rjadovoj_rus (rjadovoj_rus) wrote,
rjadovoj_rus
rjadovoj_rus

Фантастическая семёрка

Оригинал взят у anti_fascist1 в Фантастическая семёрка






Последнюю версию «Фантастической четверки» - кино по мотивам серии комиксов Marvel, снятое студией «20 век Фокс», - в пух и прах разносят и любители жанра, и маститые кинокритики. Порицают слабый сценарий, невыразительные сюжет и спецэффекты. Так что и для взрослых этот фильм не явится открытием. А для детей он не только бесполезен, но и вреден, так как в очередной раз предлагает в качестве образцов для подражания героев с отклонениями от нормы, переживших мутацию. Да, они приобрели новые возможности, но при этом практически утратили своё прежнее я. А знакомство детей с историей таких необратимых изменений всегда подспудно тревожит детей.

Между тем, ещё в 1970-е годы советским режиссёром Ричардом Викторовым была снята дилогия, во многом предвосхитившая сюжеты не только «Фантастической четвёрки», но и «Терминатора». Однако, в отличие от названных картин, фильмы «Москва-Кассиопея» и «Отроки во Вселенной» не изобилуют сценами насилия и создают образ благополучного, гармоничного мира, не травмируя детскую психику.

Подобно «Фантастической четвёрке» главные герои здесь – одарённые молодые люди, осуществляющие дерзкую мечту. Но на этом сходство и заканчивается.

В картине «Москва-Кассиопея» юные мечтатели, придумавшие проект нового звездолёта, не делаются школьными изгоями и почти сразу получают поддержку от государства – когда оказывается, что с помощью корабля «Заря» можно достичь планеты в созвездии Кассиопеи, откуда получены странные сигналы. Никто не препятствует шести подросткам полететь в космос на своём корабле – поскольку всё равно потребуются годы, чтобы достичь намеченной цели. Таким образом, детям даётся позитивная установка, предлагаются образы, вселяющие веру в человеческие силы.

При этом исподволь раскрывается реальная сложность решения научных проблем и пути прогресса – новые возможности человека не возникают вдруг и сразу, как показывается в комиксах, а достигаются постепенно, трудом огромного количества людей. Поэтому полёт к далёкой звезде показан не как секретная инициатива частных фондов и спецслужб, а как дело всей страны, всего советского народа. В старой картине, конечно, много пафоса, но пафос этот созвучен восхищению перед подвигами Гагарина, Леонова, Терешковой и других космонавтов. А такое восхищение, пожалуй, лучше американского самоуверенного пафоса «героических разносчиков демократии».

Итак, герои отправляются в космическое путешествие длиною в жизнь – по 27 лет туда и обратно. Часть первого фильма посвящена взаимоотношениям молодых людей внутри корабля – быту, тоске по Земле и внештатным ситуациям. Одной из них оказывается появление седьмого члена экипажа – лоботряса и выдумщика, который пробрался на звездолёт «зайцем». Эта фигура как раз снимает излишний пафос и способствует раскрытию характеров в забавных и волнующих ситуациях. Кроме того, разгильдяй случайно помогает «Заре» оказаться у цели намного раньше намеченного срока.

Во втором фильме «Отроки во Вселенной» ребята встречаются с жителями другой планеты, пославшими сигнал о помощи. Оказывается, в их мире произошло «восстание машин» - власть захватили роботы, которые решили, что людей необходимо сделать «счастливыми», лишив их совести, любви и прочих человеческих склонностей. И весь фильм посвящён противостоянию одушевлённых и неодушевлённых персонажей, из которого люди выходят победителями исключительно благодаря взаимопомощи, самоотверженности и смекалке.

Сверхспособностей у главных героев нет. Есть только положительные качества, которые оказываются важнее всех личных талантов. И в этом воспитательный смысл фантастической дилогии, предлагающей всем самым обычным зрителям прикоснуться к далёким планетам и осознать в себе возможности героев. Каждый может, совершать открытия, спасать миры – главное иметь сердце и быть честным человеком.

Конечно, в советской дилогии нет картинных экшн-сцен и компьютерных спецэффектов. Но есть прекрасная актёрская игра, интересные характеры, юмор и завораживающая атмосфера. Кстати, многие искушённые любители фантастики отдают предпочтение старому кино именно из-за атмосферы, которую убивают многие современные технические изыски.

Кроме того, дилогия Викторова, снятая ещё до «Звёздных войн» и удостоенная премий нескольких фестивалей, примечательна как факт истории кинофантастики. И если ребенку интересен этот жанр, следует знакомить его не только с новинками. Серьёзное увлечение обогащается глубокими знаниями – это полезный аргумент, который можно использовать в отношении многих сфер детских интересов.

Subscribe
promo rjadovoj_rus january 13, 2015 11:36 34
Buy for 50 tokens
Оригинал взят у mike_ermakov в Газета «Суть времени» Товарищи! Открыта очередная подписная компания на газету «Суть Времени». В газете публикуются серии аналитических статей по различным видам войн, ведущихся в России и мире. В частности, в газете…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments