rjadovoj_rus (rjadovoj_rus) wrote,
rjadovoj_rus
rjadovoj_rus

Территория 2015. Рецензия и личное отношение к проблеме



Добрался я таки до поста об этом фильме. Хотя душа не лежала и не лежит. Но надо попытаться правильно сориентировать молодежь. За попытку еще пока морду не бьют...
Так что пост, это не только рецензия на этот фильм, но и некоторые мысли о книге и снятых по ней фильмах. Да и вообще о Работе и о Жизни.

Приступим. Замечания к фильму 2015.

Из Сергушовой сделали нечто осмысленное, возвышенное и загадочное. Тогда как в книге она просто журналистка, выполняющая рутинное задание. С попутными бытово-лирическим приключениями.

В лагере Монголова палатки стоят на двух берегах ручья. Между ними подвесной мост. Абсолютно бессмысленная трата времени. Палатки поставили бы просто на одном берегу и у брода. И никакого моста не надо.
Когда Чинков предлагает Куценко сообразить чайку и уху, самое интересное, как Куценко добыл рыбу. В фильме этот момент полностью пропущен.

В лупу на шлих смотрят два человека, Монголов и Куценко. Это не норма. Если даже допустить, что Монголов близорукий (в книге об этом ничего не сказано) и не видит шлих без лупы (логичнее носить очки и смотреть через них), то Куценко шлиховальщик и не может не видеть шлих своими глазами. Да и лупа должна быть маленькая с сильным увеличением. В фильме 1978 года она такая, как надо.

Кстати, вот он, для сравнения.



Монголов говорит «Катинский управлял партией». Я никогда такого не слышал. Или «руководил партией» или «был начальником партии».

Возвращаясь из маршрута, Баклаков несет какой-то сверток типа оленьей шкуры под мышкой. Так ничего не носят на дальние расстояния. Через километр рука отвалится. Да и непонятно, что это такое и зачем нужно в маршруте. Кроме того, он весь свеженький. Если он в маршруте не дурака валял, он должен быть потным и усталым.

Не видно рюкзака с образцами. Он должен припереть их минимум 10-15 кг. Если их нет, зачем он ходил? За грибами?
Револьвер в кобуре на ремне. Это в маршруте неудобно. Удобнее в кармане рюкзака носить.

Диалог странный.

Вопрос: что бы вы думали о маршруте дней на 15-20?
А что он должен думать? По идее он должен спросить: куда, зачем или с какой целью? А он отвечает: сделаю. Что ты сделаешь, если не знаешь, что тебе предлагают?

В отличие от книги Чинков называет длину маршрута. 500-600 км. За 20 дней по тундре и сопкам такое расстояние не пройти. А ведь предполагается еще и работать… В общем, нереально.

Монголов моет лицо и голову в реке. Если у них несколько умывальников в лагере, зачем умываться в реке? Или, напротив, и логичнее вопрос: зачем нужны умывальники? В реке умываться проще (правда, только летом). И лишнее время на строительство умывальников тратить не надо.

Баклаков встречает умытого Монголова и говорит ему: надо поговорить. Хотя Чинков ему сказал, что они с Монголовым примут решение. Значит Баклакову надо просто ждать, когда ему это решение объявят. А он лезет к Монголову.

Малыш-промывальщик в книге, - бывший цирковой силовик. Бугай накачанный, разнимавший драки бичей. А тут – щуплый пацаненок, ведущий себя, как подросток на экскурсии.

Когда Чинков уходит от Куценко, у него автомат. На кой хрен он ему нужен, неясно. Пистолета вполне бы хватило. На худой конец винтовки.  Лямки рюкзака не подогнаны, он висит. Ну и спальник там висит, неясно зачем. В книге написано, что до транспорта они шли один день.

Проходнушку Куценко делает из горбыля и брусков, распиленных явно не ножовкой. Откуда он их там взял – неясно. Пришли они туда пешком. На себе с базы принесли? Мало того, в той местности только карликовые деревья, кусты и мох. Такие бруски и горбыль вообще на месте взять неоткуда. Не из чего их даже ножовкой напилить.

Брусок Куценко тешет топором, держа брусок торцом на камне. Так от заточки топора через полчаса ничего не останется. А чем точить его будет? Языком? Наждачного (заточного) станка там нету. А после нескольких ударов по камню и брусок не поможет.

Баклаков идет в маршрут. И тут возникают вопросы. Рюкзак у него почти пустой. И легкий. Видно по тому, как по-пионерски он идет.
Возникает вопрос: где продовольствие на 15-20 дней? Где сменная одежда, портянки запасные? Где, блин, спальник? Его что, Чинков унес? И где, твою мать, топорик? Или он дрова будет ножом рубить? Зато хоть кобура с правого бока исчезла…

Какой-то хлипкий сверток на рюкзаке будем считать плащом (или намеком на палатку?). А ведь нужно и то и другое. На верблюжий или собачий спальник этот сверток не тянет (в тех местах и летом температура ночью легко падает до нуля). Если это чехол от спальника, то в первую же ночь он в нем замерзнет и простудится – и конец маршруту. Нодью в тундре не на каждой ночевке можно сделать, да и времени много она отнимает.

В кирзачах идет. Резиновых сапог в запасе тоже не видно. Промокнут ноги в тундре, что делать будет? Застудится и ноги сотрет в момент.

Несет молоток в руке, хотя до места начала собственно маршрута не дошел. На кой в руке? Ровно то же касается бинокля. И полевой сумки.

Куценко работает вроде как в верховьях реки. Но показан цирк, стены которого совсем близко. Реки выше просто нет. Откуда же должно нанести золото в шлих? С горы, до которой меньше километра? В таком месте россыпь не образуется.

Салахов с напарником производят манипуляции, позволяющие предположить, что они готовят баню. Правда, без палатки, а с навесом. Как они так будут париться – непонятно. Кстати, полюбуйтесь на их спальники. И мысленно их сверните. Где такой у Баклакова?

Переправа Баклакова через Ватап. Он снял сапоги. Как он в носках идет по камням дна реки, фиг знает. Зато рюкзак не снял, но хоть молоток в руке не держит. Рюкзак  ожидаемо потащил его за собой по течению. И запрокинул Баклакова на спину так, что тот  стал тонуть. Для него, видимо, только сейчас стало открытием, что рюкзак его потащит на дно. Однако, когда рюкзак оказался снят, он волшебным образом перестал тонуть и, напротив, стал удерживать на воде Баклакова.

Когда Баклаков выходит из реки, он уже в сапогах. Наверное одумался и обулся, пока барахтался на плаву с рюкзаком.

Все подробности, описанные в книге, как он изолировал от воды все, что не должно было намокнуть, как делал воздушный мешок, в фильме отсутствуют. Зато музыка гремит. Подвиг жеш совершается…

Выползя на берег, единственное, что он должен сделать обязательно - переодеться в сухое и согреться. Вот после этого можно падать. Иначе ты – труп. Но он падает на мокрые и холодные камни берега. И лежит, теряя последнее тепло своего тела.

Сцена с полуобнаженной девушкой. Она в книге совсем не такая и не к тому месту. А тут девушка колет палец, типа пугается, от выстрела, который еле слышен (в книге его вообще только сам Кьяе слышит, да и то шестым чувством). И не является чем-то непривычным для девушки. Она зачем-то мажет перо кровью , а потом еще и жжет его в костре. Вы вонь жженых перьев когда-то обоняли? Удовольствие еще то.

Киноварь открыл Капков, а не Монголов. Непонятно, зачем этот момент упомянули вообще, да еще и приписали открытие Монголову, если не хотели о Капкове упоминать. Киноварь в книге вообще только с Капковым и его характером связана.
Монголова показывают в лодке, хотя текстом говорят, что он «ушел» вниз по Эльгаю. Интересно, как он один эту лодку обратно потащит? Или будет грести по полугорной реке против течения?

Баклаков поставил палатку прямо на низком берегу реки. Малейшее повышение уровня реки (от дождя, например) и всё, он проснётся в воде.

Скелет нашел Апрятин, а не Гурин. На кой опять книгу извратили – мне не ведомо. Апрятин сидит в палатке в толстом свитере и толстой кожаной куртке. Хотя там не холодно и это видно по Гурину.

Сцена езды на нартах по камням. Ну, это как на санках по асфальту. Попробовать не желаете? Или в детстве упражнялись? А вот режиссер – нет. Потому и снимает такую хрень.
У Баклакова откуда-то другая куртка и снова кобура на ремне. И сумка. Прям дались они им.

Потом «поход по горам». Турист идет. Опять рюкзак пустой, опять молоток в руке. Святым духом питается. Святым духом ночью укрывается. Образцы вообще неизвестно где носит. Идет по грунту, не подходит ни к одному скальному выходу.
Ну и хоть бы раз молотком по камню тюкнул. Чисто ритуально. Но нет, никак это не входит в режиссерские планы. Хоть 30 секунд работы показать жалко. Хотя где-то в конце фильма тюкает. Это где он в сцене типа «Золото Маккены», у стены, которая от золота блестит-переливается.

И потом, после нарт и лета, вдруг едет на машине, да еще и по снегу.  Пар валит изо рта, однако волосы той же длины, да и одежда ровно та же. Шапки как не было, так и нет. Сильно закаленный парень. У нас был один такой парень в институте. Ходил в одной и той же рубашке круглый год. Зимой в троллейбусе он замечательно смотрелся рядом в людьми в шубах. Но не все же такие. И фильм не о пользе закаливания.

Да! И наконец-то у него рюкзак полный. Но не тяжелый.

Примечание: Баклаков – вятский парень, вырос на железнодорожном разъезде. В институте целенаправленно готовился к работе в суровых условиях. Спортсмен-лыжник. Мастер спорта по лыжам. А в фильме – хлипкий городской интеллигент.

Приезд Баклакова домой и в Среднюю Азию опустили. А зря. Фильм много потерял. Там много смысловых ниточек, без которых не понять происходящее в целом и Баклакова, в частности.
Когда Баклаков пишет письмо, он пишет девушке из Средней Азии. А в фильме показывают внучку Кьяе.

И вообще он по приезду с поля побрился. А в фильме он все время бородатый.

Сцена в Москве не получилась. Человек в министерстве сыграл плохо. А она, между прочим, одна из центральных. И в книге и должна быть в фильме.

Монголова зачем-то поженили на Люде Голливуд. На гонораре для актера, сыгравшего Капкова, сэкономили?

В фильме весело разъезжают на тягачах ГТТ. Напомню, что речь идет о 1960-1961 гг. Между тем транспортёр-тягач был разработан в 1958—1960 годах на Харьковском тракторном заводе. Производство Изделия 21 решено было начать на новом, недавно построенном, Рубцовском машиностроительном заводе. В Рубцовске первые два корпуса транспортёра были изготовленны уже в конце 1961 года. В марте 1962 года сдан в эксплуатацию главный конвейер по их выпуску, а так же собраны и сданы первые два изделия. В течение 1962 года была дополнительно изготовлена установочная партия ещё из пяти машин. В 1963 году объём производства ГТ-Т составил 10 машин в месяц, а к концу 1966 года достиг стабильного выпуска 110–120 машин в месяц.

В общем этой машины там в те годы быть не могло.

Такие замечания можно продолжать дальше. Но думаю, что вам для примера и моего нижележащего заключения этого хватит.

Дальше в фильме вообще начинается всякого рода бред.

Скала наполовину из золота. Нашел случайно коренное, когда искал россыпное... Странно, почему в этом случае они твердят, что нашли узел россыпей. А про коренное золото молчат.

Этот выстрел Седого. Выдумка полная. И ради чего? Сколько золота в тех образах может быть? Процентов 5 максимум? Судя по тому, как он шел, Баклаков принес не больше 5 кг образцов. С учетом извлечения это грамм 200 золота. И что Седой с ним будет делать? Сам обогатит, рафинирует и продаст стоматологам в розницу? Если вообще куда-то дойдет. Что крайне сомнительно. А поймают, вышка без разговоров. Оно того стоит?

Таскание раненного, без перевязки, сутками по снегу и прочее (сравните со срочной доставкой Гурина). Причем когда он дотаскивает Баклакова до лагеря, тот должен уже быть как минимум черным от обморожения. Да и вообще давно умереть. А он такой розовый весь, чистый... И в сознании. А канистры с кровью и аппарата для ее бесконечного переливания (а заодно и обогрева пациента) не видно.

 Запуск пилотируемой ракеты (это апрель 1961 года). В книге действие происходит, начиная с 1955 года. А «Северстрой» (на самом деле Дальстрой) реорганизовали с фактической ликвидацией в 1957 году. Выводы делайте сами.

Скомкали всё в кучу.

Посмотрел заодно фильм 1978 года. Получается, что снимали фильм 2015 года по сценарию того, старого фильма. По крайней мере много кусков текста совпадают до запятой.

В общем так. Куваев не был геологом-производственником в полном смысле этого слова. Книга получилась в производственном смысле несколько, скажем так, облегченная. Фильм 1978 года похуже, чем книга. Только сцена в Москве мне понравилась.

Когда человек прямо сказал, "я хочу в миг перед смертью знать, что я выполнил всё, к чему предназначен».
Сказал с болью и яростью.

Он хочет выполнить свое предназначение любой ценой. Ценой здоровья. А может быть и ценой жизни.
Если это не желание проявить свои высшие творческие способности, тогда я не знаю, что это… Попросту говоря, Чинков хочет прожить свою жизнь по-коммунистически.

Забавно, что, много раз перечитывая книгу, я этого так прямо не понимал. Что-то чувствовал, но не понимал. А сейчас это ясно, как божий день.

А фильм 2015 года еще более облегчен. В смысле смысла. Зато видов и музыки ой как много… Короче, читайте книгу. И добавьте в ней серьезности раза в два. Тогда получите представление о Советской Геологии.
На плодах деятельности которой мы все сейчас и живем.
Subscribe
promo rjadovoj_rus january 13, 2015 11:36 35
Buy for 50 tokens
Оригинал взят у mike_ermakov в Газета «Суть времени» Товарищи! Открыта очередная подписная компания на газету «Суть Времени». В газете публикуются серии аналитических статей по различным видам войн, ведущихся в России и мире. В частности, в газете…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 66 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →