rjadovoj_rus (rjadovoj_rus) wrote,
rjadovoj_rus
rjadovoj_rus

Иди и смотри. Левиафан.

Оригинал взят у kaysyn в Иди и смотри. Левиафан.

1380394593_3

На прошедшей встрече  киноклуба  «Суть Времени Киров» наша ячейка совместно с гостями просмотрела фильм Элема Климова «Иди и смотри».
Этот фильм с одной стороны исполнен в стилистике предельного реализма, а с другой стороны насквозь пропитан символами. И, как показало последующее обсуждение,  фильм справляется с теми задачами, которые ставил перед собой его режиссер.

Через психологическое напряжение фильм вызывает высокий по накалу эмоциональный отклик.  Вектор обсуждения задала неожиданная реплика нашего гостя о том, что этот фильм вызвал у него отторжение, ассоциируясь с вырождением киноискусства  в позднесоветский период. И как логический вывод из этого - наследственность современных «левиафанов» к подобному советскому творчеству. Это резюме вызвало эмоциональную и живейшую дискуссию.


Действительно, даже для подготовленного зрителя фильм оказывается  сложным и неоднозначным. В нем нет классического героя, в нем нет подвига, в нем нет деятельного противодействия злу. По сюжету фильма идет медленное, но неумолимое нагнетание ужаса, мрака, боли; вползает особая война. Война не за ресурсы, земли, не за богатства – война за право на существование. Об этом говорит в конце фильма немецкий офицер: « С детей начинается все. Вас не должно быть. Не все народы имеют право на будущее. Низшие расы плодят заразу коммунизма. Вас не должно быть, и миссия будет исполнена. Сегодня или завтра». Вот она предельная  и окончательная позиция зла в этой войне. Как оказалось, режиссер оказался прозорлив, предугадав, что война еще не окончена.

Центральный символ в картине - это расстрел Флеры портрета Гитлера: каждый выстрел как бы поворачивает время вспять, к началу возникновения этого предельного зла. И Флера останавливается только перед младенцем. Вот вокруг чего мы ломаем копья. Здесь кроется смысл нового гуманизма, смысл коммунизма, здесь наш символ веры - вера в человека. Тогда мне стал понятен тот факт, почему люди вступали в ряды коммунистов в этой особой метафизической войне. Именно на этой войне они понимали это предельное различие между добром и злом, понимали значение той священной войны, которую они вели.



Гитлер, как воплощение Зверя, был порожден чревом капитализма,  роковой неотвратимостью развития идеи господства - доминанты западной идентичности. Имено эта идентичность, скурпулезнейшим образом исследуемая в цикле "Судьба гуманизма 21 века",  на протяжении тысячелетий,  ради своего господства, подкашивала естественный процесс исторического развития других народов, стран, цивилизаций: Индия, Китай, Америки, Россия, Восток - им несть числа. И Гитлер было порождением этой идентичности. А ведь в молодости он был художником, пусть и несостоявшимся.

И значит первоначально обладал замечательными человеческими качествами: живостью ума, любознательностью, воображением. Но именно на гребне девятого вала издыхающего проекта  Модерн, Гитлер, сообразно окружающей порочной среде, обратил  свое воображение, свой талант,  остроту ума во служение злу. И как князь из ада промчался по миру, сея смерть и разрушение.
.
В процессе обдумывания ответа  на «проклятый» вопрос о различии Климова от современников, вновь вернулась мысль о цели искусства, о его роли в жизни общества.  И в качестве матафоры родился образ искусства , как врачевателя.  Исполняя такую функцию, искусство должно держать руку на пульсе, наблюдать процессы, прозорливо предугадывать будущие осложнения, применять то или иное лекарство.

Любой фильм необходимо рассматривать в контексте его времени, в контексте происходящих социальных процессов.
Фильм «Иди и смотри» был выпущен в 1985 году, в предперестроечное время. Это было время омертвления коммунистической идеи, много раз упрощенной, извращенной и выхолощенной. Общество впадало в философское и мировоззренческое удушье. И в то же время образ запада становился все более ярким и притягательным. Возникала проблема понимания: за что же бились и воевали наши отцы и деды, за что страна положила на алтарь Победы 28 миллионов своих граждан?

Потребовалась новая сложность для ее понимания. Поэтому Климов, как мне кажется, чувствуя и омертвление прежней идеи и  самого общества,  через центральную смысловую сцену расстрела фотографии Гитлера,  задал в своем фильме новую глубину понимания сути той метафизической войны. И  пусть он не предовратил падения своего народа, но этим с этим фильмом он достойно встает в ряд подвижников традиции русского искусства.

Так в чем же принципиальное отличие современных уродов «Левиафанов»? Сторонники и защитники таких фильмов апеллируют к тому, что через призму кино общество посмотрит на себя, ужаснется и начнет самоизлечиваться. Это неверная рецептура. Такое «лекарство» можно прописывать заболевающему, но еще здоровому обществу: А если оно находиться в состоянии еле дышащего, немощного, покрытого струпьями и коростами? Тогда такое искусство можно рассматривать только в одном качестве – беспощадное полоскание скальпелем по этому, еще живому телу.

В чем же должна сегодня состоять задача искусства? О чем раз за разом спрашивал наш гость? Что должно сделать, чтобы немощный, поедаемый червями нашими деятелями искусства,  спящий богатырь наконец пробудился от своего тяжкого сна, после встал и пошел? Но куда? Зачем? Для чего?
Вот что требуется  сегодня - целеполагание, путь, его направление, смысл. Что было у того расслабленного, которого излечил Христос? Вспомним, что было сказано у Матфея: «По вере вашей да будет вам». Вот что было у немощного - жгучая, страстная вера.

И чудо состояло не только в том, что Христос его исцелил, для  него это малое дело. Настоящее чудо совершил и сам немощный, потому что уверовал. Уверовал так, что преодолел свою немощь. И такая вера- вот подлинное чудо!  Поэтому задача искусства на сегодня состоит не в том, чтобы полосовать тело по живому (наш народ, как правдоискатель, вполне осознает свое падшее состояние), цель сегодня - возродить эту веру, веру в исцеление, веру в то, что невозможное возможно: « Дерзай Чадо... Встань и иди!». Вот это будет настоящее живое искусство. Только таковое оно станет «живою» водой , и созиждет  столь ожидаемое русское чудо.
Subscribe
promo rjadovoj_rus january 13, 2015 11:36 34
Buy for 50 tokens
Оригинал взят у mike_ermakov в Газета «Суть времени» Товарищи! Открыта очередная подписная компания на газету «Суть Времени». В газете публикуются серии аналитических статей по различным видам войн, ведущихся в России и мире. В частности, в газете…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments