rjadovoj_rus (rjadovoj_rus) wrote,
rjadovoj_rus
rjadovoj_rus

Оружие, которым нас будут убивать

А мы даже не дёрнемся. Просто потому, что будем считать, что это наше развитие

Оригинал взят у olga_vetluga в Культура vs. социокультурная технология

2

Мы ранее обращались к семинару для работников культуры, прошедшему в декабре 2014 года в городе Красногорске. В программном докладе, зачитанном на семинаре, в качестве приоритетного вида инноваций было обозначено социокультурное проектирование. По словам Т.В. Козловой, главного докладчика семинара, «социокультурный проект – это проект, который решает проблемы социума средствами культуры». Всем домам культуры было в жесткой форме рекомендовано переходить на работу по проектам.

Здесь сразу бросается в глаза то, что культура рассматривается как инструмент, используемый для оказания воздействия. Какого воздействия – не уточняется. Какие проблемы социума - тоже не уточняется. Проблемы могут быть самыми разными, в том числе весьма далекими от культуры.

Также, Т.В. Козлова деликатно избегает называть вещи своими именами, а именно, что так называемое социокультурное проектирование есть социокультурная технология, о чем имеется обширная литература. Социокультурная технология есть гуманитарная технология. Но технология – это… как бы сказать… в общем, уже не совсем культура.

Поясним. Например, в учебном пособии «Основы социокультурного проектирования» Маркова А.П. и Бирженюка Г.М., вышедшем в 1997 году, приведено прелюбопытное сравнение.

Сначала о культуре. Процитируем: «Смысл культурной деятельности заключается в ее “улучшающем” характере, в “культивировании” всех составляющих человеческого бытия, в способности выводить человека за свои пределы в форме целеполагания, конструирования идеального образа человека и мира». Полностью согласимся.

Теперь о проектной деятельности: «Проективная… деятельность относится к разряду инновационной, творческой деятельности, ибо она предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать».

Нас тут интересует то, что технология, в отличие от культуры, не имеет «возвышающей» функции. Она беспристрастна. Иными словами, это обоюдоострое оружие, которое можно использовать как для «улучшения», так и для «ухудшения» качества человека в зависимости от поставленной задачи. Вопрос: зачем использовать ее для улучшения человека, если для этого есть культура? Остается ухудшение. Или превращение в другой, не улучшенный объект.

Итак, мы разобрались, что социокультурное проектирование является гуманитарной технологией.
Про гуманитарные технологии уже давно пишут открыто, не загораживая их некрасивую суть вуалью. Например, в статье М.В. Силантьевой, напечатанной в сборнике материалов конференции «Славянский мир в третьем тысячелетии. Россия и славянские народы во времени и пространстве», прошедшей в мае 2009 г. в Москве, указано, что за понятием гуманитарных технологий стоит особая «философия».

Автор цитирует определение гуманитарных технологий О.С. Мартьяновой: это «новый тип управления процессами через влияние, мягкое взаимное воздействие сторон, групп и отдельных лиц друг на друга, при котором средства прямого авторитарного давления не рассматриваются в качестве инструмента управления».

Вот, собственно, и все. У нас теперь мягкое управление без прямого авторитарного воздействия для изменения качества человека и решения проблем социума называется приоритетным направлением для развития учреждений культуры. Как говорится, приехали.

В качестве образцового социокультурного проекта Т.В. Козлова обозначила музей «Коломенская пастила» в г. Коломна Московской области, который:

а) производит продукт по цене, недоступной для местного населения, который в виде туземных сладостей в красивых коробочках отправляется в Англию. Аккурат как возили всякую экзотическую продукцию из Индии (это называлось «колониальные товары»). Организаторы музея, как выяснилось, прозрели и воспылали любовью к местным «забытым» рецептам после прохождения курса обучения в уже упомянутой Англии, после чего и создали этот социокультурный проект.

б) организует театрализованные дегустации. Собственно, «культурное» наполнение ограничивается описанием истории и технологии приготовления этого лакомства и того, какой его вид предпочитали известные писатели.

Говорить о «возвышающем» воздействии не приходится. Какие социальные проблемы решает музей – тоже неясно. А вот «мягкое воздействие», которое оказывают прошедшие театральную подготовку экскурсоводы-официанты, стимулирующих «потребительское поведение» посетителей, налицо.
Ну и где здесь культура?

ПыСы. Невозможно удержаться от сравнения. Недавно министр культуры Мединский предложил библиотекарям совмещать свои традиционные функции с функциями продавцов напитков в кафе, которые предполагалось открывать в библиотеках. Как показательно. Но одно дело – официантку научить рассказывать о сладостях, и совсем другое – библиотекаря заставить работать официантом.

Subscribe
promo rjadovoj_rus january 13, 2015 11:36 34
Buy for 50 tokens
Оригинал взят у mike_ermakov в Газета «Суть времени» Товарищи! Открыта очередная подписная компания на газету «Суть Времени». В газете публикуются серии аналитических статей по различным видам войн, ведущихся в России и мире. В частности, в газете…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments