rjadovoj_rus (rjadovoj_rus) wrote,
rjadovoj_rus
rjadovoj_rus

Categories:

Апатия и православие

Оригинал взят у usarin в Апатия и православие


Андрей Рублев. Троица. 1411 год.

В прошлом посте я остановился на том, что в православной традиции уныние/апатия является одним из восьми смертных грехов.

Кто-то может отнестись к этому легкомысленно и сказать, что он светский человек. Но я призываю всех вглядеться в апатию именно как в СМЕРТЕЛЬНЫЙ ГРЕХ! Прочувствуйте это хотя бы на мгновение.

В Откровении св. Иоанна Богослова сказано: «Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих».


Рублев Андрей. Иоанн Богослов. 1408 год.

Святые подвижники утверждают, что ни с одним из грехов не приходится вести такую долгую и тяжкую брань, как с унынием.

Святитель Игнатий Брянчанинов в своем труде «Отечник»: «Предаваясь унынию, мы непременно делаемся предателями самих себя. Мужественное сердце вспомоществует [помогает] душе по Богу; в противоположность этому, уныние вспомоществует [помогает] злобе».


Игнатий Брянчанинов (1807–1867)

Брянчанинов говорит о том, что уныние помогает злости. Значит, чем больше уныния в обществе, тем больше и злости в нем.

В том же труде "Отечник" Брянчанинов приводит притчу о том, как побороть уныние:

"Некоторый брат, подвергшись искушению и смущению, оставил исправление монашеского правила, и когда хотел опять положить начало исправлению правила, - встречал препятствие от смущения и говорил сам себе: когда же я возвращусь к тому состоянию, в котором был прежде? и, унывая, он не находил в себе сил, чтоб начать монашеский подвиг. Он пошел к некоторому старцу, поведал ему о совершающемся с ним. Старец, выслушав скорбь брата, сказал ему следующую притчу: некоторый человек имел землю, которая по небрежению его обратилась в неудобную, поросши волчцами и тернием.

Впоследствии он нашел нужным возделать ее, и сказал сыну своему: поди, очисти принадлежащее нам поле это. Сын пошел. Когда он обозрел поле, то увидел, что оно поросло множеством плевелов и терния. Упав духом, он сказал сам себе: когда искореню весь этот сор и очищу землю? С этими словами он лег на землю и предался сну; так поступал он в течении многих дней. После этого пришел отец посмотреть, что сделано, и увидел, что ничего не сделано. Он сказал сыну: почему ты до сих пор ничего не сделал? Юноша отвечал отцу: я пришел было на работу, но, увидев множество волчца и терния, отказался от исполнения работы; от смущения повергся на землю и спал.

Тогда отец сказал ему: сын! если бы ты каждый день обрабатывал такое пространство земли, какое занимаешь, лежа на ней, то работа твоя подвигалась бы мало помалу и ты бы не оказался преслушным мне. Услышав это, юноша поступил по наставлению отца: в короткое время поле было очищено и обработано. Так и ты, брат, мало помалу входи в подвиг и не унывай, а Бог благодатию Своею возведет тебя в прежнее состояние твое. Услышав это, брат ушел и терпеливо пребывая в келлии, поступал так, как научен был старцем. Обретши мир душевный, он преуспевал о Господе Иисусе Христе"


Эта притча ценна для нас как один из примеров борьбы с апатией и унынием. Поэтому, пренебрегать большим православным опытом мы не имеем права. Наоборот, в нем мы должны находить те драгоценные жемчужины, которые помогут и светским людям, и обществу в целом.

О том, как исследовалась проблема апатии крупнейшими западными интеллектуалами второй половины ХХ века в следующем посте.

Источник для написания поста здесь.

Subscribe
promo rjadovoj_rus january 13, 2015 11:36 34
Buy for 50 tokens
Оригинал взят у mike_ermakov в Газета «Суть времени» Товарищи! Открыта очередная подписная компания на газету «Суть Времени». В газете публикуются серии аналитических статей по различным видам войн, ведущихся в России и мире. В частности, в газете…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment