rjadovoj_rus (rjadovoj_rus) wrote,
rjadovoj_rus
rjadovoj_rus

Субъективно о кино и идеальных героях

Оригинал взят у azart_ude в Субъективно о кино и идеальных героях
Оригинал взят у godfrua в Субъективно о кино и идеальных героях


Одной из главных фраз, определившей на многие годы, основное направление медиа-искусства в СССР, явилась фраза В.И. Ленина: «Важнейшим из всех искусств для нас, является кино».

Я сразу хочу попросить прощения за такое начало. Если вы проявите немного терпения и дочитаете до конца, вы поймёте, почему я привёл этот пример.


Сейчас уже непросто понять, говорил ли Владимир Ильич о кино, или образ Вождя, созданный советским пиаром, был бы не полон без фраз обо всех видах искусств (цитаты по темам висели во всех библиотеках и театрах). И без Ленина ясно, кинематограф и телевидение действительно являются мощнейшими на сегодняшний день инструментами убеждения и воспитания.


"Небесный тихоход", реж. С. Тимошенко, 1945 год

От того, в чьих руках находятся данные инструменты, зависит не просто направление развития граждан в отдельно взятой стране. Кинематограф формирует образ героя «всех времен и народов», определяет моду, создает кумиров и направляет вектор воспитания и пропаганды в ту или иную сторону.

Это понимали в СССР – это понимают и в Голливуде.

Однако, если во времена Советского Союза «баланс сил» и борьба за качество продукта достигались за счет фильтров в лице многочисленных госкомиссий и мощного рычага в лице советской цензуры, в настоящий момент, сражение за формирование личности граждан и патриотов своей страны можно считать проигранным. Национальный кинематограф, несмотря на многочисленные «блокбастеры», по сути, сдает позицию за позицией.


"Город мастеров", реж. В. Бычков, 1962 год

Можно сколько угодно утверждать обратное или, говоря словами Михаила Жванецкого «спорить о крахе и подъеме Голливуда, не видя ни одного фильма» (в нашем случае, не выпуская продукт аналогичный по качеству и силе воздействия), это вряд ли сможет повлиять на ситуацию. Немногочисленные исключения в данном случае только подтверждают правило.

Процессы, происходящие в национальном кинематографе, во многом похожи на еще одну фразу незабвенного классика сатиры: «Какой борщ, когда такие дела на кухне», где каждый из «поваров», выдавая очередной «шедевр», тут же спешит заявить о своей гениальности, а остальные, спешат уверить его в том, что он создал «шедевр».


"Город мастеров", реж. В. Бычков, 1962 год

В итоге, внутренний круг «избранных гениев» поголовно выдаёт «шедевры» десятками, но простой народ, имея возможность сравнивать и выбирать, почему-то в основном ходит на голливудские фильмы.

Что же необходимо предпринять, для того, чтобы изменить ситуацию?

Прежде всего – не пытаться конкурировать с машиной Голливуда. Это закончится так же, как в своё время гонка вооружений между СССР и США.


"Город мастеров", реж. В. Бычков, 1962 год

Для достижения результата необходим свой путь. Не нужно пытаться «догнать и перегнать» Голливуд, снимая «блокбастеры» по типу американских. Такое копирование при неадекватном по возможностям техническом и финансовом уровне, имеет столь же анекдотический эффект, как постперестроечные фильмы начала 90-х годов в СССР. Посмотрев несколько широко рекламируемых поделок отечественного кинематографа, героями которых являются жители мифической России, поголовно ездящие на «Бентли» и работающие исключительно в Москва-Сити, я отметил, что их переживания и страдания меня абсолютно не цепляют. Все эти римейки, надуманные новогодние псевдоистории, офисные трагедии в лучшем случае цепляют 0,5% населения.

О фантастике я даже говорить не хочу, по сравнению с советскими фильмами это просто слёзы. Сравните любой фантастический фильм последних лет с голливудским и вы поймёте о чём я говорю. Про так называемое детское кино я вообще молчу, от вида персонажей и их поведения реально тянет на тошноту.


"Через тернии к звёздам", реж. Р. Викторов, 1980 год


"Через тернии к звёздам", реж. Р. Викторов, 1980 год


"Через тернии к звёздам", реж. Р. Викторов, 1980 год

Ещё одним тупиковым вариантом я бы назвал бесконечные попытки фестивального умничания некоторых авторов от кино. Снимая в угоду Западу оторванные от реальности и раздражающие население авторские шедевры, как это делают несколько особо «одарённых» режиссёров, можно конечно получить в определённых кругах репутацию непризнанного гения. Но это будет исключительно в узких кругах либерально настроенной общественности.


"Город мастеров", реж. В. Бычков, 1962 год


"Город мастеров", реж. В. Бычков, 1962 год

А поскольку, большая часть населения страны не являются хипстерами и гламурными кисами, не ходят на светские тусовки и не закатывают глубокомысленно глаза, вкушая фуагра, то и говорить об этом не стоит. Безусловно, здесь как и везде есть пара исключений, но они лишь подтверждают правило – все режиссёры в настоящий момент страшно далеки от народа.


"В бой идут одни старики", реж. Л. Быков, 1973 год

На мой взгляд, идеальным вариантом развития для отечественного кинопроизводства, может стать модель, основанная на опыте французских кинематографистов, которые на сегодняшний день являются одними из сильнейших в Европе. Собственный стиль – вот что отличает национальный кинематограф.

Отечественный стиль должен опираться на лучшие примеры классических работ советского периода. Это комедии Гайдая и Рязанова, сказки Нечаева, великолепный «Город мастеров» Владимира Бычкова, картины о войне подобные фильму Быкова «В бой идут одни старики», исторические экранизации классики в стиле блокбастера «Война и мир» Бондарчука Старшего. Перечислять можно долго.


"Война и мир", реж. Ф. Бондарчук, 1967 год

Во многих странах, достаточно давно и прочно сложилось твердое убеждение о высоком качестве стратегической советской продукции, например автомате Калашникова. Если сравнить качественное кино с оружием (а таковым оно и является), то стоит подумать о том, как создать аналогичный продукт в кинематографе, придать ему достойный вид и сделать привлекательным в глазах покупателей (т.е. зрителей). Причём сравнение с АК я выбрал не случайно. Потому что есть М 16, распиаренная по самое «не хочу», очень технологичная и т.д. и т.п. Но большинство населения земного шара почему-то предпочитают воевать с АК.


"Война и мир", реж. Ф. Бондарчук, 1967 год

Отечественному кинематографу не нужны гении, ему как воздух необходимы мастера. Необходимы профессионалы-сценаристы, режиссеры, актеры. Необходимы продюсеры умеющие рисковать и умеющие находить деньги, те творческие «авантюристы», которые не побоятся повернуть машину отечественного кинопроизводства в нужное русло, то есть лицом к простым людям. Необходимы специалисты, которые будут не только осваивать бюджетные деньги, думая о процентах откатов и своей зарплате, а не побоятся рискнуть всем ради достижения идеального результата.


"Шерлок Холмс и доктор Ватсон", реж. И. Масленников, 1979 год

В своё время польский режиссёр Ежи Гофман для съемок фильма «Огнем и мечом» не побоялся взять кредит в банке, сознавая риск и понимая его оправданность. Вряд ли такая идея возникала в мозгу отечественных режиссеров. Большинство из них пор считают главным оправданием своих провалов фразы о том, что им либо «не додали финансирования, либо зрители их не поняли, вот и результат не оправдал надежд». А между тем, зрители прекрасно всё понимают и голосуют за хорошие фильмы деньгами.


"Собака на сене", реж. Я.Фрид, 1977 год

Странно, но в последнее время, смотря очередной отечественный трейлер с красивыми кадрами, уже мало кто верит что увидит на экране шедевр. Как правило, эти кадры – единственное смотрибельное, что есть в том или ином фильме.


"Собака на сене", реж. Я.Фрид, 1977 год

Результат станет лучше лишь в том случае, когда режиссер лично заинтересован в конечном результате продукта, а не в том, чтобы просто потратить деньги и иметь возможность развести руками, сетуя на трудности процесса. Ибо кто хочет – ищет возможности, кто не хочет – причины.


"В бой идут одни старики", реж. Л. Быков, 1973 год

Отечественному кинематографу остро необходимы Герои, чьи яркие образы будут вызывать желание подражания. Так же, как мы в детстве играли в войну или в мушкетеров, современные дети должны играть в новых героев, воспитывающих в них благородство, мужество и патриотизм, а не вызывающих недоумение, смех и разочарование.


"Офицеры", реж. В. Роговой, 1971 год

Образы, не имеющие ничего общего с реальностью, убоги и набили оскомину. Дошло до того, что Железный Человек в исполнении Роберта Дауни более реален, чем герой любого отечественного кино последних лет.


"д'Артаньян и три мушкетера", реж. Г. Юнгвальд-Хилькевич, 1979 год

Молодежи необходим настоящий Герой. Такой, о котором хорошо расскажут, такой, в которого захочется играть, подражать его манерам, взахлеб рассказывать друзьям о его подвигах и цитировать фразы из кинофильма так же, как мы цитируем фразы из советских картин.


"Офицеры", реж. В. Роговой, 1971 год

Хороший фильм должен иметь понятный язык для человека любого возраста и вызывать желание пересмотреть его. Это как «Шерлок Холмс» Масленникова или «Место встречи…» Говорухина, где каждый кадр в своё время растащили на цитаты. Вспомните, давно вы растаскивали на цитаты какой-либо фильм последних лет?


"Собака Баскервилей", реж. И. Масленников, 1981 год

Такой фильм не создаётся хипстерами от кино, он создаётся ремесленниками и мастерами. И неважно, выдуманы ли те или иные герои или нет, результат должен сам по себе стать новой историей.


Александр Невский, реж. С. Эйзенштейн, 1938 год

Так же, как в своё время советском кинематографе был создан Эйзенштейном образ Александра Невского, где вымысел стал неотделим от реальности, в отечественном кинопроизводстве должен быть создан свой национальный герой, чей образ может стать не хуже образа Вильяма Уоллеса в исполнении Мела Гибсона в фильме «Храброе сердце», или генерала Максимуса из «Гладиатора» Ридли Скотта. Ни в первом, ни во втором, ни в третьем случаях никого не интересует, что эти герои крайне далеки от исторических прообразов, новая реальность принимается на веру.


"Место встречи изменить нельзя", реж. С. Говорухин, 1979 год

Не стоит также бояться ради создания образа идеального Героя привлечения лучших иностранных специалистов. Если уж австралиец Гибсон убедительно сыграл шотландца, то и француз с американцем смогут прекрасно сыграть русского. К примеру Жан Рено прекрасно сыграет советского лётчика, а Роберт Дауни вполне справится с ролью Жеглова.


"Место встречи изменить нельзя", реж. С. Говорухин, 1979 год

Такую важную часть, как сценарий фильма нужно доверить не хипстерам от кино, а лучшим представителям отечественной литературы, знающим как писать истории.


"Место встречи изменить нельзя", реж. С. Говорухин, 1979 год

Тогда в нашем кино наконец-то появится тот супер-фильм, который послужит примером подражания для всех и «проложит» дорогу к сердцу зрителя, указав правильный путь развития остальным.

В качестве примера хочу привести фильм Н. Михалкова «Сибирский цирюльник», снятый за французские деньги российским режиссером с привлечением лучших европейских сценаристов и голливудских звезд, таких как Джулия Ормонд и Эд Харрис.


"Сибирский цирюльник", реж. Н. Михалков, 1998 год

И пусть многие сейчас начнут плеваться в адрес этого фильма, нельзя отрицать тот факт, что народ валил на него в кинотеатры так же как на любой голливудский блокбастер.

Вполне реально осуществить нечто подобное ещё раз.


"Александр Невский", реж. С. Эйзенштейн, 1938 год

Тогда мы наконец-то получим своего Героя, сравнимого по воздействию на умы молодежи с голливудским. Героя, который будет нести наши идеи патриотизма, вселит во всех уверенность и «спасет мир», морально придя на помощь любому человеку.


"Александр Невский", реж. С. Эйзенштейн, 1938 год

Главное при этом, не допустить того, чтобы хорошая идея, была нивелирована и сведена на нет бесконечными препятствиями в лице бюрократических структур, «размазана», как маленький кусок масла по слишком большому куску хлеба, бесконечными урезаниями бюджета, непрофессионализмом и нежеланием снять шедевр, как это происходит во многих случаях.

"Тот самый Мюнхаузен", реж. М. Захаров, 1979 год

Необходимо стремиться к идеальному результату, который сторицей окупит все стремления, усилия и средства, потраченные на его достижение.

Все технические средства для этого есть и время давно пришло. Спасибо за внимание.


"Тот самый Мюнхаузен", реж. М. Захаров, 1979 год

Subscribe
promo rjadovoj_rus january 13, 2015 11:36 34
Buy for 50 tokens
Оригинал взят у mike_ermakov в Газета «Суть времени» Товарищи! Открыта очередная подписная компания на газету «Суть Времени». В газете публикуются серии аналитических статей по различным видам войн, ведущихся в России и мире. В частности, в газете…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment