rjadovoj_rus (rjadovoj_rus) wrote,
rjadovoj_rus
rjadovoj_rus

Образование в Российской империи, которое мы потеряли

Или на пустом ли месте случился 1917 год. Рекомендую всем почитать пост ниже. Особенно тем, кто думает, что всё, что они видят вокруг себя: детсады, школы, ВУЗы, НИИ, Академия и прочие составные части Советской системы образования и науки, появились сами собой, "почкованием".

Оригинал взят у mikhaelkatz в Образование в Российской империи, которое мы потеряли



В последнее время вопросы современного нам образования выходят на передний план. В связи с остротой проблемы некоторые с ностальгией говорят о том, что в Российской империи образование было на подъёме, и только революция помешала России стать самой образованной страной. Вспомним с цифрами в руках о том, какое образование и какую грамотность мы потеряли вместе с Российской империей.


По материалам skaramanga_1972 в РОССИЯ, КОТОРУЮ ОНИ ПОТЕРЯЛИ. ВОЗВРАЩАЯСЬ К ВОПРОСУ ОБРАЗОВАНИЯ


Первые сводные данные о числе школ и учащихся Российской империи (в пореформенный период, т.е. после отмены крепостного права) были опубликованы за 1863г. Согласно им, численность учащихся в 1863 г. составляла 1155,8 тыс. чел. Однако эти данные были резко преувеличены. Даже в официальном отчете Министерства народного просвещения за 1862-1864гг. было сказано:

«… более половины названых училищ принадлежат к категории школ, содержимых при  церквях православным духовенством, а известно, что многие из таких школ существуют только по имени и что они вообще не обеспечены в материальном отношении, не имеют ни собственных помещений, ни учебных пособий».

Динамика численности начальных школ Министерства народного просвещения и учащихся в них за 1871-1885 гг., такова:

1871г.:

- число школ – 16375; число учащихся – 675,3 тыс. чел.;

1875г.:

- число школ – 23936; число учащихся – 955,5 тыс. чел.;

1880г.:

- число школ – 21240; число учащихся – 1119,1 тыс. чел.;

1885г.:

- число школ – 25194; число учащихся – 1557,9 тыс. чел.

1890г.:

- число школ – 26986; число учащихся – 1752,1 тыс. чел.;

1895г.:

- число школ – 29910; число учащихся – 1978,4 тыс. чел.;

1900г.:

- число школ – 36829; число учащихся – 2592,6 тыс. чел.;

1905г.:

- число школ – 43551; число учащихся – 3350,4 тыс. чел.;

1910г.:

- число школ – 59000; число учащихся – 4541,7 тыс. чел.;

1914:
- число школ – 80801; число учащихся – 5942,1 тыс. чел.


Итак, за 43 года (с 1871г. по 1914г.) :

- число школ начального образования выросло в 4,9 раза;

- число учащихся выросло в 8,8 раза.

(Источник - Рашин А.Г. «Население России за 100 лет (1813 - 1913)», Москва, 1956 г.)



Народное училище в Вятской губернии, 1980-е годы

Как видим, количество учеников начальных школ  Российской империи росло гораздо быстрее, чем возникали новые школы, и это создавало на будущее очень серьезную проблему.

Теперь, несколько слов о том, в каких же школах приходилось учиться подавляющему большинству простого народа.




(Источник - Труды местных комитетов о нуждах сельскохозяйственной промышленности : 1-58. - Санкт-Петербург : тип. "Нар. польза", 1903-1904. - 58 т.; 26.
Полтавская губерния. - 1903, стр. 550)


НАЧАЛЬНЫЕ УЧИЛИЩА - в России до революции 1917 элементарные школы со сроком обучения от 1 до 4 лет. Различались по ведомствам, местностям, уставам, национальностям, религиям, источникам финансирования и т. п. (напр., приходские училища, церковно-приходские школы, школы грамоты, удельные, казачьи, инородческие). Наибольшее распространение во 2-й пол. 19 в. имели земские и городские начальные училища, а также одноклассные начальные училища Министерства народного просвещения. Имелось незначительное число начальных училищ повышенного типа: главные народные (основаны в 1786), уездные (1804), двухклассные начальные 1869); городские (по положению 1872), высшие начальные (1912) училища.

Даже в официальных отчетах министерства народного просвещения признавалось, что «огромное число наших народных училищ должно довольствоваться пока … полуграмотными учителями; полное обеспечение в материальном отношении, кроме школ министерства народного просвещения, имеют только сравнительно немногие училища, содержимые земствами, обществами и частными лицами; в значительном же большинстве, земские, общественные и другие школы получают весьма ограниченное содержание, а церковно-приходские школы нередко остаются и без всякого содержания. Поэтому школы этого рода, составляющие большинство, не могут иметь ни хороших учителей, ни необходимых учебных пособий, ни даже сколько-нибудь сносного помещения» (Извлечение из отчета министерства народного просвещения за 1872г., стр. 61).

Значительное место в начальном образовании занимали церковно-приходские школы, получившие развитие в 80-е годы.

В них в 1905-1914гг. обучалось около 2 млн. детей. На увеличении церковно-приходских школ настаивал обер-прокурор К. П. Победоносцев. Он говорил:

«Церковно-приходские школы, по условиям существующего в них обучения и надзора, представляют собой гораздо больше гарантий для правильного и благонадежного в церковном и народном духе образования, нежели другие виды народных школ, и поэтому заслуживают со стороны правительства поддержки и поощрения» (Рождественский «Исторический обзор деятельности министерства народного образования», 1802-1902гг, СПБ, 1902, стр. 649).

Вследствие недостатка государственных и общественных школ, сельское население было вынуждено прибегнуть к устройству так называемых домашних школ. В первой половине 90-х годов примерно 300-400 тыс. человек обучалось в них. (Пругавин «Запросы народа и обязанности интеллигенции в области просвещения и воспитания, СПБ, 1905, стр. 48»)




(Источник - Труды местных комитетов о нуждах сельскохозяйственной промышленности : 1-58. - Санкт-Петербург : тип. "Нар. польза", 1903-1904. - 58 т.; 26.
Полтавская губерния. - 1903, стр. 820)


Ну а теперь о самом печальном. Если обратиться к материалам о продолжительности обучения в начальных школах Российской империи, то получится очень неприглядная картина. К примеру, берем 1911 г.

Процент учившихся в школе 1-й год:

в городе: мальчики – 41%, девочки – 43,2%.
в деревнях: мальчики – 38,2%, девочки – 48,6%.

Процент учившихся в школе 1 года до 3 лет:

в городе: мальчики – 48,1%, девочки – 47,0%.
в деревнях: мальчики – 39,3%, девочки – 44,7%.

Процент учившихся в школе более 3 лет:

в городе: мальчики – 10,9%, девочки – 9,8%.
в деревнях: мальчики – 12,5%, девочки – 6,7%.

(Источник – «Однодневная перепись начальных школ Российской империи, произведенная 18 января 1911г. вып. 16, 1916, стр. 115»)



(Из книги Каптерева П. Ф «История Русской педагогии» 1915г.)




(Источник - Ростовское на Дону уезд. земское собрание.
Постановления... Ростовского на Дону уездного земского собрания... : С прил. - Ростов-на-Дону, [1867]-1886. - 26.
IX очередного... сессии 10-14 сентября 1874 года с отчетами Ростовской на Дону уездной земской управы за 1873 г. - 1875. - 518 с. разд. паг., 5 л. табл)





(Источник - Труды местных комитетов о нуждах сельскохозяйственной промышленности : 1-58. - Санкт-Петербург : тип. "Нар. польза", 1903-1904. - 58 т.; 26.
Саратовская губерния. - 1903. - VIII, стр. 600)





(Источник - Труды местных комитетов о нуждах сельскохозяйственной промышленности : 1-58. - Санкт-Петербург : тип. "Нар. польза", 1903-1904. - 58 т.; 26.
Курская губерния. - 1903, стр. 775 - 776)





(Источник - Труды местных комитетов о нуждах сельскохозяйственной промышленности : 1-58. - Санкт-Петербург : тип. "Нар. польза", 1903-1904. - 58 т.; 26.
Полтавская губерния. - 1903, стр. 228 - 229)

Приходится констаировать: «В общем, грамотных среди крестьян было очень мало. Иногда в целом селении не оказывалось ни одного грамотного. Даже у удельных крестьян должности старшин и старост часто заполняли люди неграмотные. Школа не привила любовь к книгам, которые при этом было трудно достать крестьянам, и потому и лица, прошедшие школу, скоро забывали с трудом и в слабой степени усвоенную грамотность» (М. Сперанский «Начальная народная школа в Симбирской губернии», 1906 год, стр. 72.).


Subscribe
promo rjadovoj_rus january 13, 2015 11:36 34
Buy for 50 tokens
Оригинал взят у mike_ermakov в Газета «Суть времени» Товарищи! Открыта очередная подписная компания на газету «Суть Времени». В газете публикуются серии аналитических статей по различным видам войн, ведущихся в России и мире. В частности, в газете…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments