rjadovoj_rus (rjadovoj_rus) wrote,
rjadovoj_rus
rjadovoj_rus

Красивый мундир вместо воинской чести

Оригинал взят у contrmind в Красивый мундир вместо воинской чести

Адмирал...
Есть в нашем обществе какая-то очень странная любовь к Романовской России. Называть её странной можно, как минимум, по двум причинам:
Первая:

Любовь эта проявляется  не в интересе к  периодам настоящего расцвета империи, таким как времена Петра, Екатерины или даже Александра I. А напротив всё внимание современных деятелей культуры, а следовательно и их зрителей, концентрируется именно на начале ХХ века. За примерами далеко ходить не надо, достаточно хотя бы вспомнить   очень хорошо раскрученные фильмы Н. Михалкова «АдмиралЪ»  и совсем свежий «Солнечный удар».
И это ещё более проблематизирует ситуацию, поскольку очень тяжело героизировать действия царя и его окружения, когда друг за другом была проиграна война против Японии в 1905 г., первая русская революция утоплена в крови, затем Россия за свои долги Франции втягивается ещё в одну войну – на этот раз уже общеевропейскую, точнее первую мировую, в которой  выглядит крайне неубедительно  (ни одного выигранного сражения в боях против немцев),  и в результате всего этого царя свергает его же собственное окружение. Сложно в такой ситуации найти поводы для гордости. И тогда фильмы о истории превращаются в лирические рассказы о любви и человеческой слабости. Зачем это нужно – это уже следующий вопрос. И возможно, нам на него поможет ответить вторая причина.

Вторая причина:

Если любовь настоящая, то она обладает определённой силой, способной преобразовывать человека. И тогда люди, восхищающиеся, например,  царской Россией,  как-то перенимают ценности людей того времени. А поскольку дворянская культура когда-то обладала достаточно сильной исторической  энергетикой,  и  сформировала очень высокие стандарты  жизни и служения своему государству,  то это крайне благотворно сказывалось бы на жизни всего общества в целом, и каждого такого поклонника в частности.

Но одно дело болтать о том, что ты это любишь, а совсем другое, действительно понимать чем жили герои того времени, что их вдохновляло, и за счёт чего они смогли добиться тех выдающихся свершений,  которыми, собственно, и заслужили такое к себе отношение.

Вместо этого имеет место очень странное сочетание:

Ø с одной стороны -  восхищения роскошным антуражем, и всевозможными внешними проявлениями  дореволюционной России (то есть её формой)
Ø с другой стороны -  абсолютно варварское, враждебное отношение к её содержанию, т.е. ценностям дворянской культуры.

Об особо ярких представителях такого подхода мы поговорим ближе к концу статьи, а сейчас нам нужно разобраться в чём же заключается как раз то содержание, которое современные поклонники «белых», отказываются принимать категорически.

Системообразующими столпами  сознания русской аристократии были  представления о  долге и чести.
Представление о долге, как внутреннем ощущении необходимости защищать свою веру, свои идеалы и свою страну, как оплот всего этого.
И представление о  чести, которое, вообще, было практически тождественно понятию существования, ибо дворянин всегда при выборе между жизнью с потерянной честью и смертью, должен был выбрать последнее.   Поскольку в противном случае изгоем становился не только он сам, но и весь его род. Обусловлено такое сложное отношение было во-первых неким коллективным воинским духом победителей, который требовал постоянной готовности пожертвовать своей жизнью во имя служения государству, а во вторых и определённым личным позиционированием, которое выделяло дворянство среди всех остальных сословий. Но и это позиционирование было в первую очередь следствием того, что все дворяне были обязаны нести службу. А те, кто от неё уклонялись, подвергались самому сильному общественному  презрению.
Давайте посмотрим, как это описывает один из виднейших исследователей русской культуры М. Ю. Лотман.  В своём цикле лекций «Беседы о русской культуре.  Быт и традиции русского дворянства (XVIII-начало XIX века)» он говорит следующее:

«Дворянином, традиционно со средних веков, и потом, после Петровской реформы назывался «служивый человек. Дворянин – это тот,  кто служит»

И даже после принятия «Манифеста о вольности дворянства», который впервые в истории России формально освобождал дворян от обязанности несения гражданской и военной службы, общественное отношение долгое время оставалось прежним:

«Таким образом служба делалась как бы необязательной. Необязательной юридически. Но практически, она была обязательная. Поскольку со службой связывалась честь дворянина. Тот, кто сидит дома – это, действительно, как бы уж никуда негодный человек. Он за зайцами только может охотиться, да топтать крестьянские поля, и ему уважения уже не ждать. В любом обществе он пропускает в двери вперёд себя всех, кто служит и всех у кого выше чин. А раз он не служит, то и нет  чина у него. А в России  без чина нельзя»

«Но кроме того это казалось бесчестным. Честь требовала службы. И настоящей службы. Прятаться в придворных чинах можно было, но считалось по неофициальному счёту, бесчестным. Дворянин должен быть военным, должен лезть на стены крепостей, быть изранен, и тогда он заслужил честь»

Вместо всей этой сложной богатейшей традиции, теперь  мы  можем услышать от человека, который сам называет себя белым офицером, и позволяет себе высказывания в духе «Мое отношение, как белого офицера…» , что он восхищается членами  РОВС, которые получали личные благодарности за службу от фашиста Франко (идеология и символика которого официально запрещена в Испании).  Так же члены РОВС  в составе «Русского корпуса» воевали на стороне Вермахта и приносили личную присягу А. Гитлеру ( см. подробнее в статье «Тёмные личности»).  С текстом присяги желающие могут ознакомиться здесь или здесь.


Солдаты РК
К сожалению, это не единственный пример подобной странной любви.  От другого «белого офицера», мы узнаём, что  «слово офицера»  –  это теперь не «слово офицера», а хитрый пиар ход.    Да и в бою этот офицер, считающий себя приемником, как раз-таки, того самого дворянства, может покинуть свои боевые позиции просто потому, что «Их могли убить» (см. раздел «Караул устал», а так же слова солдат, воевавших под началом этого офицера, пока он их не предал ).  Правда, надо отдать должное, другие полевые командиры, которые воевали в ДНР с самого начала и до сих пор никуда бежать не думают, оценили подобный поступок, как подобает. А знаменитый реконструктор уже давно очень далеко от ДНР, и  может отправляться в творческие поиски за новым мундиром. Там его уже никто не будет осуждать за покидание поля боя.

Стрелков реконструктор

Кстати, в подобном контексте, нельзя не отметить, что А. Захарченко в противоположность указанным выше персонам, действительно сохраняет верность воинским традициям и «в придворных чинах» не прячется.

Захарченко в Дебальцево
Subscribe
promo rjadovoj_rus january 13, 2015 11:36 34
Buy for 50 tokens
Оригинал взят у mike_ermakov в Газета «Суть времени» Товарищи! Открыта очередная подписная компания на газету «Суть Времени». В газете публикуются серии аналитических статей по различным видам войн, ведущихся в России и мире. В частности, в газете…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments