rjadovoj_rus (rjadovoj_rus) wrote,
rjadovoj_rus
rjadovoj_rus

Заметки из детского сада

Что такое товарищество и взаимопомощь. Этому надо теперь учить. А вот раньше было не надо. Почему? Потому что дети видели это вокруг себя. А сейчас - не видят.

Оригинал взят у nushakul в Заметки из детского сада.

А вы помните, вас учили этому в детстве?

тихий час

Что делает воспитатель?   Воспитывает. 
А что же такое воспитание?
В данной заметке я хочу поговорить о нравственном воспитании.

1.     Нравственное воспитание [по определению Козловой С.А. и Куликовой Т.А.] – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям всего человечества и конкретного общества.

2.     Моральные ценности - это этические идеалы, высшие принципы человеческой жизни. В качестве нравственных ценностей  почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм.

3.     Любая нравственная ценность предполагает наличие соответствующих регулятивов поведения или, говоря проще, правил поведения. Каждый человек осознанно или неосознанно выбирает в пространстве культуры те из моральных правил, которые наиболее подходят для него.
Но есть система общепризнанных нравственных правил (регулятивов), обязательных и признанных всеми в обществе. Это нормы морали.

4.     А что же побуждает человека соблюдать эти правила, вести себя в соответствии с нравственными принципами?

-сила обычая (веду себя как все, «по обычаю», все так делают).
(Хотя на самом деле не обычаи определяют нравственные принципы, а наоборот, нравственные принципы реализуются в обычаях).


- общественное мнение, которое действует или методом поощрения (похвала, одобрение и т.д.)  или наказания (критика, неприятие, отказ от общения и т.д.)

- саморегуляция -  изученные внешние правила, нормы, нравственные правила принимаются человеком и становятся его внутренними принципами, определяющими «что такое хорошо и что такое плохо».

От теории обратим взгляд к практике. Вернемся к детям, в мой любимый детский сад.

Я помню, что в детстве мне рассказывали о любови  к Родине, уважении к старшим, о подлости, о героизме, о добре и т.д.

Но я не помню, чтобы в детстве меня учили взрослые, как надо честно и открыто шалить, я не помню, чтобы кто-то из взрослых рассказывал мне, что надо кричать «шухер», когда в дверях появляется «воспиталка».

Я же постоянно оказываюсь в ситуации, когда приходится учить детей взаимодействовать «против» меня, воспитательницы. Абсурд?

Начало тихого часа. Дети уже пообедали, кто-то раздевается на стульчике в группе, кто-то бредет по «ортопедической дорожке» в спальню.

Особо активные шустрики уже умяли первое, второе, компот, хлеб и компот соседа (шутка), прополоскали рот, пописали, промчались по дорожке пару раз, потом пару раз в обратную сторону, легли, вскочили, перепрыгнули «шипастую тропу» и наконец-таки дождались напоминания воспитателя, что в спальне мы спим, а не разговариваем, и уж тем более, не прыгаем.

Я, как воспитатель, отлично понимаю, что сейчас для детей началось  «самое интересное». Это же классно, пока «Михална» там тарелки няне подает и медленных подгоняет, можно и песенку спеть, и одеяло поподкидывать, и с соседкой потолкаться. Ощущение того, что делаешь что-то наперекор правилам,  делает эти действия сладкими и самыми приятными.

В рамках разумного, конечно. Ведь все знают, что как только последний ребенок зайдет в спальню, придется угомониться и выполнять правила, против которых особо ничего и не имеешь
J. И я ценю эти моменты, потому что в эти моменты дети учатся быть смелыми, непокорными и это очень важно.

Но, дети есть дети, и часто они заигрываются и надо их остановить, спокойно, но, правила нерушимы – нельзя шуметь в спальне после «отбоя», значит нельзя. И точка.

Слышу,  поет песню моя красавица Катерина. Хорошо так поет, с чувством, под одеялом. Лампы под потолком потрескивают от силы голоса. Красота!
Захожу в спальню и спокойно иду к оперной диве.

Рядом лежит ее подружка. Она тоже подпевала, но без одеяла на голове, поэтому мое приближение она видит еще издалека, даже до входа в спальню. Лежит, смотрит на меня красивыми карими глазами, приличная такая, почти спит наяву и даже не пытается остановить свою подружку. Не толкнуть в бок, не выпалить «воспиталка идет». Знает, что буду «ругать» ее соседку и молчит.

Думаете специально? Из вредности? Думаете, это подлость? Нет! Она просто не знает, что надо предупредить товарища. Она не знает, не чувствует интуитивно, что прежде всего – товарищество, чувство локтя, дружба, поддержка и умение разделить наказание на двоих, чтобы подруге досталось меньше.

И в итоге для этой кареглазой красавицы становится открытием то, что ее поступок действительно возмутительный, ужасный, действительно ПРОСТУПОК. А оперная певица отделывается легким замечанием.

И такие случаи не единичны. Получается, что в наборе нравственных правил (регулятивов), которые дети осознанно или неосознанно выбирают в современном пространстве культуры,  нет правил, учащих ставить общественное выше личного.
Над этим нам всем стоит работать и работать!  


Subscribe
promo rjadovoj_rus january 13, 2015 11:36 34
Buy for 50 tokens
Оригинал взят у mike_ermakov в Газета «Суть времени» Товарищи! Открыта очередная подписная компания на газету «Суть Времени». В газете публикуются серии аналитических статей по различным видам войн, ведущихся в России и мире. В частности, в газете…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments