
Начиная с 1 апреля 2015 группа «Информационное сопротивление» (ИС), работающая в тесном контакте с силовыми структурами Украины, возобновила регулярную публикацию оценок рисков и угроз в южных и восточных регионах Украины. Эксперты группы ИС обосновывают этот свой шаг тем, что в последнее время Россия все больше внимание уделяет «раскачиванию ситуации на Востоке и Юге Украины с помощью невоенных средств».
Для группы ИС это фактически возобновление социально-политических исследований в «проблемных» регионах, которые она проводила весной 2014 года. В качестве цели этих исследований определено выявление факторов и тенденций, «которые могут привести к дестабилизации ситуации в том или ином регионе, для своевременного принятия мер на упреждение».
Группой ИС предложена карта, на которой цветом показано распределение угроз и рисков в соответствие с некоторой шкалой. Так, зоны где степень угроз и рисков наиболее высока показаны красным цветом. Всего имеется 10 градаций — плюс специальным цветом выделены территории, контролируемые ДНР и ЛНР:
«Данные, отраженные на «картинке» в виде цветной шкалы угроз (мы ее называем «светофор»), строятся на детальном анализе ситуации в каждом регионе. Эти аналитические выкладки и соответствующие рекомендации мы будем передавать руководству заинтересованных госструктур. Помимо этого, мы будем знакомить с нашими выводами и прогнозами союзников и партнеров Украины, для формирования объективной картины».
Безусловно заслуживают внимание обстоятельства, побудившие группу ИС возобновить эти исследования. Во-первых, ее эксперты допускают возможность действий России, исключающих собственно «военные меры (вплоть до полномасштабного вторжения)». Хотя бы в силу того, что они «будут признаны нецелесообразными». А во-вторых, они считают что:
«В Украине формируется комплекс условий, которые делают возможную дестабилизацию без широкого военного вмешательства реальной. С одной стороны – это рост неблагоприятных для державы настроений в некоторых слоях общества на фоне сложной социально-экономической ситуации. С другой – это приближение местных выборов, в ходе которых в некоторых регионах нельзя исключать «реванша» политсил, мягко говоря, не отличающихся патриотизмом».
И с этим утверждением трудно не согласиться. Более того можно предположить, что именно такой «комплекс условий» должен стать основой национально-освободительного движения на Украине, результатом которого станет полное искоренение фашизма и ультра-национализма.
Впрочем, эксперты ИС полагают, что в сложившейся ситуации «российское руководство хочет иметь дополнительный инструментарий для дестабилизации ситуации в Украине». И понятно что за этим утверждением, стоит представление о «руке Кремля», точнее, о его спецслужбах, благодаря действиям которых и дестабилизируется ситуация в проблемных регионах:
«Логика этого процесса ясна: Россия будет продолжать «учения» своих войск по периметру наших границ, устраивать теракты и диверсии в целевых регионах, всесторонне поддерживать активность террористов на Донбассе, чтобы держать украинцев в постоянном напряжении. А в это время её клевреты в Украине будут «бороться за мир», спекулируя на чувствах граждан».
В качестве отправной точки нового цикла исследований эксперты ИС избрали состояние дел в Харьковской области. Именно этот регион они сочли наиболее проблемным с точки зрения потенциальных угроз и рисков.
«Особое внимание к Харькову вызвано тем, что данный регион находится в состоянии повышенной опасности и может стать для Москвы полигоном, где будет отработана модель невоенной дестабилизации, которая вызовет цепную реакцию на всем Востоке и Юге Украины».
На мой взгляд, приведенные в статье «Угрозы на Востоке и Юге Украины», данные о ситуации в Харьковской области представляют интерес по двум причинам. Во-первых, они не производят впечатления пропагандистского материала, претендуя на некоторую объективность.
Во-вторых, будучи данными, отражающими точку зрения «той стороны», они могут восприниматься как «нижняя оценка» протестного потенциала области, который должен учитываться антифашистскими силами Украины, и в первую очередь — руководством ДНР и ЛНР. Конечно же, при условии, что их стратегической целью является освобождение всей Украины от фашистской и ультра-националистической заразы. Ниже приведены результаты исследований, проведенных группой ИС для Харьковской области, — без каких-либо купюр и правок.
Харьков как модель для Кремля.
Особое внимание к Харькову вызвано тем, что данный регион находится в состоянии повышенной опасности и может стать для Москвы полигоном, где будет отработана модель невоенной дестабилизации, которая вызовет цепную реакцию на всем Востоке и Юге Украины.
В отличие от, например, Одессы, где также ситуация очень непростая, Харьков обладает рядом особенностей.
— Регион имеет 300 км общей границы с Россией и столько же – с территориями, где проводится АТО. Что облегчает проникновение ДРГ, передачу оружия и ресурсов для
— местной террористической сети, а также воздействие российской пропаганды. В Харьковской области произошло 47 терактов, из них 11 - уже в 2015 г. По информации СБУ, ниточки большинства терактов и ДРГ тянутся в Белгород (РФ).
— В Харьковскую область только по официальным данным переехало более 157 тыс. беженцев (больше, чем в любой из регионов Украины; для сравнения - вдвое больше, чем в Днепропетровскую область). Вместе с беженцами, которые не зарегистрированы, количество перемещенных лиц оценивается в 300 тыс. человек (11% населения региона).
— В довоенное время регион был относительно благополучным. Однако сейчас экономическая ситуация, как и по всей стране, ухудшается. С начала года промпроизводство упало на 18%, а машиностроение – на все 30%. За первые 2 месяца 2015 г. индекс потребительских цен составляет 108% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Реальные зарплаты, размер которых 85% от среднего по Украине, упали на 20%. При этом растут долги по зарплатам – харьковчанам уже должны более 142 млн. грн. (это третий показатель после Донецкой и Луганской областей).
— Половина экспорта Харьковской области в 2014 г. приходилась на Россию. За год он сократился на 20%. С начала года объемы внешней торговли региона (и экпорт, и импорт) упали примерно на 40%. За прошлый год по самым скромным подсчетам крупные предприятия региона потеряли более $100 млн. из-за разрыва контрактов с российскими контрагентами. При этом работы лишилась масса людей, которые занимались малым и средним бизнесом. Последствия этого пока не видны, но тенденция ясна: если люди не могут доставить товар на рынок «Барабашово» или продать его в Россию, они теряют средства к существованию.
— В Харькове очень сильны позиции антиукраинских сил – как легальных (Оппозиционный блок /ПР, КПУ, ПСПУ), так и полулегальных (Оплот, Исход и др.). Именно на территории Харьковской области находится единственный (!) территориальный избирательный округ в Украине, где на президентских выборах 2014 г. проиграл Петр Порошенко. Еще в одном округе Порошенко опередил Михаила Добкина всего на 25 голосов.
— На парламентских выборах 2014 г. ОппоБлок набрал здесь 32%, а бывшие регионалы взяли 13 мажоритарных округов из 14. Во многом это стало возможным из-за разрозненности проукраинских сил и отсутствия влиятельных проукраинских политиков. Если тенденция сохранится, то в самом Харькове составить конкуренцию команде Кернеса – Добкина будет некому. А если будут голосовать беженцы, лояльность которых к Украине оставляет желать лучшего, доминирование антиукраинских сил в регионе будет тотальным.
— Деятельность команды нового губернатора Игоря Райнина пока трудно комментировать. Она работает два месяца, уже есть определенные позитивные сдвиги. В частности, с приходом Райнина улучшились показатели в проведении мобилизации. Ситуация в экономике остается сложной. Однако, если принять во внимание, что Харьков – это прифронтовой регион, то она не такая катастрофическая, как могла бы быть. В некоторых «мирных» регионах Украины в экономике и социальной сфере проблем не меньше. Однако в целом масштаб вызовов, стоящих перед руководством Харьковской ОГА, заставляет быть сдержанным в прогнозах.
Journal information