rjadovoj_rus (rjadovoj_rus) wrote,
rjadovoj_rus
rjadovoj_rus

Единственная свобода человека — в труде восхождения

Оригинал взят у sky_7878 в Единственная свобода человека — в труде восхождения

…И чтобы обрести свободу           

Средь снежных гор и чистых рек,   

Ты должен изменить природу, —   

Свою природу, человек!                 

(Стихи моего отца)




В живой природе все целесообразно. Клетки существуют с целью поддерживать функцию органа, орган существует с целью поддерживать функцию организма, организм имеет своей целью поддержание экосистемы, экосистемы поддерживают друг друга, устанавливая необходимый химический баланс в средах для взаимного сосуществования. Биоразнообразие форм жизни служит резервом - если вдруг в результате катаклизмов условия на Земле изменятся, то на сцену эволюции выйдут более приспособленные к новым условиям виды. Если нечто в живой природе утрачивает свою целесообразность, оно становится рудиментом и постепенно отмирает. Но возникает вопрос - в чем целесообразность жизни как таковой?..


Науке известно явление цефализации, сущность которого в том, что в процессе эволюции происходило неуклонное усложнение нервных структур, которое привело к появлению и развитию головного мозга. В наибольшей степени головной мозг развит у человека, что подарило людям невиданное доселе преимущество перед остальной живой природой - разум. К данному факту можно относиться двояко - с одной стороны, можно утверждать, что человек - венец природы и в этом утверждении проявить предельный антропоцентризм, с другой стороны, можно вполне обоснованно сделать вывод, что процесс цефализации ещё не закончился и что теперь на острие эволюции оказался сам человек, который стал ответственен за дальнейшее развитие живой материи. И значит, в каком-то смысле природа “сделала ставку” на человека.


Таким образом, за развитием головного мозга стоит некоторая целесообразность, которую нельзя свести к обслуживанию одной лишь функции выживаемости вида человек, иначе многое из продуктов деятельности человека следует признать избыточным, в том числе культуру, обширную часть науки, которая прямо не касается практических нужд, искусство. Другими словами, в явлении цефализации также есть скрытая целесообразность, которая, вероятно, является целесообразностью жизни вообще, и человек - это всего лишь этап процесса восхождения к цели, который не завершен.


Так в чем же заключается целесообразность человека?

Все организмы, существующие на планете Земля, так или иначе сообразны цели поддержания равновесия в экосистемах. Существование человека идет  совершенно в разрез с этим принципом - если рассматривать человека как некоторый вид экзотического животного, то можно видеть, что, во-первых, человек способен к неконтролируемому размножению (как мы знаем, размножение у животных, как правило, подчиняется сезонным циклам), во-вторых, не существует хищника, который контролировал бы популяцию человека - несмотря на отсутствие у человека прочной шкуры и острых когтей, при весьма посредственной силе и быстроте мышц, тем не менее, всякий хищник в борьбе с человеком потерпит не только поражение, но и вообще рискует быть уничтоженным, особенно если у него окажутся ценный мех и органы, из которых можно изготавливать ценные снадобья.

В связи с этими особенностями, человек нужен любой экосистеме разве что в качестве удобрения. Конечно, человек мог бы поставить себе цель и смысл своего существования в поддержании биоразнообразия форм жизни на Земле, и очень хорошо, что есть такие люди, называемые экологами, но в целом человечество занято собой, а природу в основном рассматривает как источник обеспечения своих все нарастающих потребностей. Это значит, что если мы говорим о законе целесообразности применительно для человека, то эту целесообразность невозможно обнаружить внутри живой природы, такой, какой она сформировалась по происшествии миллиарда лет эволюции.


Соответственно, должна существовать некоторая сверх-целесообразность человека, находящаяся вне сугубо природной необходимости. То есть человек должен быть сообразен некоторой сверх-цели, или что тоже самое, человек должен восходить к некоторой сверх-цели. В противном случае, существование человека утрачивает свою целесообразность и человек становится обреченным, так как все, что лишено целесообразности, ждёт вымирание.


Закон целесообразности с особой силой проявляется для человеческих сообществ или коллективов. Как известно, коллектив начинает существовать, когда появляется некоторая общезначимая цель, и прекращает существование, как только эта общезначимая цель оказывается либо достигнутой, либо перестает таковой быть. Данный принцип очевидным образом работает как для малых коллективов, так и для больших сообществ, которыми являются государства и союзы государств. История содержит множество упоминаний государств и империй, которые прекратили своё существование, утратив свой исторический смысл на пике своего могущества. Ярчайшим таким примером является Римская империя, которая, достигнув величия, разложилась изнутри.

В этой связи становится очевидным, что человечество, если оно хочет долгой и счастливой жизни, должно все время находиться "в форме",  быть все время восходящим человечеством, а значит не терять связь со своей сверх-целью. Именно высшие достижения человеческой культуры всегда служили для того, чтобы не утрачивать эту связь, делать её по-возможности более прочной, и  удерживали человека от падения.


Таким образом, человек сущностно обусловлен процессом восхождения. Конечно, человек может отказаться от восхождения, но тем самым он выберет себе участь рудимента - отмирающего элемента действительности, удел которого - регресс и смерть. Поэтому высшая ценность для человека есть жизнь, которая в полной мере возможна только в процессе труда восхождения. Ведь как нетрудно убедиться, только в процессе вдохновенного труда, направленного на преодоление себя и своих пределов, человек способен развиваться путем опредмечивания себя в науке, культуре, искусстве, совершенствовать свой морально-нравственный облик.


И поскольку человек сущностно обусловлен процессом восхождения, который невозможен без труда, следовательно, человек сущностно обусловлен вдохновенным, целенаправленным, осознанным трудом. И значит, этот труд, направленный на преобразование себя и совершенствование своих возможностей, является величайшей человеческой ценностью, отказавшись от которой человек неизбежно начнет деградировать.


Тем не менее, западный либерализм предлагает высшей ценностью не восхождение к высшей цели, но возможность дискретного выбора, при этом либерализму совершенно безразлично сущностное содержание каждого из вариантов этого выбора. Если человеку предложить выбрать между дурнопахнущей субстанцией и конфеткой, то человек, не задумываясь, выберет конфетку. Если дурнопахнущую субстанцию завернуть в красивую золотистую обертку, инкрустированную бриллиантами, а конфетку завернуть в самую простую желтоватую бумагу, то человек все равно выберет конфетку, потому что, знаете ли, альтернативный вариант как-то не так пахнет ("что касается ума - он светлехонек весьма - слава Богу, отличаем незабудку от дерьма" - Л.Филатов).

Так что нужно в итоге сделать жулику, чтобы таки всучить человеку эту не особо приятную субстанцию? Вариант только один - лишить человека нюха. Тогда человек, лишившись нюха,  выберет конечно же нечто завернутое красиво. Что же такое "нюх" в данной метафоре? Это банальное умение человека различать добро и зло, развитие и регресс. Лишив человека "нюха", то есть способности отличать сущность добра от сущности зла, человек становится предельно чувствительным  к "ярким оберткам", в которые можно "завернуть" все, что угодно. Таким образом, основная цель либерализма - дезориентировать человека. Чтобы затем обрушить в регресс.


Итак, закон целесообразности. Все, что целесообразно - живет. Все, что отказывается от целесообразности - обречено на вымирание. Закон целесообразности проявляется и в малом, и в большом. Касаясь человека, закон целесообразности не может быть индифферентен его внутреннему миру. Как говорят китайцы, “следи за своими мыслями - ведь они являются началом поступков”. Тщеславие, стремление к праздности -это признаки отказа от восхождения или утраты сверх-целесообразности. Как только человек начинает чувствовать себя великим, начинает зазнаваться, проявлять высокомерие,  заниматься самолюбованием, он, таким образом, говорит миру - "Знаешь, мир, я вообще-то уже достиг совершенства, поэтому более в тебе не нуждаюсь, как в источнике своего роста, своего развития, своего восхождения.

Более того, я могу манипулировать тобой, как хочу - я достаточно тебя познал для этого
". В ответ на это мир отвечает - "Да? Ты достиг совершенства? Отлично. Тогда освободи место, дай жизненное пространство другим. Без целесообразности во мне никто не существует". И с этого момента запускается механизм смерти... Возможно, именно это обстоятельство было известно даосским мудрецам, в частности Лао-Цзы, который в своем бессмертном труде “Дао Дэ Цзын” в числе прочего не обошел тему пресыщения богатством и тщеславия:


Лучше вовремя остановиться,

чем наполнить [сосуд] до краев.

Если заточить лезвие до предела,

то долго его не сохранить.

Покои могут быть полны золота и каменьев,

но не найдется того, кто устерег бы их.

Похваляться богатством и знатностью –

значит накликать на себя беду.

Добившись успеха — отступай.

В этом — Путь Неба.

Тот же самый закон применим и для коллективов, сообществ, народов и государств. Сытая нега, прожигание жизни в удовольствиях - это всегда начало упадка, отказа от целесообразности. Как следствие, запускаются механизмы ликвидации человеческих сообществ. И вот вам ИГИЛ с черными знаменами, скачущий "майдан" с "Правым сектором"...  Закономерный итог - очередной Рим пал от неумолимого натиска исчерпанности себя. Зададимся вопросом, может быть "код смерти" сидит уже в самом намерении человеческих существ достигнуть некоторого статического процветания как награды за труд восхождения?  И, может быть, если мы хотим вечной  жизни, то нам следует отказаться от этой психологической установки?


Когда-нибудь человечество уладит все противоречия внутри себя и придет к процветанию. Но не станет ли это процветание началом конца человека? Не превратится ли человек в тупую скотину, лишенную необходимости мобилизации ради выживания? И не значит ли это, что человеку необходимо отказываться от самой идеи ожидания награды за труд восхождения, так как тем самым он программирует себя на определенный потолок, за которым наступает смерть?

И если данные предположения верны, то человечеству необходимо изменить свой генетический код, отказавшись от “кода смерти” - ожидания награды в конце пути - в пользу “кода жизни” - бесконечную потребность в труде, привычку быть всегда востребованным, мобилизованным. И кто знает, может быть в этой установке кроется секрет “пилюли бессмертия”, которую вот уже не одно тысячелетие ищут даосские мудрецы?..


Человек предопределил свой выбор, ещё не будучи человеком, будучи человеком "в себе". И осознал свой выбор, порядочно оторвавшись от всей остальной природы. И значит, другого пути нет, кроме пути наверх. Наверх к чему? К неизведанным горизонтам, к радости познания своих возможностей и величия Вселенной. Подобно скалолазу, человек должен вбить очередной крюк в скалу, подтянуть себя на  веревке намерения, вбить следующий крюк и так далее. Замерзают ли руки на холодном ветру, испепеляет ли жаром Солнце - закон восхождения один - вбить крюк, подтянуться, вбить крюк - подтянуться...

Можно передохнуть, оглянуться на пройденный путь, выпить чашечку чая, перекинуться словом с товарищем, выбрать дорогу - вот здесь чуть-чуть траверсом, вот здесь опереться на эту ступеньку, здесь - на эту и т.д. - в этом и только в этом заключается  свобода восхождения. Но не в том, чтобы потерять ориентир, где верх, а где низ, а затем, повинуясь соблазну "лёгкого пути", отстегнуться и упасть - высота слишком большая, а камни внизу слишком острые...


Оригинал статьи

Subscribe
promo rjadovoj_rus january 13, 2015 11:36 34
Buy for 50 tokens
Оригинал взят у mike_ermakov в Газета «Суть времени» Товарищи! Открыта очередная подписная компания на газету «Суть Времени». В газете публикуются серии аналитических статей по различным видам войн, ведущихся в России и мире. В частности, в газете…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments