rjadovoj_rus (rjadovoj_rus) wrote,
rjadovoj_rus
rjadovoj_rus

Рабочий и колхозница

Оригинал взят у amphre в Рабочий и колхозница
Рабочий и колхозница КДПВ ЖЖ.jpg

По дороге на выставку «Советское фото», которая идет в музейно-выставочном комплексе «Рабочий и колхозница», сделал несколько кадров знаменитой скульптуры. Пока обрабатывал фотографии пришла в голову мысль посмотреть, а часто ли ее фотографируют с таких ракурсов. Оказалось — редко и весьма небрежно. Но один снимок меня поразил. В поисках автора открыл интереснейшую историю начала 80-х.

Еще две моих картинки, а потом перейду к историческим. Такого ракурса ни у кого не нашел.

IMG_2533.jpg

Это уже на обратном пути. Включили архитектурную подсветку.

IMG_2615.jpg

А вот тот кадр, что привлек мое внимание в результатах поиска. Первая мысль: как он так снял?

21221_original.jpg

Оказалось, что кто снял не менее интересно, чем как. Автора фотографий зовут Ричард Нэйпиер. Он родился в 1951 году на Гавайях. Детство провел в США. Затем побывал в Европе, Африке, Латинской Америке и Азии. В США учился музыке, в Нигерии — резьбе по дереву и технике батика. Три года обучался в театральном училище в Париже.

19865_original.jpg

Изучал историю и теорию изобразительного искусства. Увлекался авангардом, в том числе русским. Работал фотохудожником и реставратором в Таиланде. Участвовал в археологических экспедициях, восстанавливал памятники и храмы. Принимал участие в раскопках римских поселений.

21941_original.jpg

С 17 лет работал стилистом у Пьера Кардена. Участвовал в изготовлении рекламы и оформлении витрин. Проектировал ручки, пепельницы, ювелирные изделия, сумки и мебель. Создавал дизайн одежды. И не только делал эскизы, но лично контролировал процесс изготовления: отбирал ткани, корректировал цвета.

20003_original.jpg

В 1982 году Ричард Нейпиер приехал в Москву, где была запланирована его персональная выставка. Парижский модельер, авангардный график, дизайнер и фотохудожник из США готовил собственную выставку в брежневской Москве. И был ему тогда 31 год. Обалдеть!

22102_original.jpg

История съемки Рабочего и колхозницы с невероятных ракурсов такая же удивительная, как вся жизнь Нейпиера. Чтобы он смог сфотографировать скульптуру именно так, ему предоставили подъемный кран! О своем трепетном отношении к монументу и о пути к уникальным кадрам фотограф рассказал в своей книге:


Мне трудно вспомнить, как я узнал о существовании скульптуры «Рабочий и колхозница». То ли мне попадались старые открытки в лавках букинистов на набережной Сены, то ли я видел ее, листая альбомы по искусству, то ли запомнил ее на лентах киностудии «Мосфильм». Мне кажется, что я всегда знал эту скульптуру. В 1982 году я приехал в СССР для организации своей выставки. Многое в СССР мне хотелось фотографировать, но скульптура Веры Мухиной не входила в число объектов для съемки. Мой список состоял исключительно из архитектурных памятников: я никогда не снимаю людей и скульптуру. Теперь я уже должен сказать: «не снимал». Потому что, когда я увидел эту скульптуру, предельно «очеловеченную», у меня не было колебаний. Я навел объектив. Передо мной стремительно двигались два гиганта, на глазах превращаясь в архитектуру. Я понял, что ни одна из виденных мной фотографий этой скульптуры не показала динамизм и сложность ее летящей структуры, ее объемов. Ни одна из виденных мной фотографий не передала энтузиазм и воодушевление, присущие этой скульптуре. Ни в одной из виденных мной фотографий не было того, что я видел в ней. Так возникла идея будущей книги.

Вернувшись в Париж, я направился в фотоархивы, в лавки букинистов на розыски материала по парижской выставке 1937 года. Мне удалось найти немногое — открытки и фотоальбом французского фотографа Пьера Вержера воспроизводятся в этом издании — и то немногое поразило меня во второй раз. Я увидел скульптуру в том окружении, для которого она была создана, я увидел ее летящей над фонтанами, я увидел то, что ей противостояло и что с ней соседствовало, как велика была разница между ней и скульптурой других павильонов, статичной, тяжелой, обращенной в прошлое и по духу и по материалу. Я снимал скульптуру летом, осенью и весной на протяжении двух лет. Я снимал ее с разных точек, точек самых реальных, с точек, с которых она открывается прохожему, с точек, с которых мы смотрим, но не видим. Монолитная и мощная издалека, вблизи скульптура превращалась в трепетную и подвижную. Про себя я называл ее «стальные облака». С постамента мне открылись интересные, необычные точки зрения. Скульптура как бы разворачивалась передо мной, возникала последовательная цепь новых впечатлений. Мое видение скульптуры углублялось. Мне потребовалась какая-то иная точка зрения. Я хотел снимать скульптуру, приблизившись к ней максимально. Мне предоставили подъемный кран, и на «стреле» я взлетал ввысь. Я мог прикоснуться к статуе. Это был апофеоз моего восторга и желания показать скульптуру такой, какой она открылась мне. Ведь это не только символ, не только олицетворение победы над материалом, но и вдохновенное произведение искусства, над которым не властно время.



21539_original.jpg

Фотографии Ричарда Нэйпиера из блога gohn.livejournal.com. Биография фотографа отсюда.

Subscribe
promo rjadovoj_rus january 13, 2015 11:36 34
Buy for 50 tokens
Оригинал взят у mike_ermakov в Газета «Суть времени» Товарищи! Открыта очередная подписная компания на газету «Суть Времени». В газете публикуются серии аналитических статей по различным видам войн, ведущихся в России и мире. В частности, в газете…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments