rjadovoj_rus (rjadovoj_rus) wrote,
rjadovoj_rus
rjadovoj_rus

Categories:

Вопросы и маски Постмодерна

Оригинал взят у oleggureev в Вопросы и маски Постмодерна

Было бы очень тесно и наивно-самонадеянно с моей стороны делать попытку освещения ВСЕХ вопросов заявленной темы в пределах одной статьи. Однако, уверен, к этой теме будут (и буду) возвращаться вновь и вновь. Пусть это будут НЕ ВСЕ вопросы и маски. А, кто хочет подробностей на эту тему, предоставляю ссылку.

Начнём с определения Постмодерна. Поскольку в данном случае интересовало именно общественно-политическое (а не искусствоведческое) значение термина, открыл Философский словарь (Политиздат 1991), имеющийся в наличии, который не даёт об этом предмете ни слова. Нет его и в «Политическом словаре нашего времени» (социолога В. В. Фёдорова) 2006-го года.
В справочной службе интернета, в словаре читаю:

Власть Эпохи Постмодерна (от лат. post - после, фр. Modern - современный)

Существуют следующие интерпретации понятия "постмодерн", которые зависят от идеологической ангажированности сторон:

1) наступление эры постиндустриального общества и новых технологий или уход технократов из власти;

2) политический плюрализм или единая идеология;

3) конъюнктурное явление в социокультурной жизни западного общества или этап, постоянно присутствующий в цепи развития любого цивилизованного социума.

Необходимость рассматривать постмодерн как неизбежное преобразование интеллектуальной культуры Нового времени, приводит к попыткам реабилитации традиционных представлений. Власть модернистская направлена на изменение самой природы человека, на отрицание старого и его демонтаж, построение идеального общества/государства с основным принципом "цель оправдывает средства". Какова же альтернатива, предлагаемая постмодернизмом?

Принятие как должного неудачи обеих революций: политической и научно-технической. Преодоление тоталитарного коллективизма и иерархичности, организация общественной жизни на основе антропоцентризма. При этом постмодернизм не отказывается от прошлого, но использует его различные элементы в новых комбинациях.

Таким образом, власть периода постмодерна осуществляет совокупность определённых принципов политического существования.

а) Мобилизация культурного и познавательного потенциала предшествующих исторических периодов;

б) Актуализация архетипов различных социумов;

с) Радикальный плюрализм и толерантность;

д) Стирание границ между массовой и элитарной политическими культурами через разнообразие политического языка и, как следствие, двойное кодирование политических текстов;

е) Равноправие стилей мышления и познавательных парадигм, признание их самоценности; ж) Конвенциональность политического знания.

Ведущие теоретики постмодернизма считают, что власть не локализуется только в политической сфере. С властью мы сталкиваемся везде, где существует открытая или скрытая асимметрия влияния в человеческих отношениях. Политическая же власть, должна иметь своим стержнем силу убеждения, а не силу принуждения. В эпоху постмодерна наибольшую поддержку избирателей получают политические лидеры, которые учитывают весь спектр интересов и настроений, применяя социотехнику политического коллажа.

Преимущество имеют также те политики, риторика которых интертекстуальна, язык метафоричен и содержит элементы самоочевидности и наглядности. Политический лексикон "рисует" понятия-образы, смешивая мифы и реальность, прошлое, настоящее и будущее, адресно обращаясь к культурным архетипам того или иного этноса.

Значительные различия в культуре и субкультурах между Востоком и Западом, не являются ныне преградой для ставших общими методов властвования, о чем свидетельствует постепенный переход политики, опирающейся на мышление в рамках национальных государств, к политике, принимающей во внимание глобальный характер международных отношений.

__________
P.S. oleggureev. Хотя и многословно, но можно понять, что определяемая этим источником суть Постмодерна – в комбинировании уже бытующих до сегодняшнего времени известных понятий. А также – в попытке придать этим комбинациям вид какой-то стройной системы в духе всеобщей интернациональной иерархии. Причём, далеко не всегда логичной. Однако, от себя здесь хочу заметить. Источник, допускающий подобные перечисления (а, б, С, д, е, ) вряд-ли может вызвать всеобщее доверие.

Источник

Что нам говорит на этот предмет русскоязычная Википедия:

Постмоде́рн — социологическая, историко-философская концепция восприятия мира в эпоху постиндустриализма, опирающаяся на недоверие к традиционным реалистическим концепциям, к истинности отражения реальности человеческими органами чувств.

Постмодернизм как специфическое явление в истории и социологии был выделен западными социологами в конце 1980-х гг. Понимание постмодернизма разработали французские философы-постструктуралисты: М. Фуко, Ж. Деррида, Ж.Бодрийяр, опираясь на концепцию о преобладании «страха и трепета» (это как-бы в противовес «Буре и Натиску» XIX века? — О. Г.) в менталитете жителя постиндустриальной цивилизации.

Постмодернисты выделили 4 основных вектора развития общественной жизни в период постиндустриализма:

1. Агностицизм (истина — это лингвистический феномен, сфера знаний — это языковые игры, истины — общепринятые суждения, а не отражение реальности).

2. Прагматизм (критерий интеллекта — успех, а выражение успеха в современном капиталистическом мире — это богатство).

3. Эклектизм (в стремлении не к истине, а к успеху возможно использование и смешение самых разных способов и методик, таким образом, лучшим отражением действительности становится коллаж, музейная коллекция).

4. Анархо-демократизм (непостижимость истины превращает любые объединения, включая государственные, в насилие над свободно мыслящей личностью).

В научном дискурсе намечается тенденция к размеживанию понятий Постмодерн и постмодернизм исходя из того, что Модерн — это то, что в восточноевропейской традиции (особенно в период СССР) принято называть Новое время (с его рационализмом и сциентизмом). Новейшее время с 1917 г. назвали Постмодерном потому, что в политику влились иррациональные составляющие европейской культуры (их анализировали Ницше и Шпенглер).

Модернизм — это экстремистское отрицание мира Модерна (его апофеоз — консервативная революция, фашизм, нацизм), а постмодернизм — это не-экстремистское отрицание все того же Модерна. Отождествлять в этом контексте Модерн с модернизмом и Постмодерн с постмодернизмом нельзя. Также следует учесть, что в искусстве модернизма среди группы стилей есть и «модерн» (главным образом в дизайне и архитектуре), но его нельзя отождествлять с Модерном.


В общем, вполне очевидно следующее: если эпоха Просвещения (на которую, по большей части, опирались и наука, и весь классический язык искусства) стремилась к точности определений, и значит – к их правдивости, то, начиная с века XIX, мы уже, иногда, теряем нити причинно-следственной связи явлений. Чего стоят одни только (смысловые!) разделения в ХХ веке на
1) модерн,
2) «модерн» и
3) Модерн
4) а также, все аналогичные варианты постмодерна.

(Вопрос смыслового разделения, допустим, здесь можно при желании усвоить. В случае, когда создаешь или просто видишь текст. Но – как быть с произношением? Неужели по-разному интонировать?! Или специально оговаривать все знаки препинания вкупе с толкованием, для каких именно целей они предназначены???!)

Истина в романтическую эпоху XIX века начинает неизбежно отдаляться от нас, покрываться сначала лёгким туманом, затем туман становится всё плотнее, и наша бедная Истина уже оказывается подменена на что-то совсем другое. И чем дальше – тем больше все мы, и читатели и писатели, живём, воспринимаем и творим мир сейчас уже в рамках продолжающейся всеобщей лжи и регресса нравов, часто именуемых политикой. А значит, не только в большой мере ответственны за них (и за неё), но и вполне им подвержены.

Позиция в духе «Христос ведь искупил все наши грехи, потому ко мне не придирайтесь», тоже явно провинциально-постмодернистская, должна быть отметена с порога. Здесь неизбежно будет, хотя-бы иногда, включаться категория внутреннего нравственного ВЫБОРА: «а ты с кем?» – спроси себя, читатель, оставив в стороне многие и многие напластования личин на собственное сознание. Право, лучше иногда задаться вопросом: и как только Создатель при всём этом нас ещё терпит, и как не грохнул всю эту суету? (К вопросам определения Сознания и Создания в пределах данной статьи также СОЗНАТЕЛЬНО не обращаюсь.

Хотя, здесь также есть что – не только определить, но и обсудить.) Однако, не будем забывать, что мы – по времени – всё ещё находимся в границах этой самой эпохи Постмодерна, которую, всё-же, пока никто не отменил. Но – никто и не определил с полной ясностью. Для кого-то это жаргонное словечко из лексикона сноба, для кого-то – ругательство. А для кого-то – комплимент. Поди разберись. А кто-то в консерватории до сих пор уверен, что Постмодернизм – понятие чисто эстетическое.

Чем далее – тем более в этой повести о Постмодерне будет всякого рода дополнительных кавычек, скобок, больших и малых чёрточек и стрелок, раскрывающих (или вуалирующих) дополнительные смыслы происходящего в нашу эпоху. Кто-то пишет о «метамодернизме», что, по крайней мере, вносит надежду на систематизацию нашего непростого времени-безвременья.

Ну а мы, из Петрозаводска, поговорим немного, например, об «эстетике книги» в Карелии.
Публичная Библиотека республиканского значения, на гребне новых веяний переименованная в начале века в «Национальную». Рядом с нею – памятник Пушкину. Живу в Петрозаводске с 1986-го года. И всё это время думал, что библиотека носит имя Пушкина. Оказалось – нет!

«Пушкинский день» 6 июня 2015. Предлагаю посмотреть (просто картинки, без звучания поэзии, но этого вполне достаточно), и решить для себя, ЧТО это – эстетика, политика, сознательная безвкусица или просто безобидный маскарад?

[увидеть это]







Воистину, Марк Твен был прав: легче одурачить людей, чем убедить их в том, что они одурачены. Не знаю цитаты, серьёзнее этой. Вполне удачное определение нынешнего «Постмодерна» для тех, кто не любит долго объяснять.

Бывший Финский – ныне также «Национальный» – театр республики Карелия. Празднование Международного Женского Дня – 8 марта. Обычно, в творческих коллективах принято у мужчин – поздравлять женщин, сделать им какую-то приятную благожелательность (чтение стихов, пение песен и т.д.), организацией этого действа чаще всего занимается главный режиссер театра. В уходящем 2015-м году «поздравление» было таким: в фойе пришли нарядные женщины, где для них была устроена «улица Арбат».

То есть, выставили кучу салатов, расставили по углам кучу музыкантов, принципиально не согласованных друг с другом, и… ни одного слова в честь женщин. Ни одного поздравления. Это теперь такое «ноу-хау». Создатели сего «действа» (режиссер и директор) в начале первого ролика – мирно беседуют в центре зала. Здесь, право, не у одного меня, возникает такой вопрос: организатор сего мероприятия в творческом кризисе? Иначе невозможно объяснить откровенную отмазку и халтуру. Но – это «эра постмодерна», и это она принимает за чистую монету. Даже слышал слова благодарности. Правда, как мне показалось, – очень натужные, слишком восторженные, и всего лишь от одной женщины.

[посмотреть видео]



Умберто Эко, опираясь на Зигмунда Баумана, пишет о «текучем обществе».

Не вдаваясь в подробности этой небольшой, но очень ёмкой заметки Эко, хочется привести оттуда одну цитату. Писатель обращает наше внимание на вопрос о ренегатстве: «... Кризис идеологий и партий: кто-то сказал, что такие понятия теперь сродни такси, в которые садятся вожди или большие шишки в погоне за голосами, непринужденно выбирая наиболее соответствующую моменту идеологию и партию — благодаря чему без всякого возмущения, напротив, даже с пониманием мы относимся к разного рода ренегатам.»

Здесь, кстати, снова приходит на память дихотомия Йозефа Кнехта <=> магистра Александра из романа Германа Гессе «Игра в бисер». Напомню: главный герой романа раз и навсегда взял себе на щит принцип – служить самому сильному господину. Принцип, срисованный Кнехтом с легенды о Святом Христофоре.

Его же коллега и старший наставник Александр – подвергает этот принцип чуть ли не осмеянию, считая, что, если уж выбрал господина – то это на всю жизнь. «… если в этом образе [святого Христофора] и есть нечто величественное и трогательное, то как образец служения нашей иерархии он никуда не годится. Кто хочет служить, должен неизменно служить тому владыке, которому он присягнул в верности, служить до гроба, а не с тайным намерением переметнуться к другому, более импозантному господину, как только такой отыщется. Иначе слуга ставит себя судьей над своим господином, что вы сейчас и делаете. Вы всегда хотите служить самому великому властелину, и вы настолько простодушны, что беретесь сами определять степень величия тех владык, среди которых вы выбираете своего».

Это – один из тех вопросов, которые в различных обществах и структурах решаются по-разному. В зависимости от его традиций и степени зрелости. Пожалуй, один из самых сложных вопросов, не имеющий однозначного ответа, но всегда требующий кропотливого и вдумчивого всматривания в историю конкретного примера, а также в степень приверженности адептов – либо к принципу, либо к носителю этого принципа.

В заключение – хочется привести пример верности и служения России – из области нашей культуры.
Всем известные – поэт-песенник Николай Добронравов и композитор Александра Пахмутова – прожили долгую творческую жизнь. Семь десятков лет творческий семейный дуэт радует нас своими песнями, один список которых перекроет по количеству знаков эту нашу повесть в несколько раз. В следующем – 2016-м – году у них «изумрудная свадьба», 60-летие совместной жизни! Хочу напомнить – эти люди тоже находятся в нашем времени, в нашей же эпохе. И в нашей стране. Их песни звучат, живут, напоминая всем о молодости и радости творчества.
Казалось бы – при чём здесь Постмодерн?...

Так что, как говорил комэска Титаренко – «война – это всё преходящее, а музыка – вечна!»



До встречи в СССР – 2.0, товарищи!

Subscribe
promo rjadovoj_rus january 13, 2015 11:36 34
Buy for 50 tokens
Оригинал взят у mike_ermakov в Газета «Суть времени» Товарищи! Открыта очередная подписная компания на газету «Суть Времени». В газете публикуются серии аналитических статей по различным видам войн, ведущихся в России и мире. В частности, в газете…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments