rjadovoj_rus (rjadovoj_rus) wrote,
rjadovoj_rus
rjadovoj_rus

Малоизвестная классика, или Чарльз Дарвин о коллективизме

Оригинал взят у aleksey_29 в Малоизвестная классика, или Чарльз Дарвин о коллективизме.


       «Таков уж человек, ничего с ним не поделаешь! Выживает сильнейший – это закон природы, её естественный отбор в действии!» - сказал бы нам апологет индивидуализма. И действительно, разве нам не приходилось слышать подобные рассуждения с отсылкой к естественному отбору и старику Чарлзу Дарвину? Уверен, что приходилось! А может быть и мы сами когда-нибудь рассуждали подобным образом, давая оправдание своим эгоистическим устремлениям? Вполне возможно. А что же писал сам Чарлз Дарвин о человеке и его естественном отборе?

      Прежде, чем ответить на этот вопрос, все же зафиксирую понятие индивидуализма, приведя маленький кусочек статьи из БСЭ:

      ИНДИВИДУАЛИЗМ (франц. individualisme, от лат. individuum - неделимое), тип мировоззрения, сутью к-рого является в конечном счёте абсолютизация позиции отд. индивида в его противопоставленности обществу, причём не какому-то определённому социальному строю, а обществу вообще. (выделено мной. Тут и далее – авт. статьи) <…>

И. изображает человека как изначально несоциальное и даже антисоциальное существо (см. также Эгоизм, Анархизм)


      Таковы частнособственнические, особенно бурж., отношения, к-рые Маркс называл "чисто атомистическими"; они порождают точку зрения изолированного одиночки, создают видимость изначальной обособленности индивида от всякого социального целого.

      Уже ранние концепции И. возникали как следствие противоречий развития культуры в антич. обществе (киники, киренская школа). С углублением социальной атомизации в условиях развитого буржуазного общества формируются концепции более резкого и отчётливого И.

      Иными словами, принцип индивидуализма может быть выражен формулой «человек человеку волк», а идея индивидуализма заключается в возведении этого принципа в ранг естественного и фундаментального.

      Но что же сам Дарвин думает о человеческом индивидуализме в контексте естественного отбора и сводит ли он его, этот естественный отбор, к фундаментальному принципу грызни всех против всех?

      Вот что пишет Дарвин в своей поздней, вышедшей после «Происхождения видов», работе (1871 год) «Происхождение человека и половой отбор» (кстати, сам факт написания этой работ не говорит ли о том, что человек не вписывается, или по крайней мере полностью не вписывается, в концепцию, изложенную в «Происхождении видов»?):

      У строго общественных животных естественный отбор действует иногда на отдельные особи путем сохранения тех изменений, которые выгодны для сообщества

[У животных общественных, в строгом смысле этого слова, естественный отбор иногда действует на особь непрямым путем, сохраняя изменения, полезные только для сообщества – комм. И.М. Полякова] (иными словами, особь развивается через развитие коллектива в целом, а не коллектив через развитие особи – авт. статьи).

Общество, заключающее в себе много наделенных полезными качествами особей (то есть способностью к коллективной жизни, коль скоро речь идет о развитии через коллективность), увеличивается в числе и остается победителем над другими, менее благоприятствуемыми (менее склонными к коллективности) сообществами, хотя бы даже при этом ни один член сообщества в отдельности не получал никаких преимуществ перед другими членами того же сообщества (глава II «Происхождения человека»).

      При этом нужно, однако, иметь в виду, что животное, обладающее большим ростом, силой и свирепостью и способное, подобно горилле, защищаться от всех врагов, по всей вероятности, не сделалось бы общественным. А это всего более помешало бы развитию высших духовных способностей, как, например, симпатии и любви к собратьям (тут практически говорится о том, что высшие духовные способности развиваются через коллективные, а не индивидуальные, формы жизни).


      Малая сила человека, его незначительная быстрота, недостаток природного оружия и пр. были более чем уравновешены, во-первых, его умственными способностями, посредством которых он, находясь еще в диком состоянии, уже создавал себе оружие, орудия и пр., и, во-вторых, его общественными свойствами, которые научили его помогать своим собратьям и получать помощь от них.

      Из процитированного следует, что относительно человека исследователь не сводил принцип естественного отбора к войне всех против всех. Напротив, согласно Дарвину, общественные свойства человека стали его спасением в деле выживания и в то же время – фактором его эволюции: развития каждой отдельной особи через развитие человеческого коллектива в целом.



      О том, как, по мнению Чарльза Дарвина, развивались умственные и нравственные способности в первобытные и цивилизованные времена, я напишу в другой раз. 


Subscribe
promo rjadovoj_rus january 13, 2015 11:36 34
Buy for 50 tokens
Оригинал взят у mike_ermakov в Газета «Суть времени» Товарищи! Открыта очередная подписная компания на газету «Суть Времени». В газете публикуются серии аналитических статей по различным видам войн, ведущихся в России и мире. В частности, в газете…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments