rjadovoj_rus (rjadovoj_rus) wrote,
rjadovoj_rus
rjadovoj_rus

Зомби и Джули. Смерть поедает любовь

Явно пытаются переделать человека в какое-то другое существо. Для этого ломают все моральные запреты.

Оригинал взят у fedotov1384 в Зомби и Джули. Смерть поедает любовь.

Тепло наших тел 1

Сотни фильмов сняты на тему «зомби» в современном кинематографе, их количество растет, а транслируемые с экрана образы все больше и глубже укореняются в массовой культуре. Разгадка роста популярности этих образов может помочь раскрыть важные тенденции в преображении современной культуры. Показательным является проявление феномена «зомби» в фильме «Тепло наших тел».

В 2013 году в широкий прокат вышел фильм режиссера Джонатана Ливайна «Тепло наших тел» (экранизация одноименной книги американского блогера Айзека Мариона), сюжет которого повествует о драматических отношениях парня по имени «Р» и девушки Джули. На первый взгляд может показаться, что перед нами очередная интерпретация великой трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта», перенесенная во времена постапокалипсиса. И несмотря на то, что в фильме можно обнаружить намеки на произведение Шекспира, не стоит делать поспешных выводов. Игра создателей фильма с образами великой трагедии является заигрыванием со зрителем на фоне очень специфического сюжета, никак с классическим произведением не связанным. Повествование в фильме происходит от лица главного персонажа («Р»), который влюбляется в девушку Джули. Но специфика ситуации состоит в том, что главный персонаж фильма - это зомби.

Феномен «зомби» на протяжении долгого времени в массовой культуре олицетворяет смерть, разложение, тлен. Самое распространенное определение понятия «зомби» - это оживший мертвец (название и содержание понятия связывают с африканскими религиозными культами вуду). В этом смысле оживление не выходит за рамки телесности, никак не связано с духовным возрождением и преображением человека (название фильма «Тепло наших тел» апеллирует к телесности). В большинстве фильмов такие «ожившие» трупы, олицетворяющие смерть и разложение, начинают охоту на людей, стоящих на защите жизни и развития человечества. Этот архитипический конфликт между жизнью и смертью, добром и злом получил в современной культуре новую форму воплощения.   

В ситуации постмодерна стали размываться границы добра и зла, романтизироваться смерть и разложение. В рамках этой тенденции начинает происходить моральная реабилитация всяческой нежити (вампиров, зомби и др.), воплощающихся на экранах в образах главных положительных героев. Фильм «Тепло наших тел», несмотря на всю свою неоднозначность и ироничность, раскручивает маховик культуры смерти.

Повествование в фильме ведется от лица зомби, который живет в терминале аэропорта в окружении других мертвецов. На протяжении всего фильма он откровенно делится со зрителями всеми своими размышлениями, проблемами, сомнениями. Главный персонаж («Р») и окружающие его зомби мало похожи на распространенные в массовой культуре образы зомби-убийц. Режиссер с помощью легкой иронии, грима, популярной музыки и душещипательных повествований создает свой художественный мир, в котором зомби должны вызвать у зрителя симпатию и жалость. Даже, несмотря на то, что они питаются людьми, но ведь сами же они «от этого не в восторге». Но есть в этом мире еще другие существа, которые, видимо, испытывают восторг от поедания людей. Это скелеты, потерявшие надежду, разложившиеся зомби. Именно они по замыслу режиссера должны вызывать ужас и ненависть. В основе фильма лежит идея разделения: на обычных людей, на обычных зомби и зомби-скелетов.

Тепло наших тел 2

«Обычные» зомби, бессмысленно слоняющиеся в одиночестве, на первый взгляд, могут вызвать у зрителей какую-то симпатию. Но все иллюзии пропадают, когда зомби, одержимые жаждой плоти, выходят охотиться на людей. В процессе одной из таких охот главный герой фильма встречает свою будущую возлюбленную Джули и её друзей. С друзьями девушки зомби творят страшные вещи, раскрывающие перед нами самую распространенную сущность этих образов. А вот девушку Джули главный герой спасает, убивая перед этим её парня. Эта сцена является ключевой для понимания содержания всего фильма.

На глазах зрителей фильма происходит жестокое убийство возлюбленного Джули, извлечение и пожирание его мозга главным персонажем «Р». Благодаря употребленным в пищу частям, главный персонаж начинает видеть воспоминания убитого им парня, самые яркие из которых связанны с девушкой Джули. И чтобы дальше не происходило между «Р» и Джули - её спасение, его оживление, чувство любви, раскаяние и прощение, все это будет нести на себе кровавый отпечаток расколотого черепа и вынутых мозгов человека (возможно, что все дальнейшие действия "Р" были вызваны воспоминаниями убитого им парня).

Все попытки авторов фильма списать такое поведение главного персонажа на его зомбированность и одержимость жаждой плоти неубедительны и беспомощны (все равно, что оправдывать маньяка за его одержимость убивать). Еще более чудовищными являются попытки оправдать Джули за любовь к убийце своего возлюбленного тем, что к моменту смерти её парень так изменился, что любовь к нему угасла. И что это меняет? Ведь не может счастье быть построено на крови! И можно ли вообще главному персонажу фильма очиститься от рек крови и поедания теплой плоти? Какой путь искупления нужно пройти персонажу «Р», чтобы доказать себе, возлюбленной и всем зрителям свое духовное преображение? Но этот фильм не об искуплении, а о любви, которая, по замыслу создателей, должна возродить человека к жизни. Но любовь возрождает лишь работу сердца и делает тело теплым. Идиллическая картина, выстроенная на крови, подрывает саму идею любви и духовного возрождения.

В фильме «Тепло наших тел» картина бессмысленного прозябания зомби в терминале аэропорта намекает на прозябание общества потребления, законам которого и бросает вызов главный персонаж. Он не съедает понравившуюся девушку, а спасает её. По сюжету фильма этот шаг должен изменить самого героя, более того он должен изменить всех окружающих его зомби - возвратить их к жизни. Возвращение к жизни человека (пусть и ограниченное рамками телесности), происходящее благодаря любви, стоит ближе к идее гуманизма, чем горы уничтоженных инфицированных неизвестным зомбовирусом людей в фильме «Мировая война Z». Но есть в фильме «Тепло наших тел» зомби-скелеты, лишенные возможности преображения. Именно это разделение и сводит на нет хоть какой-то гуманистический пафос фильма, потому что есть те, кто способен измениться, а есть другие - обреченные на уничтожение без какого-либо сожаления.

Все больше снимается фильмов, создается компьютерных игр, детских игрушек. Виртуальные образы прорываются в реальность в виде многочисленных молодежных флешмобов, изображающих прогулки зомби по центральным улицам и проспектам городов («парады зомби»). Что же может означить рост популярности темы "живых мертвецов"?

Парад зомби

В самом первом приближении феномен "зомби" может отражать психологию общества потребления – одержимость и жажда вещественным (омертвевший труд), культ телесных удовольствий, бессмысленность и духовное разложение. Общество потребления в отражении современного кинематографа предстает в образе толпы разлагающихся и бессмысленно слоняющихся трупов, одержимых жаждой потребления человеческой плоти.

На фоне толкающихся и гниющих зомби, стремящихся пожрать всех, из числа живых выделяются самые креативные и героические представители человечества, которые бросают монстрам вызов и крошат их в чудовищных масштабах. Через массовую культуру постепенно создается особая идентичность - "зомби", которая вступает в конфликт с фундаментальной идентичностью - "человек". Закладываются предпосылки конфликта между ними в реальности, а не только в кинематографе и компьютерных играх.

Идентичность "зомби" начинает ассоциироваться в сознании людей с угрозой существования всего человечества. В кинематографе эта идентичность и угрозы служат оправданием уничтожения нелюдей-зомби. Но содержание понятия "зомби" постепенно смещается от образа ожившего мертвеца-убийцы к образу случайно инфицированного вирусом живого человека, одержимого и страдающего жаждой плоти. В этом аспекте создание ярлыка "зомби", дающего право на уничтожение другого, работает на развитие темы фундаментального неравенства в современной культуре.

Но самым глубоким аспектом подобных фильмов является романтизация смерти, разложения и деструкции. Смерть в образе зомби врывается в современную культуру и пожирает её изнутри.

Subscribe
promo rjadovoj_rus january 13, 2015 11:36 34
Buy for 50 tokens
Оригинал взят у mike_ermakov в Газета «Суть времени» Товарищи! Открыта очередная подписная компания на газету «Суть Времени». В газете публикуются серии аналитических статей по различным видам войн, ведущихся в России и мире. В частности, в газете…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments