rjadovoj_rus (rjadovoj_rus) wrote,
rjadovoj_rus
rjadovoj_rus

Больше, чем просто история. Больше, чем просто память

Оригинал взят у feurig_zinnober в Больше, чем просто история. Больше, чем просто память


70-летие Победы побуждает нас переосмыслить колоссальную глубину и беспрецедентную важность этого исторического события. И дело даже не в самом факте юбилея, сколько в геополитическом контексте, на фоне которого мы с трепетом сегодня готовимся к годовщине этого святого праздника. Государственный переворот на Украине привел к власти идейных и прямых потомков украинских нацистов. Тех самых, которые воевали на стороне Гитлера в Великой Отечественной войне.

Чьим зверствам по отношению к полякам, евреями, красным партизанам и «несвидомым» украинцам дивились даже немецкие фашисты. Которые, почуяв неизбежность поражения нацистской Германии, успешно эвакуировались за рубеж при посредстве ЦРУ и активнейшим образом участвовали в холодной войне против СССР. Тех самых, о преступлениях которых старались не вспоминать, дабы обеспечить мирное сосуществование двух братских народов.


Это нежелание помнить о зверствах украинских нацистов привело к тому, что 23-летняя фашизация Украины не вызвала никакого внятного протеста у населения. А бандеровские идеи вошли в неё, как нож в масло, как агрессивная инфекция в организм с иммунодефицитом. В то же время другая – позитивная память о Великой Победе, о потрясающем подвиге наших дедов и прадедов – стала тем огоньком, из которого в итоге разгорелся пожар сопротивления на Донбассе. Что-то потихоньку просыпалось в русской душе. Какое-то осознание преемственности священного долга борьбы с фашизмом. И способность отличать этот фашизм на фоне всего остального, в пылу беспринципной информационной войны.

И не случайно именно память о Великой Победе сегодня столь агрессивно атакуется разнообразными антипатриотическими силами. Именно в преддверии 70-летней годовщины обильно посыпались всевозможные провокации, связанные с этим праздником. Разнообразные дефиле в бикини под знаком Победы, конкурсы боди-арта и кондитерских изделий на тему Победы, фигурки СС-овцев в «Детском мире» и, наконец, поражающая своим цинизмом и фактически пропагандирующая немецких нацистов фотовыставка «Детские судьбы» в Брянске.

Столь же активно на этом фоне старается организация «Мемориал». Как сообщает нам сотрудник петербургского НИЦ «Мемориал» А.Ю. Даниэль, в 2015 году они планировали устроить гастроли по 10 городам с выставкой на тему политических репрессий в СССР. Благо, директора музеев благоразумно отказали. Один из них прямо написал (чем вызвал волну негодования «мемориальцев»), что «в год Великой Победы выставка с этой сложной тематикой неуместна – хорошо бы её уравновесить».

Также, почему-то, именно в год 70-летия победы в Москве активизировались энтузиасты возведения в центре города мемориала жертвам политических репрессий. Да и пермский «Мемориал» нынче не оставляет попыток подменить дискурс о Победе – с героического на травматический. Как поучает председатель «мемориальцев» Роберт Латыпов:

«…я считаю, что надо вспоминать в первую очередь не саму победу, а войну и её жертв».

В целом, нет ничего плохого в том, чтобы отдать должное жертвам немецких концлагерей и ленинградской блокады. Напротив – о них надо вспоминать. Но стремиться подменить разговор о крупнейшем историческом достижении разговором о жертвах войны может только тот, кому ненавистна и Россия, и её граждане. В конце концов, день скорби по жертвам войны в России отмечается 22 июня. Неужели этого мало?

 Все эти акции и инициативы направлены на дискредитацию и десакрализацию победы. И совершенно не случайно именно она становится главной мишенью. Сегодняшние враги России прекрасно понимают, что на ней держится и целостность русского народа, и его не до конца угасшая способность противостоять агрессивной деструкции, и его нутряное знание о том, что такое добро, а что – зло.

И не даром немецкие историки, авторы тех концептов, которые столь рьяно распространяют в России члены общества «Мемориал», сетуют на то, что мы, русские, знаете ли, не раскаиваемся всем народом за «чудовищные» политические репрессии и не называем СССР преступным государством. А виной всему, считают они, память о Победе, которая якобы формирует у русских позитивное представление о себе (и, что характерно, об СССР).

Дескать, память победителей мешает навязыванию нам памяти преступников, и это якобы не дает нам стать по-настоящему цивилизованным европейским государством. Отличная иллюстрация такого отношения к Победе приводилась в одном из сборников материалов молодежной немецко-русской школы для волонтеров. Немецкий историк Мануэла Путц делилась в нём своими соображениями:

«Уже в советское время власти предприняли всё для того, чтобы соорудить миф победителейОпасность мифов о победе кроется в сущности самой победы как крайне противоречивого и многозначного явления… Многие учёные придерживаются мнения, что насаждение мифов о победе является преградой на пути к признанию советского прошлого в России и, в первую очередь, мешает открыто говорить о таких вещах, как ГУЛАГ и политические репрессии».

«Избавьтесь от Победы, – намекают нам, – разменяйте своё первородство на похлёбку, покайтесь – и мы примем вас с распростертыми!»  Только это, разумеется, ложь. В Европе нас никто не ждет, а текущая политическая реальность демонстрирует это настолько отчетливо, что не заметить уже невозможно.

Забавно, что иностранные наставники «Мемориала» берут смелость учить нас «правильной» памяти. Забавно также и то, что, пытаясь обосновать эту философию, они, например, цитируют крупного немецкого философа Вальтера Беньямина, который в своё время советовал, изучая историю, «вживаться» не в победителей, а в побежденных:

«…все господствующие в данный момент – наследники всех, кто когда-либо победил. Соответственно, вживание в победителя в любом случае идет на пользу господствующим в данный момент. Любой побеждавший до сего дня – среди марширующих в триумфальном шествии, в котором господствующие сегодня попирают лежащих на земле…»

Алейда Ассман указывает, что эта точка зрения «оказала значительное влияние на интеллектуалов поколения 68 года», то есть, на тех, кто инициировал практику мемориализации жертв нацистских преступлений в национальных масштабах и принял на себя роль, так сказать, «совести нации». По-видимому, в устах конкретных немецких историков это стоит трактовать так, что, якобы, правильнее всего изучать историю с их точки зрения, потому что они побежденные.

Между тем, интересно отметить, что Беньямин был прекрасным знатоком Маркса, коммунистом и антифашистом и, говоря о «господствующих», он подразумевает не нации, а класс эксплуататоров, то есть тех, кто правит угнетенными. Историю пишут господствующие правители, а не народ – как бы говорит Беньямин. И он, безусловно, прав, только эта правота не относится к Советскому Союзу, в котором господство, по сути, было упразднено. Кроме того, Великая Отечественная война, которой философ уже не застал (Беньямин умер в 1940 году) была истинно народной. И именно народ более всего нуждается в её увековечении.

Тогда как немецкие «специалисты» сохранение памяти о Победе нередко вменяют российским правителям. Мол, это «историческая политика» такая, специальная, – для подогрева патриотизма. Что, якобы, без усилий сверху эта память в народе бы не сохранялась. Что нужна она одной только власти. В этом контексте мне интересно было бы посмотреть, сколько бы продержался на своем месте тот российский политик, который бы рискнул «упразднить» День Победы. И не даром в девяностые годы, в припадках поношения СССР, новые российские правители не позволили себе покуситься на это ключевое событие нашей истории. Событие, в котором отчетливее, чем когда-либо реализовалось историческое предназначение русского народа.

И если пожилой житель Киргизии, где люди живут довольно бедно, берет деньги в кредит, чтобы собственными руками отреставрировать мемориал Победы в Великой Отечественной войне, стало быть, не власть тому причиной. От власти он получает разве что разрешение на реставрацию – и на том спасибо. Когда его спрашивают, почему он это делает, тот отвечает просто:

«Мои отец и мать — участники войны. Мать в тылу работала на аэродроме, отец непосредственно воевал… На Украине немного запустили с этим делом. Чем это обернулось?»

Он уверен, что дело его поспособствует сплочению представителей разных наций на юге Кыргызстана. И действительно, память о победе – это источник нашего единства, нашего исторического вдохновения.

Французский историк Эрнест Ренан некогда писал:

«Героическое прошлое, великие люди, слава (но истинная), — вот главный капитал, на котором основывается национальная идея. Иметь общую славу в прошлом, общие желания в будущем, совершить вместе великие поступки, желать их и в будущем — вот главные условия для того, чтобы быть народом. Любят пропорционально жертвам, на которые согласились, пропорционально бедам, которые пришлось перенести».

Если мы любим свой народ и беспокоимся за его будущее, наш долг – отстаивать Победу от всевозможных нападок. Откажемся от неё, отдадим на откуп беспринципных дураков, циников, постмодернистов, иностранных «специалистов» и откровенных нацистов – и начнется стремительное сползание в ад. Развернется черная дыра почище той, что сегодня зияет на Украине.

Subscribe
promo rjadovoj_rus january 13, 2015 11:36 34
Buy for 50 tokens
Оригинал взят у mike_ermakov в Газета «Суть времени» Товарищи! Открыта очередная подписная компания на газету «Суть Времени». В газете публикуются серии аналитических статей по различным видам войн, ведущихся в России и мире. В частности, в газете…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments