Недавно мне посчастливилось побывать в общем-то недалеком от Москвы (276 км), но типичном для российских просторов городке Арсеньево. Это был концерт, посвященный памяти русского композитора А.С. Даргомыжского. Чем живет, российская периферия? Какая там психологическая и культурная атмосфера? Ответить на эти вопросы невозможно, не побывав там. Делюсь результатами полевого исследования. А результаты получились небезынтересные.
Общий вид на местный ДК - единственный культурный центр в городке.
Афиша приглашает жителей городка.
Они постепенно собираются.
Приходят и юные зрители.
Комната, где переодеваются артисты. Самовар кипит.
Вот так потчуют артистов, приехавших из областного центра. Здесь и не слышали о том, что такое "райдер", здесь все искреннее и от чистого сердца.
На стенах, наверное, еще советская лепнина, но все ухожено и как-то тепло сохраняется.
Рядом с ДК - памятник В.И.Ленину. Здесь если и слышали, то вряд ли подумывали о "ленинопаде"
На площади перед ДК - каток, где в снежной куче-мале играют дети.
Внутри ДК тоже играют дети - в теннис. За ними присматривает папаша. Я спрашиваю у него - "Это платно?". Он не понимает вопроса. "Так, приходим после уроков поиграть, ключи вахтеры сдаем". "Куда им еще пойти? ДК - единственное место, где они могут поиграть и отдохнуть" - добавляет он.
После игры ракетки остаются на столе. Кто их украдет? Ведь украсть - это значит украсть у самих себя. Папаша гасит свет и сдает ключи вахтерше.
А это вид на коридор, где расположены кружки. Вначале я подумал, что это мозаика, настолько красиво и со вкусом оформлено. Приглядевшись, я понял, что это масляная краска.
Концерт начинается. Женщина с зычным голосом как-то по-советски декламирует вступительную речь, из которой я узнаю, что Арсеньево - единственное место в мире, где установлен памятник Даргомыжскому.
Начинаются номера.
Дуэт исполняет песню Даргомыжского "Ванька-Танька"
Романс.
Баянистка.
Местный танцевальный ансамбль.
Зрители внимательно смотрят.
И аплодируют.
Капитализм на протяжении двадцати лет задавал вопрос "Зачем живет российская глубинка?". Спрашивал и уничтожал ее. А она жива - в своей скромности, нетребовательности, простоте и искренности. Я как маленькую свою победу воспринимаю этот пост как возможность ответить - "Чем живет российская глубинка". Потому что она жива, она не деградировала. Это не "социальный ад", в который ее хотели и хотят ввергнуть.
Да, они живут бедно и очень кромно, но не потеряли лица, не оскотинились, не спились и не деградировали, на что так надеялись доморощенные десоветизаторы.
Во всем - в лицах, в оформлении стен, в атмосфере - чувствуется какая-то неутраченная и бережно сохраняющаяся советскость. Злые языки и холеные пижоны-белоленточники скажут "совковость". Я говорю - советскость.
И если у кого-нибудь язык повернется назвать их "ватниками", пусть этот язык отсохнет, вслед за высохшими мозгами. Я, как советский патриот, обещаю каждому из сидящих в этом в зале - мы преобразуем то, что вам удалось сохранить - в новое качество, в новую культуру, новое образование. История на нашей стороне, СССР 2.0 быть! На новом этапе, на новом качественном уровне с учетом всех достижений 21 века - социализму быть.
[Я не ставлю в конце восклицательного знака, потому что говорю спокойно, это не патетика, это уверенность.]
Journal information