rjadovoj_rus (rjadovoj_rus) wrote,
rjadovoj_rus
rjadovoj_rus

Образование как услуга. Оптимизация или война

Оригинал взят у vlavajir в Образование как услуга. Оптимизация или война



Сегодня много говорят о том, что перевод образования в сферу услуг – это негативное и даже разрушительное явление для образования. Попробуем подробнее рассмотреть вопрос образования как услуги.
Что такое услуга?

Услуга – результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя ( А.А. Дайлидко Метрология, стандартизация и сертификация: Учебно-методическое пособие. 2009 г, с. 210).

Данное понятие относится к сфере рыночных отношений между производителем и потребителем. Для сферы образования производителем является образовательное учреждение, а потребителем - обучающийся.  В любых взаимоотношениях производителя и потребителя есть третья сторона, так называемая НОС (независимая организация по сертификации), которая сертифицирует (лицензирует) деятельность или продукцию производителя с целью подтверждения качества товара (услуги, продукции и т.д.).

Все это основы сертификации, которые прописаны в любом учебнике. НОС осуществляет оценку соответствия, т.е. если речь идет об образовательном учреждении (производитель) и образовании, как услуге, то НОС осуществляет проверку соответствия образования нормативным документам, т.е. в основном ФЗ 273 «Об образовании».


На практике НОС – это государственные инспекторы (эксперты) минобра. Процедура проверки соответствия превращается в проверку наличия локальных актов и документов образовательной организации и их соответствие ФЗ. Инспектор может закрыть любое учебное заведение, в котором выявлены такие несоответствия. В результате у преподавателей складывается впечатление, что инспектора – это такие танки от которых нужно строить баррикады в виде тонн бумаг, что конечно вызывает возмущение – преподаватели просто тонут в этих бумагах.

В условиях, когда еще существует тенденция закрытия филиалов университетов, подобная процедура превращается в инструмент решения этого вопроса.
Эта проблема обсуждалась в газете «Суть Времени» №115 в статье Павла Расинского «Искоренение высшего образования».
Автор пишет:
«В начале января 2015 года премьер-министр Дмитрий Медведев утвердил концепцию федеральной целевой программы (ФЦП) развития образования на 2016–2020 годы.

В одном из разделов этого документа предлагается следующее решение по улучшению высшего образования в России: «Предполагается скорректировать типологию и структуру вузовской сети в целом с оптимизацией количества филиалов вузов в сторону их сокращения (сокращение филиалов до 80 процентов).

Будет сокращено общее число вузов (до 40 процентов) при условии увеличения численности студентов, получающих качественное высшее образование с использованием современного лабораторного оборудования в федеральных и национальных исследовательских университетах».




А еще раньше, в 2008 году, на совещании по развитию сети научно-образовательных центров в России, состоялся интересный диалог между Дмитрием Медведевым, который тогда был президентом России, и Андреем Фурсенко, находившимся в то время на должности министра образования и науки РФ:

А. Фурсенко: Я повторю свою оценку. Сейчас у нас в России порядка тысячи вузов. Я считаю, что где-то порядка 150 способны, при определенных условиях, быть конкурентоспособными.

Д. Медведев: Так это меньше чем 20 процентов.

А. Фурсенко: 15–20 процентов, я назвал, но в них больше студентов, чем в других, может быть, а в целом...

Д. Медведев: Сколько нам нужно университетов, на Ваш взгляд, в масштабах страны, численности населения?

А. Фурсенко: Я думаю, что если говорить об университетах, то опять же моя оценка, что это где-то до 50.

Д. Медведев: А высших учебных заведений?

А. Фурсенко: 150–200 максимум.

Многие руководители даже крупных и успешных образовательных организаций говорят о том, что главная цель в этой зоне турбулентности сегодня просто выжить.

Кстати, ни в одной стране мира государство не является субъектом аккредитации и лицензирования образовательных учреждений. У нас эта мера объясняется тем, что сейчас идет переходный период (25 лет переходного периода – это перебор).

Т.е. я хочу сказать лишь, то, что в идеале для реформаторов ни учебные заведения, ни лицензирующие органы не должны быть государственные. Т.е. государство постепенно уходит из образования и сохраняется лишь в виде обязательных требований в виде ФЗ «Об образовании». Образование постепенно превращается из безальтернативного общественно необходимого действия (БОНД) в услугу.


Против образования ведется война, война на уничтожение. Потому, что превращение образование в услугу – это смерть образования. Либо образование, либо услуга.



Subscribe
promo rjadovoj_rus january 13, 2015 11:36 34
Buy for 50 tokens
Оригинал взят у mike_ermakov в Газета «Суть времени» Товарищи! Открыта очередная подписная компания на газету «Суть Времени». В газете публикуются серии аналитических статей по различным видам войн, ведущихся в России и мире. В частности, в газете…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments