rjadovoj_rus (rjadovoj_rus) wrote,
rjadovoj_rus
rjadovoj_rus

О разрыве лиричности и героичности в позднесоветских песнях

Оригинал взят у chichilimov в О разрыве лиричности и героичности в позднесоветских песнях


Татьяна и Сергей Никитины. Фото: vk.com

«Бойтесь музыки, инженер», — говорит один из героев немецкого писателя Томаса Манна. Говорит он это, конечно же, не случайно. Музыка таит в себе огромную силу. И, как считает герой, может быть порой крайне опасна. Музыка может как возвышать, вдохновлять, вочеловечивать, так и низвергать, растлевать и уничтожать. Это понятно.

В этом смысле хотелось бы поговорить вот о чем. Татьяна и Сергей Никитины. Каждый, неверное, знает кто они такие. Это авторы и исполнители песен в позднесоветский период. Крайне популярные. Если читатель не знает самих Никитиных, то наверняка слышал одну из их песен. Уж «Александру» из фильма «Москва слезам не верит», я полагаю, слышал каждый.



Или вот песня «Диалог у Новогодней ёлки».



Фильм «Старый новый год», который мы обсуждали на нашем клубе, начинается с их песни «Снег идёт».



То есть понятно. Никитины, с одной стороны, сами весьма популярны, с другой — их песни играют в популярных фильмах. И сейчас я попытаюсь показать, что подобные песни имели прямое отношение к тому что случилось потом — развалу страны.

Почему развалился СССР? По нескольким причинам. Одна из главных: советских народ решил, что, мол: «Надоела эта вечная война, борьба!», «Дайте пожить, наконец!», «Однова живем!» и т.д. А как так получилось? Откуда эти мысли о расслаблении (можно сказать демобилизации) взялись? Берусь утверждать, что взялись они, в том числи, из таких вот песен, как у Никитиных.

Дело в том, что их песни переполнены тем, что называется лиричностью. Они душевные, про любовь и тому подобное. Но насколько они душевные, настолько же и бездуховные. В них нет никакого героического действия. Есть только желание хорошо, счастливо жить.

Конечно, в желании хорошо и счастливо жить нет ничего плохого. Но такая жизнь не дается просто так. Ее надо завоевать. Соответственно, в жизни должно быть место подвигу, который эту счастливую жизнь завоевывает. А в песнях Никитиных подвига нет. Вообще нет. Предлагаю читателю еще раз переслушать песни в начале статьи и убедиться в этом.

Получается, в песнях Никитиных лиричность, отрывается от героичности. Героичность стоит отдельно, как нечто чужое, непонятное, «государственное» я бы сказал. То есть то, что к людям обычным отношения не имеет.

Есть и обратное явление. Когда в советской песне поется только о «героической», «государственной» составляющей. Вот пример.



И это тоже плохо. Не знаю, могу ли я передать, насколько это песня пошлая. Но над этим читателю предлагаю поразмыслить самому. Тут же я скажу, что в этой песне нет лирики, души. Одно сплошное действие и показной «героизм».

Итак. Мы видим, что в рассмотренных песнях налицо некий разрыв. Разрыв между лирикой, душевностью и героизмом, духовностью. Разрыв между душой и духом. Душа, оторванная от духа, хочет только спокойно и счастливо жить, лишь бы никто не трогал. Дух, оторванный от души, хочет что-то делать, но не знает что и во имя чего.

Это происходит не случайно. Душа, лишившись опоры духа, или лиричность, оторванная от героичности, начинает менять человека. Он становится крайне восприимчив к так называемой «смертной болезни». То есть к осознанию того, что человек смертен. И появляется желание «просто пожить». Никакой борьбы. Как жить? Жить, окунувшись в оргию потребления. Только она, в данном случае, может заглушить боль от осознания, что ты смертен.

Это и произошло с советскими гражданами, слушавшими Никитиных. Кто этих Никитиных к советским гражданам подпустил — отдельный вопрос. Мы его еще как-нибудь коснемся. А сейчас же ясно, что наши соотечественники, лишившись духа, захотели пожить. Это самое «пожить» советская социалистическая экономика не предусматривала. Поэтому понадобился капитализм. Что было дальше — мы видим.

Понятно, что эти два начала (лиричность и героичность) должны сочетаться. И они сочетались раньше! Раз уж мы рассматриваем проблему (а я бы назвал ее идеологической диверсией) под углом песен, то вот пример песни, в которой сочетается героичность и лиричность.



Чувствуете, да? Тут есть и лирика (девушки, природа) и героика (работа). Это довоенная песня. И трогает она совершенно иначе, чем песни Никитиных. Приведем такую же военную песню.



Отсюда вывод. Душу и дух надо сочетать. Чудовищный разрыв лиричности и героичности, созданный в том чилсе Никитиными, надо сокращать. Иначе потеряем последнее.



Subscribe
promo rjadovoj_rus january 13, 2015 11:36 34
Buy for 50 tokens
Оригинал взят у mike_ermakov в Газета «Суть времени» Товарищи! Открыта очередная подписная компания на газету «Суть Времени». В газете публикуются серии аналитических статей по различным видам войн, ведущихся в России и мире. В частности, в газете…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments