rjadovoj_rus (rjadovoj_rus) wrote,
rjadovoj_rus
rjadovoj_rus

Классовая борьба. Что успели Маркс и Энгельс

Оригинал взят у alexfisich в Классовая борьба. Что успели Маркс и Энгельс



Недавно один из простодушных борцов с Кургиняном – Семьсот семьдесят седьмая Ворона (hawk777) заявил, как всегда, не подумав, что Кургинян оговорил Маркса, сказав, что Маркс не успел раскрыть сущность классовой борьбы и умер. С точки зрения Вороны Маркс раскрыл всю сущность классовой борьбы. И в качестве доказательства Ворона предъявил работу Маркса «Классовая борьба во Франции 1848-50 гг.».

Сей труд опубликован в Сети и каждый может посмотреть, что же там сказали Маркс и Энгельс. Эта работа писалась Марксом и Энгельсом в течение 46 лет, примененный подход дважды верифицировался Марксом сперва в публикации последнего двойного выпуска «Новой рейнской газеты» осенью 1850 г. и в брошюре «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта», и Энгельсом в предисловии к работе, завершенном 6 марта 1895 г. Получается, что в этой работе Маркс и Энгельс поведали миру о классовой борьбе то, что сочли нужным. Это основной источник сведений о точке зрения Маркса и Энгельса на борьбу классов.

Особенно показательно, как характеризуется сущность классовой борьбы в предисловии Энгельса, написанном спустя 45 лет поле выхода работы в свет. Энгельс знал, как развивалась классовая борьба после 1850 года и мог со знанием дела говорить о отдаленных результатах.


Общее впечатление Энгельса: "Маркс смог дать такое изложение событий, которое вскрывает их внутреннюю связь с непревзойдённым до сих пор совершенством."
Это позволило предположить: "Новая революция возможна только вслед за новым кризисом. Но наступление её так же неизбежно, как и наступление этого последнего"

В работе "впервые дана формула, в которой рабочие партии всех стран мира единогласно кратко резюмируют своё требование экономического преобразования: присвоение средств производства (и обмена) обществом".
Цель Маркса: «свести политические события к действию причин, в конечном счёте экономических»
Однако: «При суждении о событиях и цепи событий текущей истории никогда не удаётся дойти до конечных экономических причин….Ясной картины экономической истории какого-нибудь периода никогда нельзя получить одновременно с самими событиями, её можно получить лишь задним числом, после того как собран и проверен материал"

Что-то неладно с экономической предопределенностью революционной ситуации. Она может наступить до срока статистического отчета.

Были выдвинуты положения:
1.Вера в решительную победу пролетариата "в течение одного длительного и полного превратностей революционного периода"
2."...мы ещё осенью 1850 г. заявили, что во всяком случае первый этап революционного периода закончился и что до наступления нового мирового экономического кризиса ничего не произойдёт"

Эти положения были опровергнуты ходом событий:
"Однако история показала, что неправы были и мы, что взгляд, которого мы тогда придерживались, оказался иллюзией".

Описание классовой борьбы как действий меньшинств субьектов социального действия:
Все революции до 1895 г. были верхушечными "...все господствовавшие до сих пор классы являлись лишь ничтожным меньшинством по сравнению с подвластной народной массой...."

Эти классы осуществляли "революции меньшинства".

Динамика развития революционных событий приблизительно повторяется: "После первого большого успеха победившее меньшинство, как правило, раскалывалось: одна часть его удовлетворялась достигнутым, другая желала идти дальше, выдвигала новые требования, соответствовавшие, по крайней мере отчасти, подлинным или воображаемым интересам широких народных масс.

В действительности же дело большей частью обстояло так: то, что было завоёвано в результате первой победы, становилось прочным лишь благодаря второй победе более радикальной партии; как только это бывало достигнуто, а тем самым выполнялось то, что было в данный момент необходимо, радикалы и их достижения снова сходили со сцены
".

Ясное дело, что классовая борьба - дело темное: "в 1848 г. можно было по пальцам сосчитать людей, которые хоть сколько-нибудь понимали, в каком направлении следует искать это освобождение. Даже в Париже самим пролетарским массам и после победы было совершенно неясно, каким путём им следует идти".

Вокруг пролетариата в 1848 г сплотилось большинство:
"— разве при этих условиях нельзя было вполне рассчитывать на то, что революция меньшинства превратится в революцию большинства?"

Не было ничего, и вдруг опять:
"История показала, что и мы и все мыслившие подобно нам были неправы. Она ясно показала, что состояние экономического развития европейского континента в то время далеко ещё не было настолько зрелым, чтобы устранить капиталистический способ производства"

После 1848 года шло усиление теоретического единства и организованности пролетарского движения, поднимался Интернационал.
Подошел 1871 год:
" Вероломная попытка Тьера украсть у парижской национальной гвардии её артиллерию вызвала победоносное восстание. Снова обнаружилось, что в Париже уже невозможна никакая другая революция, кроме пролетарской. После победы господство досталось рабочему классу само собой, без всякого спора. И снова обнаружилось, как невозможно было даже и тогда, через двадцать лет после периода, описываемого в предлагаемой брошюре, это господство рабочего класса.

С одной стороны, Франция бросила Париж на произвол судьбы, равнодушно наблюдая, как он истекал кровью под ядрами Мак-Магона; с другой стороны, Коммуна истощалась в бесплодной борьбе двух партий, на которые она разделялась: бланкистов (большинство) и прудонистов (меньшинство), из которых ни те, ни другие не знали, что надо было делать. Лёгкая победа 1871 г. оказалась столь же бесплодной, как и внезапное нападение в 1848 году
".

Вот такие результаты классовой борьбы на баррикадах.

Но открылся новый подход к классовой борьбе. Начались победы на выборах в Германии:
"Избирательное право, говоря словами французской марксистской программы, было ими transformé de moyen de duperie qu'il a été jusqu'ici en instrument d' émancipation — превращено из орудия обмана, каким оно было до сих пор, в орудие освобождения [10]

Во время предвыборной агитации это право дало нам наилучшее средство войти в соприкосновение с народными массами там, где они ещё были далеки от нас, и вынудить все партии защищать свои взгляды и действия от наших атак перед всем народом; кроме того, в рейхстаге оно предоставило нашим представителям трибуну, с которой они могли гораздо более авторитетно и более свободно, чем в печати и на собраниях, обращаться как к своим противникам в парламенте, так и к массам за его стенами....

Рабочие стали принимать участие в выборах в ландтаги отдельных государств, в муниципалитеты, промысловые суды, стали оспаривать у буржуазии каждую выборную должность, если при замещении её в голосовании участвовало достаточное количество рабочих голосов
".

Энгельс не дожил до голосования социалистов за военные кредиты на мировую войну в 1914 году. Хотя характер этой мировой войны понял твердо:"полный переворот во всём военном деле, сразу положивший, с одной стороны, конец бонапартистскому периоду войн и обеспечивший мирное промышленное развитие, сделав невозможной никакую другую войну, кроме неслыханной по своей жестокости мировой войны, исход которой совершенно не поддаётся учёту"

Энгельс четко осознал, что исчезла возможность баррикадных боев:
"даже те баррикадные бои, в которых был проявлен величайший героизм, — в Париже в июне 1848 г., в Вене в октябре 1848 г., в Дрездене в мае 1849 г., — заканчивались поражением восстания, как только руководители наступающих войск, отбросив всякие политические соображения, начинали действовать, исходя из чисто военной точки зрения, и могли положиться на своих солдат...

. Однако во всех случаях восставшие одерживали победу потому, что войска отказывались стрелять, что у командиров пропадала решительность или же потому, что у них были связаны руки...
"

"Итак, даже в классические времена уличных боёв баррикада оказывала больше моральное воздействие, чем материальное. Она была средством поколебать стойкость войск. Если ей удавалось продержаться до тех пор, пока эта цель бывала достигнута, — победа была одержана...."

"....условия с 1848 г. стали гораздо менее благоприятными для бойцов из гражданского населения, гораздо более благоприятными для войск. Будущая уличная борьба может, таким образом, привести к победе лишь в том случае, если это невыгодное соотношение будет уравновешено другими моментами..."

Но революция всё равно необходима:
"Само собой разумеется, что из-за этого наши товарищи за границей ни в коем случае не отказываются от своего права на революцию. Ведь право на революцию является единственным действительно «историческим правом» — единственным, на котором основаны все без исключения современные государства"

Ненасильственная революция?

"Ирония всемирной истории ставит всё вверх ногами. Мы, «революционеры», «ниспровергатели», мы гораздо больше преуспеваем с помощью легальных средств, чем с помощью нелегальных или с помощью переворота. Партии, называющие себя партиями порядка, погибают от созданного ими же самими легального положения. В отчаянии они восклицают вместе с Одилоном Барро: la légalité nous tue, законность нас убивает [15], между тем как мы при этой законности наживаем упругие мускулы и красные щёки и цветём, как вечная жизнь. И если мы не будем настолько безрассудны, чтобы в угоду этим партиям дать себя втянуть в уличную борьбу, то им в конце концов останется лишь одно: самим нарушить эту роковую законность.
......
Но не забывайте, что Германская империя, как и все мелкие государства и как все современные государства вообще, — продукт договора: во-первых, договора между государями и, во-вторых, договора между государями и народом. Если одна сторона нарушает договор, то теряет силу договор в целом, и другая сторона также освобождается от обязательств....
"


Ну и как не вспомнить о теологии освобождения и красной метафизике:

"Почти ровно 1600 лет тому назад в Римской империи тоже действовала опасная партия переворота. Она подрывала религию и все основы государства, она прямо-таки отрицала, что воля императора — высший закон, она не имела отечества, была интернациональной; она распространилась по всем провинциям империи, от Галлии до Азии, и проникла за её пределы...
....подавляющее большинство армии состояло из христиан, а следующий самодержец всей Римской империи, Константин, прозванный церковниками великим, провозгласил христианство государственной религией
".

Выводы из текста Энгельса:
1.Маркс - гений.
2.Экономическая предопределенность революционной ситуации - не доказана.
3.Во время революции никто не понимает, как вести классовую борьбу
4.Совершенствование армии делает революцию на баррикадах неэффективной, зато можно побеждать на выборах.
5.Мировая война жестока и непредсказуема.
6.Теология освобождения и красная метафизика не чужды Энгельсу.

Не надо с Кургиняном спорить по вопросу классовой борьбы у Маркса.
Ворона 777 удалил журнал.
Однако.


Subscribe
promo rjadovoj_rus january 13, 2015 11:36 34
Buy for 50 tokens
Оригинал взят у mike_ermakov в Газета «Суть времени» Товарищи! Открыта очередная подписная компания на газету «Суть Времени». В газете публикуются серии аналитических статей по различным видам войн, ведущихся в России и мире. В частности, в газете…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments