rjadovoj_rus (rjadovoj_rus) wrote,
rjadovoj_rus
rjadovoj_rus

Информация к размышлению. Вопросы воспитания в программах коммунистической партии



Как говорят, читая документы...

Иногда обнаруживаешь очевидные, но как-то недооценененные в своем значении вещи.

1. После революции в 1919 году была принята программа ВКП(б). Это была первая программа большевистской партии, принятая в условиях, когда она стала правящей партией. Программа ставила цели в области воспитания и образования, которые были жизненно необходимыми в то время. Ликбез, начало планового обучения всех граждан страны. О воспитании сказано очень кратко.

2. Принятая в 1937 году программа практически скопирована с программы 1919 года. Соответственно, ничего нового в плане индивидуального воспитания людей она не добавила. Что было странно, потому что на этом же съезде было объявлено о том, что социализм в основном построен. Отношение к воспитанию и образованию должно было в корне измениться. Но время было очень суровым. Возможно, этим объясняется то, что программу практически не пересмотрели.

3. И, наконец, программа КПСС 1961 года. Вот она-то должна была вопросы воспитания и образования поставить во главу угла. Война была позади, в наличии был ядерный щит, народное хозяйство в основном было восстановлено. Но этого не случилось.

Напротив, бросается в глаза откровенно слабое описание воспитания людей. Вопросы воспитания изложены в последнем разделе программы, каксающемся СССР. Раздел 5 изложен достаточно многословно, но в общем, округлыми фразами. В нем нет конкретных целей. Полная противоположность отношению к изложению материала по материальной базе коммунизма. И вся программа - уже тот казенный, пресный язык, который был так характерен для позднего СССР.

Обращают на себя внимание следующие вещи.

Сохранение четкого разделения труда. Много раз написано об ученых, художниках, деятелях искусства и кино и так далее.

Ни слова о преодолении отчуждения, вскользь упомянуто (в неопределенном будущем) о снижении рабочего времени. Ни слова о плановом снижении размеров рабочего дня, о возможности смены специальности в течение жизни. О разнообразии работы в течении жизни людей, о взаимозаменяемости людей на каких-то видах работ. О снижении монотонности труда, о добровольности труда. О ликвидации разделения труда хотя бы как о перспективной задаче.

А ведь о разделении труда, как о причине отчуждения, писал не кто-то, а сам Маркс, которому в СССР буквально молились. Как сейчас выясняется, что после Сталина уже не изучали, а молились, причем  либо избирательно либо бездумно.

Получается, что воспитание с большой буквы так и не было поставлено, как первоочередная задача Советской власти.

Считаю, что именно здесь кроется одна из причин, как бы не главная, разложения советского общества, приведшего к развалу СССР.
Subscribe
promo rjadovoj_rus январь 13, 2015 11:36 35
Buy for 50 tokens
Оригинал взят у mike_ermakov в Газета «Суть времени» Товарищи! Открыта очередная подписная компания на газету…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments