Одним из ярких представителей является далеко неоднозначный французкий философ русского происхождения - Александр Кожев (Кожевников).
Собственно, мысли в этом посте - это мои конспективные записи по книге А. Кожева «Понятие власти».
Властное действие – отличается от всех действий тем, что оно не встречаетпротиводействия со стороны тех на кого оно направленно. При этом у тех на кого оно направленно сохраняется возможность оппозиции, но они сознательно и добровольно отказываются от сопротивления Власти. Власть по-существу – единственный инструмент, который позволяет заставить человека и общество изменяться (расти, развиваться, мобилизовываться и т.д.).
Везде, где люди испытывают воздействие, которое они не вызывали сами, и отказываются сознательно и добровольно от способности на него реагировать – есть вмешательство Власти. Она принуждает без принуждения, так как опирается на её Признание и Авторитет. Допустим, лектору надо выставить буйного студента за дверь. Если он говорит ему выйти и тот подчиняется – здесь есть Власть. Если же лектору противятся, и, чего хуже, ему приходится применять угрозы (Силу) для выдворения оного – здесь уже нет Власти.
Каковы издержки, для управления более-менее сложного сообщества? Неприемлемые. (Не говоря о том, что человек такое «вредное» и свободолюбивое существо, которое не любит, когда его подавляют и когда ему что-либо силой запрещают.) Представим себе абсурдную ситуацию, когда лектор, чтобы иметь Власть над потоком студентов вынужден держать при себе роту бойцов спецназа – какой из этого выйдет учебный процесс?
Но ведь над спецназом он должен иметь Власть, иначе какой смысл 120 «здоровым лбам» подчиняться «очкастому дедушке»? Так что у Силы очень ограниченное по времени и месту воздействие, которое, к тому же, отягощено насилием. Этот факт всегда имеет серьезные негативные последствия. Вообще, применение Силы означает, что Власти нет.
1. Власть Отца над детьми. Очень общё говоря - это есть Власть причины над следствием. Творца над творением (приземлено, например: создателя «научной школы» или основателя колонии). Родителей над детьми (буквально). Власть традиции над сегодняшним днём. Мертвых над живыми (завещание, например).
3. Власть Вождя (Проекта) над толпой. Она основывается на возможности предвидеть и/или изменять будущее. Примеры: Власть революционного Вождя (Ленин). Пророка (Христос). Учителя над учеником. Более сложные явления власти проекта - это культурная гегемония (по Грамши), Власть идеи и идеологии.
4. Власть Судьи (Справедливости). Варианты: Власть арбитра, Контролера, Цензора, справедливого человека. Морально чистый, честный и справедливый человек может носит очень большую Власть. В историческом плане, нередко на Власть призывались люди, незаинтересованные и независимые, которые могли бы судить по Справедливости.
В реальности феномен Власти всегда включает в себя несколько типов Власти в разных комбинациях. Соединения всех типов Власти в одном лице порождает Тотальную Власть (тотальность здесь без всякого негативного оттенка). Ампутация, разделение или же противопоставление разных типов Власти друг другу ослабляет или вовсе уничтожает Власть как таковую: Если Вождь несправедлив (т.е. лишен Власти Судьи), то подвластные, скорее всего перестанут признавать его Власть.
Journal information