rjadovoj_rus (rjadovoj_rus) wrote,
rjadovoj_rus
rjadovoj_rus

Доклад Жанны Тачмамедовой (РВС) на межрегиональной научно-практической конференции в Туле 15.10.2015

Оригинал взят у timofeev_sb в Доклад Жанны Тачмамедовой (РВС) на межрегиональной научно-практической конференции в Туле 15.10.2015


15 октября 2015 г. в колонном зале Дворянского собрания (бывший Дом офицеров) города Тулы состоялась межрегиональная научно-практическая конференция по теме: «Защита детей от вредной информации». В мероприятии, организованном уполномоченным по правам ребёнка в Тульской области, приняли участие члены Правительства Тульской области, депутаты Тульской областной Думы, представители Прокуратуры Тульской области и регионального управления Роскомнадзора, руководители общественных объединений, представители педагогического сообщества, психологи, эксперты, представители средств массовой информации из Тулы, Москвы, Санкт-Петербурга, Калуги и Рязани.

С докладом по теме: «Разрушение традиционного образа семьи, детско-родительских отношений, образов мужчины и женщины в западной информационной продукции для детей» на конференции выступила член Центрального Совета Общероссийской общественной организации защиты семьи «Родительское Всероссийское Сопротивление» (сокр. РВС) Жанна Тачмамедова.
Предлагаем вашему вниманию текст доклада представителя РВС.

Разрушение традиционного образа семьи, детско-родительских отношений, образов мужчины и женщины в западной информационной продукции для детей

Кинематограф, имеющий доступ и влияние на огромную многомиллионную аудиторию, давно стал одним из самых эффективных средств пропаганды. Когда мы говорим о детской аудитории, то речь уже идет не только и не столько о пропаганде (распространении определенных идей), сколько о влиянии на развитие личности ребенка. Влияние, может быть, как непосредственным, через предложение детям художественных образов для подражания, так и косвенным, через корректировку социокультурных норм родителей и общества в целом.

Однако в нашей стране кинопродукция до сих пор рассматривается как исключительно развлекательная. А между тем, люди, создающие этот продукт, хорошо понимают силу его воздействия и его способность его быть оружием в информационно-психологической войне. Приведем цитату сценариста и продюсера известного мультсериала «Симпсоны» Майка Райсса:

«Мы будто наконец обнаружили идеальный носитель для нашего мировоззрения, позволяющий нам воплощать тот особый юмор и особую позицию, и преподносить их в упаковке, способной соблазнить более широкую аудиторию. Полагаю, что если бы это был игровой сериал, он не стал бы ''хитом''... это слегка попахивает предательством, потому что у меня тоже есть дети! именно многочисленность аудитории делает наше шоу ''хитовым'', а нашу фирму процветающим предприятием. Но мы скармливаем детям огромное количество идей и понятий, на которые они ''не подписывались''». Художник «Симпсонов» Мэт Грейнинг высказался еще решительней: «Я считаю, что можно безнаказанно высказывать любые необычные идеи — надо всего лишь улыбаться, высказывая их».


«Фактически детское телевидение и MTV — удобнейшие точки для запуска контркультурных баллистических ракет», — подытожил свои наблюдения Дуглас Рашкофф, исследователь, исследовавший феномен медиавирусов. Понимая это, власти США существенно ограничили доступ чужой медиа-продукции на свой рынок. Кинопродукция иностранного происхождения там идет в очень ограниченном прокате.

В первой части доклада я покажу, как разрушается образ семьи, родителей, образ мужчины и женщины в голливудской продукции для детей. В следующей части я надеюсь доказать, что создаваемая информационная продукция имеет опасное содержание неслучайно, что она создается и распространяется в рамках определенных стратегических разработок и концепций, что это системный процесс, чреватый для нашего общества серьезными последствиями.

Для анализа кинопродукции возьмем кинокартины, вышедшие за последние полгода, и отвечающие следующим критериям:

— эти кинокартины должны иметь рейтинг наиболее безопасной продукции для детей, т.е. 0+ и 6+,

— это именно голливудская продукция.

Всего за полгода вышло 4 картины. Проанализируем их и посмотрим, как в них разрушается образ традиционной семьи.

Во-первых, в детских кинофильмах систематически показываются неполные семьи.


Как видно из таблицы, только в двух фильме из восьми показана полная семья. Одним из этих фильмов — это «Золушка», классический сюжет, классическая постановка. Во втором фильме, в «Головоломке» полная семья, которую детям показывают, все-таки имеет червоточину. Сначала нам вроде бы показывают теплые супружеские отношения, но позже оказывается, что мама считает мужа рохлей и втайне мечтает о настоящем мачо. То есть шестилетним детям показывают без осуждения, как нечто само собой разумеющееся, что мать, пусть в фантазиях, но предает мужа.

Во всех остальных фигурируют неполные семьи, в которых дети живут с одним из родителей, либо родители живут без детей (при этом они вполне счастливы, а о том, чтобы родить детей они даже и не думают).

В фильме «Миньоны» в качестве второстепенных персонажей, в течение очень непродолжительного времени также показана полная семья, и даже отношения в семье в каком-то смысле можно назвать тесными, но самое главное, что это семья преступников и психопатов.

В итоге получается, что семи картинах из восьми дети вообще не получают образа нормальной семьи: она либо неполная, а если это полная семья, состоящая из родителей и детей, то это семья нездоровая (семья психопатов) или с нарушенными внутрисемейными связями. И в этом случае она призвана оттенять привлекательный образ неполной семьи.

У главного героя в фильме «Губка Боб» вообще нет семьи, он ее и не ищет. Это тоже подается детям как образец нормы. Интересно рассмотреть образ «семьи» одного из второстепенных героев. У него в качестве жены выступает компьютер. Это крайне нездоровая, очень патологическая модель псевдо-отношений встречается в детских фильмах уже не первый раз.

Мы можем долго рассуждать о необходимости сохранения традиционных ценностей, но после наших рассуждений дети идут в кино, и там им очень ярко и талантливо говорят о том, что отсутствие нормальной семьи — это, в общем-то, неплохо. Что наоборот, есть в полных семьях что-то нездоровое.

Выставление полной традиционной семьи как какого-то нездорового явления стало все чаще встречаться и в детской литературе. Например, в одной из самых читаемых детских книг на Западе считается книга Мари Од Мюрай под названием «О, бой». В книге представлена история трех семей. Все они показаны непривлекательными, неполными, неполноценными. В то же время гипотетическая гомосексуальная семья предлагается автором как очень привлекательная альтернатива. Она противопоставляется гетеросексуальным семьям путем разрушения образа родителей и обесценивания супружеских связей между мужчиной и женщиной.

Отдельно хочется остановиться на таком, очень опасном элементе, как размывание границ половой идентичности. Он встречается во всех проанализированных фильмах. Выглядит это как инверсия образов мужчины и женщины. Мужчине приписываются женские качества, поведенческие реакции, занятия, увлечения, а женщинам — мужские.

Очень ярко это показано в фильме «Упс, Ной уплыл». Это очередная история, дискредитирующая библейские мифы, рассказывающая про то, как на Ноев ковчег не пускают «не таких, как все, (не существующих в природе животных)», а потому «не таким, как все» — необычным ярким, красочным существам — в конце концов ковчег оказывается и не нужен.

Женские персонажи в этом мультфильме агрессивны и угрюмы, они рычат и постоянно лезут в драку. Мужские персонажи — мягкие, добрые, умеющие лучше всех обустраивать интерьеры. Они трусливы и пытаются все уладить мирным путем. Лев — царь зверей и капитан ковчега, ходит в бигуди. Очень показательный кадр из фильма. Кто, по-вашему тут женщина, а кто — мужчина? Персонаж слева, с широким плечами и мускулистым торсом — это женщина, а мужчина, соответственно, справа.


Похожий прием используется в мультфильме «Миньоны».

В нем два центральных женских персонажа, они по части лидерских качеств дают фору всем мужским персонажам. Они сильнее не только морально, но и физически. Мужчины в фильме показаны странно. Помимо того, что они явно слабее женщин, они еще и начинают демонстрировать отчетливо женские черты. Так, например, воины — охранники замка под воздействием гипноза, сбрасывают с себя униформу, далее у них отрастают длинные волосы, они начинают танцевать в нижнем белье.


Отметим, что дети всегда идентифицируются с персонажами и кинофильмов. Они начинают говорить фразами из фильмов, они копируют поведение персонажей. Хочется спросить, какой образ воина сформируется в голове у мальчиков, посмотревших это кино, и какими воинами — защитниками отечества смогут стать они сами, если будут впитывать именно такие образы?

Но в попытке разрушить традиционные мужские образы авторы «Миньонов» пошли еще дальше. Не так давно мы возмущались появлением в медиа-пространстве Запада певца-трансвестита Кончиты Вурст. А тем временем российских детей тоже познакомили с подобным же явлением. Вот кадр из мультфильма «Миньоны».


Фильм получил широкую пиар-кампанию. Он очень популярен. Игрушки, тетрадки, значки и пр. с изображением странных бесполых существ можно увидеть сейчас повсюду.

Главная героиня фильма «Головоломка», девочка-подросток, увлекается одним из самых мужских видов спорта — хоккеем. Казалось бы, почему не фигурным катанием? Девочка в фильме представлена сильной, смелой, обладающей лидерскими качествами, в то время как встретившийся ей на пути мальчик показан робким и трусливым.

Еще один прием размывания образов мужественности: разрушение образа классического героя. Очень яркий пример разрушения образа героя фильм «Ночь в музее: тайна гробницы». Авторы фильма взяли накаленные образы легендарных героев, воплощающие благородство, волю, дух, и уничтожили, выставляя их карикатурными персонажами. Ланцелот — один из самых известных образов в мировой литературе, воплощающих благородство, представлен вором и подлецом. Могущественный воин и правитель Атилла — слабаком, падающим в обморок т. д. Если раньше растущий мальчишка, читавший об этих героях восхищался великими воинами, старался на них равняться, то после того, как герои осмеяны, на кого ему равняться?

В фильме «Книга жизни» образы героев-мужчин присутствуют, но зато атакован образ женственности. Когда один из героев предлагает героине выйти за него замуж, она с презрением вопрошает: и что, мне теперь всю жизнь о тебе заботиться? Т.е. одна из основных функций женщины — забота о муже и детях жестко высмеивается.

Из приемов неявного размывания поло-ролевых границ нужно также упомянуть внедрение в качестве ключевых действующих лиц неких бесполых антропоморфных существ. Как правило, персонажи фильмов и книг для детей, даже если они являются представителями мира животных или насекомых, все равно имеют явные черты мужского или женского пола. Однако в двух приведенных здесь фильмах появляются герои (и это главные герои!), пол которых практически никак не определен. Таковы, например, миньоны. С одной стороны, у них мужские имена, а с другой стороны, все племя миньонов состоит из по большей части идентичных существ, никак между собою не разделяемых по полу.


Похожий персонаж присутствует и в фильме «Дом». Там это инопланетянин по имени «О» из племени Бувов. У нескольких членов племени присутствуют усы и их, вероятно, можно идентифицировать, как мужчин, но все остальные члены племени похожи друг на друга, словно они клонированы и отличить, где мужской персонаж, а где женский невозможно. У этих существ нет семей, нет детско-родительских отношений, нет разделения по полу.


Т.е. после того, как образы мужчины и женщины разрушены, на первый план выходят бесполые создания. Важная черта и у тех, и у других — инфантильность, безответственность и бесхребетность. Миньоны — слабые и подчеркнуто глупые существа, постоянно ищущие, кому бы начать служить, постоянно ищущие себе хозяина. Такова плата за отсутствие идентичности. Тут авторы картины верно уловили законы человеческой психики. Но парадокс заключается в том, что этот образ бесполого безвольного существа делается очень привлекательным, он воспевается.

Итак, в каждом из вышедших за последние полгода фильмов образы поло-ролевого мужского и женского поведения всячески разрушаются. В этом четко прослеживается системность процесса. Откуда же взялась эта системность?

О необходимости активного распространение понятие «гендера» и «меняющихся гендерных ролей» говорил Стивен Манн — высоко статусный дипломат, входивший в группу непрерывного кризисного мониторинга при Госдепе США. Это весьма значимая фигура в области разработок концептов информационно-психологической войны. Он работал в институте «Институт Санта Фе», созданном под эгидой Пентагона и Государственного Департамента, занимавшимся, в том числе, адаптацией теоретических разработок к прикладным военным задачам.

Под фразой «меняющиеся гендерные роли» подразумевается размывание гендерных границ. Как на практике выглядит внедрение идеи гендера в общество? Через инверсии поло-ролевых функций в кино — и телевизионной продукции. То есть свойственные одному полу функции и способы поведения присваиваются противоположному полу. Женщины ведут себя подчеркнуто по-мужски, они активны, агрессивны, а мужчины — наоборот. Они пассивны, чувствительны и романтичны. Это ярко проявляется в рекламе. Например, в Германии рекламщикам рекомендовано не показывать женщин и мужчин, занимающихся свойственными им делами. Женщин нельзя показывать на кухне приготавливающими пищу т. д. Это считается гендерным стереотипом, нарушающим права женщин. Подобные рекламные продукты стали появляться и у нас.

Происходит все по следующей схеме: сначала появляется некая теоретическая разработка, затем она оказывается в документах ООН и ВОЗ, затем она транслируется через СМИ. И мы видим, что для внедрения этой концепции в медиа-пространство тратятся огромные силы и средства. Они внедряются также и в образовательные программы. В программах ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) сексуального просвещения детей прямо предлагается учить детей тому, что биологический пол и гендер не равны друг другу.

Это значит, что мальчик на самом деле если захочет, может вести себя как девочка, одеваться как девочка, называть себя девочкой. А еще детей нужно учить тому, что никто никому не имеет право навязывать гендерную идентичность. Так учат детей уже в детских садах. Кстати, у нас идеологи гендерной теории тоже работают весьма активно и очень стараются проникнуть в детские сады и школы.


Но как мы понимаем, большие средства и усилия на Западе никогда не тратятся на неэффективные проекты. Почему же авторы концепции так уверены в нужном для них результате и в чем этот результат заключается?

Давайте подробнее рассмотрим формирование мужской или женской идентичности в процессе развития ребенка.

Свойственные определенному полу качества формируется из двух источников. Первый — это естественно, биологическая обусловленность. Она вносит самый важный вклад. Второй — это окружение, в котором растет ребенок, и культура, которую он впитывает. Для того, чтобы юноша стал мужественным, он должен расти в соответствующей культурной среде, предъявляющей к мальчику соответствующие требования, он должен получить соответствующее воспитание.

А если ему через культуру транслируется, что мужественным быть «не прикольно», что можно, и даже лучше быть пассивным, эмоциональным и жеманным, то он не станет мужественным. И как такой мужчина сможет встать на защиту Родины в момент опасности? Очевидно, что такой юноша настоящим воином не станет. Теперь кажется более логичным, что идеологами концепции «меняющихся гендерных ролей» являются крупные американские аналитики, тесно связанные с Пентагоном.


Гендерная идентичность — широкая концепция, включающая в себя все качества индивидуальных сочетаний мужских и женских черт, обусловленная большим массивом биологических, психологических, социальных и культурных факторов

Весь процесс гендерной идентификации разделяется на:

— Половую идентификацию — ощущение принадлежности к определенному полу;

— поло-ролевую идентификацию — знание составляющих роли мужчины и женщины. Сознательные и бессознательные способы взаимодействия с другими людьми, присущие тому или иному полу;

— выбор сексуального партнера или сексуальную ориентацию (предпочтение объектов любви определенного пола).

Ядро идентичности начинает формироваться с рождения. Важнейшие факторы, участвующие в его формировании:

1. Анатомический и физиологический. Кроме того, важны ощущения, получаемые от внешних гениталий. Внешний вид гениталий сообщает родителям, какой пол ребенку будет правильно атрибутировать.

2. Детско-родительские отношения, ожидания родителей, связанные с гендерными ролями, с гендерными идентификациями самих родителей, динамикой драйвов между ребенком и родителями и многими другими психологическими аспектами развития ребенка.

Влияние окружения накладывается на биологическую составляющую. Результатом этого становится преобладание мужественности у мужчин и женственности у женщин. Ядро половой идентичности формируется в первые несколько лет жизни ребенка, но по мере развития она продолжает усложняться и становиться более детализированной. Большую роль на разных стадиях развития играет роль избирательных идентификаций с матерью или отцом.

Девочки

Примитивное ощущение женственности и половых отличий формируется у девочки уже в первые два года жизни. Оно сильно зависит от отношений между матерью и девочкой. Если мать принимает свою женскую роль (а этому сильно способствует влияние культурных социальных норм, главенствующих в обществе), то она может передать и дочери уверенность и радость от ощущения своей женственности. Девочка идентифицируется с матерью, с ее способом взаимодействовать с людьми, с ее умением заботиться в том числе о дочери. Так девочка (в большой степени бессознательно) перенимает паттерны поведения, которые она в дальнейшем будет воспроизводить по отношению к собственным детям.

В этот период, в случае, если мать не принимает своей женской роли девочка может получить ощущение своей ранимости, уязвимости, неполноценности и т.д. Очень важный вклад в процесс формирования женственности вносит отец, восхищающийся женскими качествами дочери.

Мальчики

Телесная половая идентичность у мальчиков устанавливается с младенчества, но процесс формирования устойчивой маскулинности является достаточно длительный и претерпевающим серьезные изменения на своем пути. Главными отношениями в первые два года жизни являются отношения с матерью. Будучи младенцем, мальчик чувствует себя единым целым с матерью, мальчики в этом возрасте часто копируют поведение матери, могут говорить о себе в женском роде (особенно часто это встречается у мальчиков, воспитываемых матерью-одиночкой. Поэтому мальчику критически важно преодолеть это слияние с матерью, почувствовать свою отдельность от нее, чтобы обрести прочное чувство мужественности.

Центральную роль в этом процессе играет отец. Как и в случае с девочкой, отец помогает мальчику в процессе отделения от матери. Когда мальчик идентифицируется с отцом, его телесный образ становится более стабильным, а чувство маскулинности значительно усиливается. При отсутствии отца или его слабой доступности, процесс обретения уверенного чувства маскулинности нарушается.

Мы видим, как важны для развития личности ребенка оба родителя.

Теперь мы можем понять, почему параллельно с разрушением поло-ролевых образов детям так активно транслируется привлекательный образ неполных семей. Возможно, у тех, кто рекламирует разрушенные семьи, есть и другие цели, но в данном случае мы видим четкую логическую связку, работающую на формирование очень специфической личности.

В традиционных обществах, вероятно, подспудно присутствовало понимание необходимости преодоления слияния с материнским (то есть с женским образом и акцентирование внимания на отличие мужчин от женщин. Например, у русских крестьян имелся целый набор правил и обычаев, который был направлен на подчеркивание различий между мужчинами и женщинами: женщинам было запрещено прикасаться к мужским орудиям труда, а мужчинам — заходить на территорию, на которой трудились женщины.

Важное место уделялось разделению труда мужчин и женщин, отдельность их функций всячески среди подчеркивалась и поддерживалась, ровно как и разница их психологических качеств. Очевидно, подобные меры способствовали успешности прохождения половой идентификации. Особенную ценность подобные меры приобретают, на наш взгляд, именно сейчас, ибо может ли быть эффективным примером для мужской идентификации неуверенный в собственной мужественности мужчина?


Половая идентификация — это одно из самых глубоких, ядерных свойств личности, она является одним из структурообразующих элементов конструкции. А потому неустойчивость этих элементов, неуверенность в ядерных свойствах своей личности становится причиной неустойчивости личности в целом.

При обсуждении процессов формирования половой идентичности невольно встает вопрос о том, может ли мать, воспитывающая сына без отца, обеспечить ему возможность обрести свою мужскую идентичность? Ответ на этот вопрос может быть положительным. Мать-одиночка может попытаться компенсировать отсутствие отца, предоставляя ребенку возможность общаться с другими значимыми мужскими фигурами.

Она также может транслировать ему свой собственный внутренний идеальный образ мужчины, в большой степени сформированный образом собственного отца, и в меньшей — существующими в обществе и культуре примерами для идентификации. «Мальчики не плачут», — может сказать мать больно стукнувшемуся маленькому сыну, сообщая (как осознанно, так и неосознанно) образцы мужского поведения (те же утверждения справедливы и для варианта «отец, воспитывающий дочь»).


Однако, несмотря на большие усилия матери, существует риск того, что мальчик уже и во взрослом возрасте будет внутренне сомневаться в собственной мужественности.

Здесь большую роль могут сыграть культурные и социальные нормы, касающиеся того, какими должны быть мужчина и женщина. Они могут очень помочь матери и ребенку. Но, как мы видим, сейчас активно внедряются совсем другие культурные и социальные нормы.

Итак, идентичность формируется на уровне бессознательного. Она также в немалой степени продукт воспитания и воздействия социума. В этой связи предложения современных западных «педагогов» позволить ребенку самому выбирать ее и не оказывать никакого влияния на процесс ее становления являются некорректными. Ибо она все равно будет формироваться и не по воле ребенка. Вопрос только в том, какой эта идентичность будет: устойчивой или аморфной, цельной или искаженной и дисгармоничной.

В этом докладе разобраны фильмы только по тем критериям, которые перечислены в названии моего доклада. На самом деле, приемов, разрушительно воздействующих на развитие психики ребенка, значительно больше.

Результатом же воздействия станет формирование слабого, вечно неуверенного в себе индивида, постоянно сомневающегося в том, кто же есть «Я», с податливой аморфной психической организацией, неспособный создать крепкую семью и вырастить эмоционально здоровых детей.

В заключение хочется сказать, что все, разобранные нами фильмы, являющиеся опасными для детей и причиняющими вред их психическому здоровью и развитию, вышли в широкий прокат, а это означает, что закон о защите детей от вредной информации, который должен защищать детей от оной, работает недостаточно хорошо. Вероятно, нам стоило бы обсудить необходимость уточнения критериев, по которым в законе информация классифицируется как наносящая вред здоровью и развитию.

Subscribe
promo rjadovoj_rus january 13, 2015 11:36 34
Buy for 50 tokens
Оригинал взят у mike_ermakov в Газета «Суть времени» Товарищи! Открыта очередная подписная компания на газету «Суть Времени». В газете публикуются серии аналитических статей по различным видам войн, ведущихся в России и мире. В частности, в газете…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments