rjadovoj_rus (rjadovoj_rus) wrote,
rjadovoj_rus
rjadovoj_rus

Мировоззрение капитала

Оригинал взят у rus_humanist в Мировоззрение капитала

26 августа в Литературной газете опубликована статья "Чего "совкам" в "совке" не хватало", которая привлекла мое внимание.

Краткое содержание статьи, оно же авторский ответ на вопрос - не хватало, по мнению автора, иллюзии изобилия, равновесных цен в потребительской сфере. Автор вовсе не оголтелый либераст, и не проповедует рыночный фундаментализм, автор (Воеводина Татьяна), напротив, старается быть рассудительной, спокойной и "как бы" патриотичной.

Приведу одну характерную цитату, которая достаточно емко передает дух статьи:

"Не хлебом единым, но впечатлением жив человек. Советская доктрина предполагала, что советские люди будут жить духовными ценностями и радостями творчества. И это была – ошибка. Для подавляющего большинства простых людей главные впечатления находятся в потребительской сфере, в домашнем хозяйстве. И главное творчество их – там же. Как работник торговли я вижу это каждый день, и мне удивительно, как можно на этот счёт питать иллюзии. Любопытно, что об этом писал ещё сто лет назад оригинальный русский историк и философ Георгий Федотов."

Воеводина Татьяна всячески демонстрирует свою начитанность и эрудированность - в статье ссылки на Бердяева, Георгия Федотова, С.Г.Кара-Мурзу. Тем удивительнее тот факт, что автор, видимо, абсолютно незнакома с таким очень крупным психологом, как Виктор Франкл. Который чрезвычайно убедительно доказал, что абсолютно наравне с потребностями физическими, существует еще и потребность в смыслах. Описал подробно, что случается, когда этих смыслов нет (ноогенный невроз), разработал метод лечения ноогеного невроза - логотерапию. Виктор Франкл, помимо этого, показал, в том числе на опыте своей судьбы, что только смысл в тяжелых ситуациях позволяет человеку выжить.


Не знает, видимо, Воеводина Татьяна, про такого, не менее крупного, философа и психолога Эриха Фромма. Который подробно разбирал в своих книгах патологии потребительского общества. В книге  "Иметь или Быть", кстати, Эрих Фромм дает довольно однозначную оценку общества потребления:

"Может ли достижение наслаждения (как пассивный аффект в противоположность активному -- благоденствию и радости) быть удовлетворительным ответом на проблему существования человека -- вот вопрос, который решает наше время -- время величайшего социального эксперимента. Впервые в истории удовлетворение потребности в наслаждении не является привилегией меньшинства, а становится доступным для все большей части населения. В индустриальных странах данный эксперимент уже дал отрицательный ответ на поставленный вопрос."

СССР позволил себя разрушить не из-за отсутствия иллюзии изобилия. Это отсутствие было еще более суровым и тяжелым в годы индустриализации. Я не говорю о военных годах и послевоенного восстановления... Почему-то в одну эпоху отсутствия всяческих иллюзий изобилия советский народ развивал свою страну, защищал ее, жертвуя не заваленными прилавками супермаркета, а самыми насущными вещами, своим невероятным трудом и своими жизнями.

В другую же эпоху - перестройку, когда материальные условия жизни были намного лучше, народ позволил развалить свою страну, возжелав этих прилавков. И отсутствие 300 сортов колбасы (или "иллюзии изобилия" на языке автора обсуждаемой статьи) - не причина развала, а лишь то, на что была разменяна страна. Эта жажда "иллюзии изобилия" стала своего рода искушением, миражом.

Подробно о причинах краха Советского Союза написано в книге Сергея Кургиняна "Красная Весна" Очень рекомендую ее читателю - нигде более целостного анализа произошедшего я не встречал.

Тут я отмечу лишь одну из самых главных причин краха СССР - убивание красных смыслов. В эпоху индустриализации эти смыслы были, а в пред-перестроечный период их уничтожали. Уничтожение смыслов дошло до своего апогея в перестройку. А вот когда смыслов нет - тогда их начинают замещать всякого рода потребительством.

Почему обсуждаемая статья показалась мне достойной внимания? Потому что она наглядно показывает менталитет существующего, неклассического, потрясающе антигуманного капитала. "Не хлебом единым жив человек" - говорил Гуманизм всю историю, говорил устами Христа, устами великих творцов, устами СССР. "Хлебом единым жив человечишко - и это прекрасно. Развалился ваш поганый совок лишь потому, что преступно дерзнул на практике доказать обратное, поверив в Человека. Развалился - и хорошо." - говорит существующий капитал.


Subscribe
promo rjadovoj_rus january 13, 2015 11:36 34
Buy for 50 tokens
Оригинал взят у mike_ermakov в Газета «Суть времени» Товарищи! Открыта очередная подписная компания на газету «Суть Времени». В газете публикуются серии аналитических статей по различным видам войн, ведущихся в России и мире. В частности, в газете…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments