
Это последнее эссе. Его автор, Марина С., можно сказать, подытоживает все те «страсти», развернувшиеся вокруг драмы Короля Лира на нашем ЛИКе (литературно-историческом клубе). Это эссе было написано уже после посещения его автором нашего собрания. И потому оно выходит за пределы произведения и соединяет, как это и должно быть, когда ты имеешь дело с гениальным произведением, его героев и нас, нашу жизнь и наши переживания.
***
У. Шекспир «Король Лир»«Люди, ищущие истину в собственном своем маленьком мире, а не в большом» Гераклит.
Буквально накануне последней встречи ячейки СВ закончила слушать роман «Волшебная гора» Томаса Манна (asbook.net, читает Вячеслав Герасимов, t=39:37).
Впечатление огромное. Можно говорить только в превосходной степени о романе как высокой литературе, гениальности автора - самой идее произведения, ее воплощении, образах, характерах героев, пленительном мирке санатория «Берггоф», где разложение и смерть не только не мешает, а даже и способствует философствованию на тему гуманизма (Сеттембрини), консерватизма (Нафта), радости жизни (Пепперкорн)…пока не грянул Гром….
Поэтому пришла на обсуждение Короля Лира неподготовленная - не прочитала полностью трагедию и без письменного впечатления. Но с твердым ощущение того, что роман «Волшебная гора» и трагедия «Король Лир» – это произведения одного, высокого образца литературы: в центре стоит человек, и исследуется то, что возвышает его над «двуногим животным», или другими, словами, не допускает «сведи к необходимостям всю жизнь и человек сравняется с животным». А человек - «венец творения».
Но это все общие фразы, и не новые, переходящие из одного текста в другой. А хочется некоторой конкретики, возможно преломления в современность, где жизнь бурлит и предлагает различные способы «консервации», чтобы уйти от реальности… Заслушанные эссе и обсуждение произведения было интересными и полезным, и побудили разобраться в своих смутных, неясных ощущениях, которые не давали покоя, казалось, что главное в понимании трагедии - для меня, во всяком случае – ускользает…
Поэтому снова прочитала Короля Лира. Целиком. Удивилась и восхитилась (как и «Волшебной горой») глубине и сложности Шекспира.
В романе Т. Манна очень важный момент снежной бури, в которую попал Ганс Касторп, катаясь на лыжах в одиночку. Ему тогда привиделся солнечный город счастья на берегу моря, где наслаждаются жизнью и казалось бы, царит полная гармония, дети играют, матери кормят младенцев, на лицах благость и умиротворение, однако в храме неподалеку творились жуткие жертвоприношения. (С.Е. Кургинян приводит этот отрывок в статье из цикла «Судьба гуманизма в ХХI веке»).
Как это возможно - счастье – избранному кругу - за счет страдания остальных? Но это был лишь сон, истинного пробуждения не случилось…Он благополучно вернулся на «волшебную» гору, в свой «избранный» кружок больных туберкулезом, которым созданы исключительные условия ухода и лечения, недоступные для большинства заболевших этой смертельной болезнью.
Лир идет навстречу буре, стихии, и, казалось бы, «сходит с ума». А в действительности наступает пробуждение и запоздалое осознание иллюзорности того мира, в котором жил 80 с лишним лет. Когда вместо подлинного человеческого - лишь лесть и притворство, преклонение перед властью и могуществом. Прежний мир для него рухнул. Он снова готов сражаться.
« Сражается один
С неистовой стихией, заклиная,
Чтоб ветер сдунул землю в океан
Или обрушил океан на землю,
Чтоб мир переменился иль погиб.
Рвет волосы свои, и буйный ветер
Уносит их, хватая и крутя.
Всем малым миром, скрытым в человеке,
Противится он вихрю и дождю,
Которые сцепились в рукопашной.
В такую ночь, когда не выйдут вон
Медведица, и лев, и волк голодный,
Он мечется с открытой головой
И гибели самой бросает вызов»
…………….
Нет, духи разрушенья, вы в союзе
С моими дочерьми и войском всем
Набросились на голову седую
Такого старика. Не стыдно ль вам?».
Выдающийся режиссер Григорий Козинцев в своей работе «Король Лир» 1958года, когда готовился к постановке одноименного фильма, пишет:
«Трагедия Лира была в том, что он хотел найти истину в собственном маленьком мире.
Король обожествил свою личность. Ему стало казаться, что вовсе не власть, полнотою которой он обладал, определила его место в жизни, но внутренняя, неизменная ценность его человеческих достоинств. В сознании Лира постепенно образовалась искаженная картина реальных отношений….».
Ну вот, собственно, то, что искала - слова «… найти истину в собственном маленьком мире». Здесь наступило внутреннее удовлетворение. Не исключено, что оно питается уже собственным маленьким мирком с бесконечными ограничениями и обусловленностями, попытка выхода за пределы которых и привела в ячейку СВАО. Своевременно. И мировая литературно-философская классика оcуществляет свою преобразующую -развивающую - воспитывающую функцию.
Почему так поздно доходит? Наверное, гениальные люди - понимают с первого прочтения, просто намека, а обычные, погруженные в повседневную жизнь - когда появляется больше времени на размышление о вечном, когда, как говорятся, «уже едешь с ярмарки»…
Безусловно, это мое субъективное ощущение, возможно, несколько экзальтированное. Извне может наблюдаться и иная картина.
Разумеется, проблематика трагедии Король Лир не исчерпывается лишь этим аспектом - выходом за пределы личного... своих границ, ближнего круга…
Наверное, можно говорить и о назидании потомкам – когда слепота властителей и безразличие и озабоченность собственным благополучием приводит к гибели сотен и тысяч воинов и мирных жителей во времена Лира, уже миллионам в 20 веке, и миллиардам в 21 веке…это реальность уже на пороке…
Да, а Уильям Шекспир- гений…
***
Как сказано выше, на этом с темой «Лира» мы заканчиваем. Но лишь для того, чтобы перейти другому произведению Шекспира. Уже в эти выходные состоится очередное собрание Клуба, на котором мы будем обсуждать уже «Макбет».
Journal information