rjadovoj_rus (rjadovoj_rus) wrote,
rjadovoj_rus
rjadovoj_rus

Сама идея «беби-боксов» противоречит Конституции РФ

Оригинал взят у anti_fascist1 в Сама идея «беби-боксов» противоречит Конституции РФ

Комментарий юриста РВС к проекту Федерального закона о легализации «беби-боксов»


15 августа 2015 года в Государственную думу Российской Федерации направлен проект Федерального Закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Речь в нем идет о легализации «беби-боксов» — ящиков для подкидывания детей. Сама идея «беби-боксов», то есть предоставления возможности анонимного оставления ребенка, — противоречит Конституции РФ. Тем не менее ее продвигает К.Э.Добрынин — заместитель председателя Комитета по конституционному законодательству (!) и государственному строительству Совета Федерации.

В законопроекте заявлено о «защите прав детей», однако не приведено норм, подтверждающих эту декларацию. Более того, вводятся дискриминационные нормы по возрастному цензу и самому субъекту: так, из законопроекта следует, что защите подлежат права детей не старше одного года, и конкретно — оставленных родителями в «беби-боксах». То есть права ребенка старше одного года, подброшенного дальним или близким родственником, не являющимся родителем, защищаться не будут?

Поражает воображение и норма, позволяющая устанавливать ящики во всех государственных и муниципальных учреждениях. Исключений в статье нет, поэтому можно предположить, что кому-нибудь придет в голову идея установить такие ящики в учреждениях органов исполнительной власти, чтобы, дескать, привести чиновников в чувство, опустить, так сказать, с небес на землю: «Смотрите, что происходит из-за вашего воровства: детей кормить не на что, а вы часы по тридцать шесть миллионов покупаете».

За такой потенциально сильный ход можно было бы законотворцев и похвалить, однако похвалы разбиваются о здравый смысл и антитеррористическое законодательство, устанавливающие, что круглосуточно открытые ящики для детей нельзя устанавливать не только в учреждениях органов власти, но и в медицинских организациях, которые, возможно, имели в виду разработчики закона.


Целый ряд законов и подзаконных актов устанавливают требования по антитеррористической защищенности объектов. В регионах, где ящики уже установлены, про законы «О борьбе с терроризмом», «О противодействии терроризму», «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» руководители учреждений, видимо, не знали или накрепко забыли, а ведь они обязаны на каждое место массового пребывания людей после проведения его обследования и категорирования составить паспорт безопасности.

Установлена обязательность согласования данного паспорта с руководителями территориального органа безопасности, территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по месту расположения объекта. И что, они действительно получили согласование на установку «беби-боксов» в медицинских организациях от всех перечисленных органов? Или они решили, что террористы пощадят женщин с грудными детьми, и не составляли никаких паспортов? Но ведь в Буденновске не пощадили и не только в нем одном! И это уже не смешно.

В законопроекте нет ни одной жизнеспособной нормы, каждая из них конкурирует с действующим законодательством, некоторые из норм достойны хорошего фельетона. Тем не менее лоббисты «беби-боксов» утверждают, что в первой декаде октября 2015 года законопроект будет рассматриваться в Госдуме РФ в первом чтении.

Вместе с тем, есть надежда на здравый смысл законодателей, на то, что они, разобравшись в существе вопроса, как и многие представители гражданского общества и РПЦ, примут единственно верное решение — снимут поспешный законопроект с рассмотрения и возьмутся за действительно актуальные законопроекты, годами дожидающиеся своей очереди на рассмотрение.

Людмила Николаевна Виноградова — юрист ОООЗС «Родительское Всероссийское Сопротивление», член Общественной палаты РФ

Полный текст Комментария юриста к Проекту ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» см. ниже.

__________________________________________________________________________

Комментарий юриста

к проекту Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

Проект вносится Членами Совета Федерации К.Э.Добрыниным и В.А.Тюльпановым

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

Внести в Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3802; 2004, N 35, ст. 3607; N 52, ст. 5274; 2007, N 27, ст. 3213, 3215; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 18, ст. 2151; N 23, ст. 2773; N 51, ст. 6163; 2011, N 30, ст. 4600, 2013, N 14, ст. 1666; N 26, ст. 3208; N 27, ст. 3477; N 48, ст. 6165; N 49, ст. 6329) следующие изменения:

1) статью 1 дополнить абзацем следующего содержания:

«беби-бокс» — специальное оборудованное место, предназначенное для анонимного и безопасного оставления ребенка после его рождения, но не более чем до достижения им возраста одного года, и отвечающее установленным Правительством Российской Федерации требованиям.»;

2) дополнить статьей 15−1 следующего содержания:

«Статья 15−1. Защита прав детей, оставленных родителями в беби-боксах

1. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют контроль за установкой и эксплуатацией беби-боксов.

2. Установка и эксплуатация беби-боксов может осуществляться в государственных и муниципальных учреждениях в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

3. Некоммерческие организации вправе устанавливать и эксплуатировать беби-боксы в случаях и порядке, определенных Правительством Российской Федерации.»

Президент Российской Федерации

__________________________________________________________________________

Комментарий:

1. Федеральный Закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», проект которого внесен на рассмотрение Государственной Думы Российской Федерации сенаторами Добрыниным К.Э. и Тюльпановым В.А., в случае его принятия, будет способствовать нарушению Конституции РФ, федеральных законов и подзаконных актов.

1) Конституция РФ:

Ст. 38 — «Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей»;

2) Семейный кодекс:

Ст. 47 — «Права и обязанности родителей и детей основываются на происхождении детей, удостоверенном в установленном законом порядке»;

ст. 48 — право на установление происхождения;

ст. 54 — право ребенка жить и воспитываться в семье;

ст. 55 — право ребенка на общение с родителями и другими родственниками;

ст. 58 — право ребенка на отчество и фамилию;

ст. 60 — право на получение содержания от своих родителей, на имущество в порядке наследования;

ст. 71 — право пользования жилым помещением;

ст. 84, 85 — право на алименты;

ст. 86 — право на оплату постороннего ухода;

ст. 93, 94 — право на получение алиментов от своих братьев, сестер, дедушек и бабушек;

3) ФЗ-143 от 15.11.1997 г. N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»:

ст.16. п.6. — «Заявление о рождении ребенка должно быть сделано не позднее чем через месяц со дня рождения ребенка».

Пункты 2 и 3 раскрывают конституционную норму, указанную в пункте 1 — конституционную обязанность родителей воспитывать ребенка, действующую по факту рождения. То есть сама идея — предоставить возможность анонимного оставления ребенка, противоречит Конституции РФ. Тем не менее, ее продвигает К.Э.Добрынин — Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству.

2. Пункт первый законопроекта предлагает ввести в понятийный аппарат дискриминационную норму, «защищающую права детей» в возрасте до одного года:

«беби-бокс» — специальное оборудованное место, предназначенное для анонимного и безопасного оставления ребенка после его рождения, но не более чем до достижения им возраста одного года, и отвечающее установленным Правительством Российской Федерации требованиям.».

Между тем, в той же статье 1 Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», в которую предлагается внести дополнение, определено, что «ребенок — лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия);».

Указанное в законопроекте ограничение по возрасту не только ничем не обосновано (известен зарубежный случай, когда в бокс был подброшен 17-летний подросток), но оно по сути своей абсурдно. Предполагается, что в ящики должны подбрасывать детей до одного года. Однако, в законопроекте не предлагается подбрасывающему как-либо подтвердить возраст ребенка. Определение Правительством РФ порядка передачи детей через «беби-боксы» также не облегчит работу правоприменителей. В отсутствии фейс-контроля и в условиях свободного доступа к «окну жизни», дети будут помещаться в ящики без документов, не смотря на более старший возраст.

В законопроекте не указано, должны ли приниматься какие-либо санкции к лицам, оставившим в «беби-боксе» ребенка старше одного года.

Что будет происходить с ребенком при установлении истинного возраста? Детей невозможно будет вернуть подбрасывателям, поскольку процедура задумана, как «анонимная и безопасная» для преступников.

Не понятна логика разработчиков законопроекта. Если речь идет о профилактике инфантицида, то российское законодательство ограничило возраст потерпевшего одним месяцем жизни. Если речь идет о «спасении» детей, находящихся в трудной жизненной ситуации или в социально-опасном положении, то тем более непонятно ограничение возрастом в один год. Получается, что полуторалетних, двухлетних спасать и защищать не нужно.

3. Введение специального субъекта, указанного в названии статьи 15−1 (пункт 2 законопроекта), также ограничивает права детей на «защиту», поскольку «под защиту» законом предлагается брать не просто детей в возрасте до одного года, но конкретно «оставленных родителями» в «беби-боксе».

Между тем, декларируемая анонимность не предполагает прохождение паспортного контроля и пропускного режима, в связи с чем невозможно будет установить, кем подброшен ребенок — родителями или другими родственниками. Из законопроекта не понятно, как это должно сказаться на ребенке, подкинутом, например, бабушкой или дедушкой? (В Ставрополе бабушка сдала в беби-бокс свою внучку http://www.msk.kp.ru/daily/26 432.5/3 304 273/), такой ребенок не будет считаться подкинутым, и не будет «защищаться» государством, или все подкидыватели, кроме родителей, будут привлекаться к уголовной ответственности? Для чего персонифицирован субъект?

В отсутствие видеонаблюдения при совершении преступления, например, похищении ребенка, невозможно будет установить преступника, или же работа по его поимке будет затруднена в связи с предлагаемыми мерами предосторожности для сокрытия личностей подкидывателей, следовательно, они будут уходить от ответственности, а устроители «беби-боксов» в этом случае будут им помогать.

При имеющихся правовых «дырах» в законодательстве, таких, как ст. 14 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об актах гражданского состояния», позволяющих регистрировать рождение ребенка по свидетельским показаниям «очевидца» родов, хищение детей и их легализация в чужих семьях упрощается.

Несмотря на то, что предлагаемая статья 15−1 заявляется, как защищающая права детей, собственно о защите прав в ней не сказано ни слова. Помещение детей родителями в «беби-боксы» нельзя расценивать, как благо для ребенка, поскольку речь идет не о его спасении, а о разлучении его с матерью, спровоцированной легким решением своих проблем, способной пойти на отчаянный шаг под влиянием трудного момента. Называть подобное «защитой прав детей» аморально для такого государства, как Российская Федерация, названная в статье 7 Конституции РФ «социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

4. Законопроектом предусматривается, что «Установка и эксплуатация беби-боксов может осуществляться в государственных и муниципальных учреждениях»... запись не помещается в пост. Продолдить чтение комментариев можно здесь: http://www.regnum.ru/news/society/1977395.html


Subscribe
promo rjadovoj_rus january 13, 2015 11:36 34
Buy for 50 tokens
Оригинал взят у mike_ermakov в Газета «Суть времени» Товарищи! Открыта очередная подписная компания на газету «Суть Времени». В газете публикуются серии аналитических статей по различным видам войн, ведущихся в России и мире. В частности, в газете…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments