rjadovoj_rus (rjadovoj_rus) wrote,
rjadovoj_rus
rjadovoj_rus

Богдановские нормы принуждения и целесообразности, и постмодерн

Оригинал взят у ebrk в Богдановские нормы принуждения и целесообразности, и постмодерн


"Космическая мазурка", художник Г.Голобков

В "Новом мире" (1904-1924 гг) А.Богданов, размышляя о природе и эволюции норм в обществе, пришёл к выводу что по мере развития человека и общества внешние общественные запреты, "табу", за нарушение которых общество наказывает (нормы принуждения) будут заменяться нормами целесообразности, которые не запрещают, а подсказывают человеку наилучший способ достичь цели.
По логике Богданова нормы принуждения необходимы до тех пор, пока человек не обладает необходимым опытом для объяснения негативных явлений. Например, табу на кровосмешение возникло до того, как люди смогли научно объяснить механизм вырождения вида. Но когда наука объяснила механизм вырождения при кровосмешении табу перестало быть нужным, потому что человек смог объяснить его негативные последсвтия явление научно.

Однако, оставался открытым вопрос о морали. Богданов понимал, что нормы целесообразности по существу представляют собой "рецепты", которые можно применять как во благо, так во зло. Богданов рассчитывал на то, что гармоническое развитие общества приведёт к установлению товарищеских отношений между людьми, и люди не будут применять опыт во зло:


Если нормы целесообразности сами по себе не предписывают людям тех или иных конкретных целей, то не следует ли из этого, что они предполагают полный произвол в выборе этих целей?
И да, и нет.

Формально — да, потому что логически мыслимы какие угодно цели, самые разумные и самые чудовищные, и вместе с ними — вполне соответствующие им нормы целесообразности: если ты хочешь пожертвовать своею жизнью с наибольшей пользой для развития человечества, то это надо сделать таким-то способом; если ты хочешь отнять жизнь у своего ближнего, то здесь всего удобнее такие-то приемы, и т.п.

По существу — нет. Из бесчисленных логических возможностей только одна равняется реальности. Нормы целесообразности — не игра мышления, а определенные формы жизни. Они выступят в общественных отношениях на место норм принуждения только при определенных жизненных условиях и исторически неразрывно связаны с этими условиями. Они соответствуют гармоническому развитию жизни и имеют его своей предпосылкою. Этим вполне определяется та всеобщая конечная цель, которой они подчинены:
максимум жизни общества, как целого, совпадающий в то же время с максимумом жизни его отдельных частей и его элементов — личностей.

Поскольку такого совпадения нет, постольку не может быть и речи о гармоническом развитии — а следовательно, и о социальном господстве норм целесообразности; поскольку оно есть, постольку цели, которым служат эти нормы, при всем своем конкретном разнообразии, сливаются в высшем единстве социально-согласованной борьбы за счастье, борьбы за все, что жизнь и природа могут дать для человечества.



То есть по мысли Богданова нормы целесообразности установятся и станут ведущими в следствие гармоничного развития общества.

В связи с этим интересно провести параллели с современным западным обществом. Мы наблюдаем стремительное становление общества, в котором ведущими становятся нормы целесообразности без товарищеских отношений между людьми. Одно за другим в постмодернистском обществе снимаются запреты-табу: в Европе узаконили однополые браки (смертный грех), лоббирует свои интересы партия педофилов (в России это уголовное преступление), на ТВ демонстрируют людоедство в формате шоу и т.д. и т.д. В этом обществе одну за другой убирают нормы принуждения, однако о гармонических отношениях между людьми речи нет.


Постмодерн, ад на земле.

Это постмодернистское общество совместимо с наукой, и при этом абсолютно аморально и чуждо товарищеским отношениям между людьми. Человека в этом обществе не развивают, напротив - низводят до состояния разумного зверя. В пределе своём это общество, в котором единственным запретом остаётся "запрет на запрет".
Коммунистический проект также опирался на форсированное развитие производительных сил, но, в отличие от капиталистического, необходимо требовал развития самого человека. А без развития человека рост производительных сил и науки приводят к созданию ада на земле.

Subscribe
promo rjadovoj_rus january 13, 2015 11:36 34
Buy for 50 tokens
Оригинал взят у mike_ermakov в Газета «Суть времени» Товарищи! Открыта очередная подписная компания на газету «Суть Времени». В газете публикуются серии аналитических статей по различным видам войн, ведущихся в России и мире. В частности, в газете…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments