rjadovoj_rus (rjadovoj_rus) wrote,
rjadovoj_rus
rjadovoj_rus

Советский опыт восстановления школы

Оригинал взят у anti_fascist1 в Советский опыт восстановления школы

В резолюции II Съезда РВС по образованию, в частности было сказано:«Советский исторический опыт показывает, что восстановление среднего образования возможно осуществить в весьма короткие сроки».

Что имеется в виду?

Давайте разберемся, какие меры были предприняты большевистской партией в 30-е годы XX века для восстановления отечественного образования. Этот взгляд в прошлое очень полезен, так как мы можем провести параллели с тем, что происходит сейчас в нашем образовании.

Первые послереволюционные годы были временем поиска. Мечта о Новом мире рождала мечты о Новой школе, которая должна была принципиально отличаться от прежней — буржуазной.

В результате бурных споров и столкновений различных точек зрения победила концепция, в которой считалось, что труд в школе — это, прежде всего, общественно полезный труд, и потому школа должна, прежде всего, помочь учащимся овладеть полезными индустриальными и сельскохозяйственными навыками. Содержание же учебных предметов должно быть таким, чтобы обеспечить тот или иной производительный труд.

16 октября 1918 г. в документе под названием «Положение о единой трудовой школе РСФСР» были заявлены серьезные социальные преобразования. В первую очередь, это обязательное бесплатное совместное обучение детей с 8 до 17 лет, прекращение деления учителей на категории, а также школьное самоуправление. Школьный совет должен был состоять из всех школьных работников, из равного с ними числа учащихся от 12 лет, трудящихся «данного школьного района» в числе ¼ от числа школьных работников и одного представителя Отдела народного образования. Совет должен был утверждать планы и программы занятий школы.

Не замечаете параллелей с нынешней действительностью? Очень похоже на вариативность, которая вводится сейчас.

В вопросах собственно школьной работы Положение закрепляло отчетливую «гуманистическую» направленность. Отменялись не только наказания, но и домашние задания, любые экзамены (!). Вводилось то, что сейчас называется принципом индивидуализации траекторий развития:«Деление на классы по мере возможности должно быть заменено делением на группы по степени подготовленности учащегося к соответствующему роду занятий». Отрицалась «старая форма дисциплины, сковывавшая всю жизнь школы и свободное развитие личности ребенка».

Идеи «гуманной педагогики» развивал С. Т. Шацкий, считавший, что главным является желание самого ребенка изучать то, что ему интересно. Он называл это «методом создания благоприятной обстановки». В школе С. Т. Шацкого каждый, кто не желал работать, мог уйти когда угодно и куда угодно из рабочей комнаты. Знания должны были вытекать из игр или труда.

Надо сказать, что, в отличие от нашего времени, «старая дисциплина» отрицалась не столько потому, что нужно было разрушить старое, а в расчете на то, что «сами трудовые процессы будут воспитывать в детях ту внутреннюю дисциплину, без которой немыслим рационально поставленный коллективный труд». При этом было понимание того, что«трудовое начало станет мощным педагогическим средством в том случае, если труд в школе будет творчески радостным, свободным от приемов насилия над личностью учащегося и при всем этом планомерно и социально организованным».

Сама система образования через труд была заимствована из американской школы — это «метод проектов» Д. Дьюи и Э. Торндайка. Суть этого метода заключается в том, что знания приобретаются не системные, не через последовательное преподавание теории в разбивке по предметам, а в ходе выполнения конкретного учебного задания — «проекта». Понятно, что таким образом учащийся получает, во-первых, не все знания, а только требуемые для выполнения проекта, а, во-вторых, получает их мозаично, несистемно.

И когда сейчас вновь предлагают вводить «проектный» метод обучения, необходимо взглянуть в наше недалекое прошлое и увидеть, к чему этот метод может привести.

Проектный метод при поддержке теории «врастания школы в производство» развился до «комплексного метода преподавания» и 21 февраля 1923 г. официально вытеснил предметное преподавание.

Тогда же некоторые педагоги и стали внедрять в советскую школу «лабораторный план», взятый из опыта Долтона (США) в начале XX века. Суть этой формы обучения заключалась в том, что в начале учебного года учитель с каждым учащимся составлял индивидуальный план изучения каждого учебного предмета в нужном объеме к конкретному сроку. В школах создавались кабинеты-лаборатории, в которых находились нужные оборудование, пособия, литература, дежурил учитель-консультант. Учащийся работал в своем темпе, в удобное для себя время и в том кабинете, который выбирал сам. Для отчетности отводились специальные часы. На советской почве этот метод трансформировался в бригадно-лабораторный метод обучения, при котором учащиеся еще и организовывались в группы по 5–6 человек по их желанию. Группа работала самостоятельно, на заключительных конференциях старосты групп докладывали о результатах, ставилась оценка работе, часто одна на всю группу.

Результаты перехода к такому типу преподавания оказались плачевными. Обнаружилось это достаточно быстро. Уже в 1924 г. в официальном журнале «Народное просвещение» говорилось о том, что многие поступающие в вузы проявили полное незнание основ арифметики, алгебры, геометрии, физики, имели слабые знания и по другим разделам программы, а некоторые обнаружили и полную безграмотность.

С 1927 г. потребность в квалифицированных специалистах для осуществления курса на индустриализацию страны заставила руководство Коммунистической партии пересмотреть образовательную политику. Вопрос о качестве подготовки специалистов поднимался на XV съезде ВКП(б) в конце 1927 г., на специальном Пленуме ЦК ВКП(б)«Об улучшении подготовки новых специалистов» в июле 1928 г. В отчете Наркомпроса за 1928/29 учебный год было отмечено повсеместное недовыполнение плана по подготовке специалистов для народного хозяйства. Пересмотра программы старшей школы требовал от Наркмопроса Пленум ЦК и в ноябре 1929 г.

И хотя с 1927 г. уже началось постепенное возвращение в школы предметного преподавания вместо «комплексного», в политическом отчете Сталина XVI съезду ВКП(б) в 1930 г. подчеркивалось, что достижения страны в области просвещения не отвечают насущным задачам дня. Особенно резкой критике была подвергнута старшая школа, которая не обеспечивала поступление работающих подростков в вузы. С этого времени государство начинает уделять школе всё большее внимание. Некоторые постановления ЦК ВКП(б) и СНК о школе подписываются лично Сталиным и Молотовым.

Чтобы понять пути восстановления образования в 30-е годы и всю серьезность положения в системе образования, необходимо подробно рассмотреть постановления ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР с 1930 г. по 1937г. Статья не помещается в пост. Продолжение читайте по ссылке:

: https://gazeta.eot.su/article/sovetskiy-opyt-vosstanovleniya-shkoly


Subscribe
promo rjadovoj_rus january 13, 2015 11:36 34
Buy for 50 tokens
Оригинал взят у mike_ermakov в Газета «Суть времени» Товарищи! Открыта очередная подписная компания на газету «Суть Времени». В газете публикуются серии аналитических статей по различным видам войн, ведущихся в России и мире. В частности, в газете…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments