили космос и развивали использование атомной энергии в мирных целях. Советская система образования была признана лучшей в мире. Тогда шла холодная война.



Нобелевский лауреат Глен Сиборг возглавил комитет по реформированию американского образования, что, по утверждению ведущего научного сотрудника Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, д. хим. н. Польшакова Владимира Ивановича, определило «развитие науки в США в последующие годы и нынешний статус этой страны». Тогда же Гленом Сиборгом совместно с другими американскими учеными был выпущен уникальный учебник по химии для колледжей. В конце 60-х годов он был переведен на русский язык и выпущен большим тиражом в СССР («Химия: Курс для средней школы». Издательство «Мир», 1967 г.).

Надо отметить, что в Советской России на русском языке выходило огромное количество ведущей мировой технической (учебной) иностранной литературы. Переводные издания западных книг выходили за малый срок и большим тиражом, а выпускающими редакторами были весьма компетентные ученые. Например, фундаментальная книга - «Основы биохимии» А. Ленинджера в США вышла в 1982 г., а уже через три года (1985 г.) - на русском языке в СССР тиражом 25 000 экземпляров (!) под общей редакцией академика Владимира Александровича Энгельгардта и профессора Якова Михайловича Варшавского.



Позволю себе напомнить, что академик Энгельгардт участвовал в организации в 1959 г. Института радиационной и физико-химической биологии АН СССР и возглавил его в дальнейшем. С 1964 года это Институт молекулярной биологии АН СССР. Владимир Александрович занимался биологической химией и молекулярной биологий, в частности, он работал над ферментативным катализом. В его лаборатории работали многие видные ученые.

Так известный американский генетик, вирусолог, коллега Нобелевского лауреата Джеймса Д. Уотсона (открывшего структуру молекулы ДНК) - Гюнтер С. Стент в своей книге «Молекулярная генетика» (второе русское издание, 1981 г.), посвященной академику Энгельгардту, пишет о своей месячной работе Советском союзе в 1963 году:

«…в течение месяца работал у академика В. А. Энгельгардта в Институте радиационной и физико-химической биологии АН СССР как один из первых представителей американских исследователей, приехавших в Советский Союз по программе научного обмена между Академиями наук СССР и США. Оглядываясь теперь назад и вспоминая свой визит, я понимаю, что наибольшую пользу я получил не от той специальной научной информации, с которой возвратился домой, а от долголетних и продолжительных личных контактов с советскими коллегами. Поэтому советский читатель может рассматривать перевод этого издания как плод программы научного обмена между нашими народами, созревший из семени, посеянного в начале 60-х годов».

Профессор Яков Михайлович Варшавский входил в группу ученных, работающих над атомным проектом. Примечателен следующий эпизод из жизни академика Энгельгардта, организовавшего во время Великой отечественной войны «Фонд восстановления советской культуры».
Академик писал И.В. Сталину:

«Москва, Кремль, товарищу Сталину.
Дорогой Иосиф Виссарионович!
Мы глубоко и радостно взволнованы той высокой оценкой, которую заслужили наши работы, удостоенные премией Вашего имени. Мы ощущаем это как проявление того огромного внимания, которое уделяется в Советской стране развитию науки, искусства, всех достижений духовной культуры — всего того, что в своей звериной злобе и дикости мечтает уничтожить напавший на нашу Родину враг.
Желая помочь скорейшему восстановлению разрушенных немецко-фашистскими бандами культурных ценностей — школ и музеев, вузов и научно-исследовательских учреждений, театров и клубов, лечебных учреждений, библиотек, — мы вносим из присуждённой нам премии 100 000 рублей и просим об открытии счёта для создания «Фонда восстановления советской культуры».
<…>
На нас, работниках науки, искусства, всего широкого культурного фронта, лежит священная обязанность всеми мерами помогать делу залечивания ран, нанесённых советской культуре гитлеровскими варварами во временно занимаемых и ныне освобождаемых нашей доблестной Красной Армией областях. Пусть шаг за шагом по следам Красной Армии, вытесняющей фашистских бандитов из пределов нашей Родины и готовящей их полный разгром и уничтожение, возрождается дорогая нам всем советская культура, светоч счастливого будущего нашей страны и всего трудящегося человечества.
Лауреаты В. А. Энгельгардт, М. Н. Любимова
Институт Биохимии Академии наук СССР.

Ответ на письмо:
Институт Биохимии Академии наук СССР
Профессору тов. В. А. Энгельгардт, тов. М. Н. Любимовой
Примите мой привет и благодарность Красной Армии, Владимир Александрович и Милица Николаевна, за вашу заботу о восстановлении немецко-фашистскими оккупантами наших культурно-просветительных учреждений. Указание Госбанку об открытии счёта дано.
И. Сталин
» [Газета «Известия», 3 апреля 1943 года].

Наука в СССР двигалась семимильными шагами и Издательство иностранной литературы, известное как издательство «Мир», выпускало сотни тысяч иностранных книг по фундаментальным научным дисциплинам на русском языке. Тогда наука и соответственно передовая техническая литература была нужна. И это не единичный пример. Такой подход к научной книге хорошо описан академиком Комаровым Владимиром Леонтьевичом еще в 1937 году:



«В августе 1906 г. я ехал по железной дороге из Парижа в г. По Манс на р. Сарте. Внимание мое привлек один из пассажиров, читавший книжку в зеленом переплете. Когда он стал закрывать книжку, я увидел, что это была книга Дарвина о происхождении видов, и подумал, какая счастлива страна Франция - здесь пассажиры в вагонах читают Дарвина!
Нет ничего мудреного, что Дарвина читают профессора и студенты, но когда такую серьезную книгу читает средний пассажир почтового поезда, это указывает на уже большую научную культуру, захватывающую и среднего обывателя настолько, что он берет с собой в дорогу не юмористический журнал, не роман, а научную книгу.
Сейчас, когда вся наша молодежь рвется к знанию, когда колхозы требуют уже не только технической книги по земледелию, но и книг, дающих материал для построения мировоззрения, идейных книг, мы можем с уверенностью сказать, что пришло время для широкого распространения тех научных трудов, которые были поворотными вехами в истории науки. Они нужны, они будут прочитаны и поняты
».

Такой подход был в Советской России.

Теперь... теперь в библиотечных залах проводят семинары с индусами, а студентов переводят на третьесортные электронные книги, сокращая бумажные при отсутствии новых книг по фундаментальным научным знаниям. Я уже молчу о том, что по электронным книгам вообще учить нельзя.

Так что же сейчас происходит с системой российского образования и в головах тех, кто эту систему построил и «развивает»?

Что, наука и образование нашей стране не нужны? И разговоры надо вести не о полноценной научной литературе в библиотеках ВУЗов, а об электронных суррогатах? Что, стране не нужны специалисты, преподаватели?
Но если это так, то какое поколение мы хотим вырастить и какую страну мы хотим построить?
Если мы хотим, чтобы наши молодые специалисты развивали российскую науку, двигали вперед научно-технические отрасти, а не бежали в «хвосте» западных разработок…

Если мы хотим, чтобы Россия выдержала мировую конкуренцию в различных отраслях науки и техники, в глобальной экономике… То нужно взять для начала на вооружение ценный опыт строительства образовательной системы, который был в СССР и внедрить его в российские школы и ВУЗы…

Отрадно читать про переиздание родительским сообществом (РВС) советского учебника по арифметике для школьников, о чем сообщается в статье Александра Коваленина.
Итак, в стране уже есть сила, которая может сама что-то делать, вытаскивать нынешнюю систему образования из того болота, в которое её погрузили за 25 лет.

Ура новому учебнику по арифметике для 1-го класса авторов А. Пчелко и Г. Поляк в обновленной редакции РВС!
Спасибо тем активистам РВС, которые начали эту нужную работу.
И будем надеяться, что к этому начинанию присоединяться новые энтузиасты и специалисты. И в результате появятся новые учебники и учебные пособия, в которых ценный опыт советской системы образования будет работать на обучение и подготовку будущих российских ломоносовых, павловых, циолковских, королевых…

Subscribe
promo rjadovoj_rus january 13, 2015 11:36 34
Buy for 50 tokens
Оригинал взят у mike_ermakov в Газета «Суть времени» Товарищи! Открыта очередная подписная компания на газету «Суть Времени». В газете публикуются серии аналитических статей по различным видам войн, ведущихся в России и мире. В частности, в газете…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments