rjadovoj_rus (rjadovoj_rus) wrote,
rjadovoj_rus
rjadovoj_rus

Духовная жизнь учителей и учеников: разработки Сухомлинского и современность

Оригинал взят у flojolet в Духовная жизнь учителей и учеников: разработки Сухомлинского и современность



Если начинаешь говорить с современными учителями об их свободном времени, то неизбежно в ответ получаешь жалобы на то, что нужно заполнять два журнала (электронный и бумажный), бесконечно отчитываться обо всех проведенных мероприятиях, собирать унизительные портфолио (как будто разговор с супермоделью, а не учителем). Проблема свободного времени стояла перед учителем всегда, и так или иначе во все времена осмысливалась. Сегодня учитель – это работник сферы услуг, так как образование из сферы государственной стратегической необходимости перешло в эту унизительную сферу - услуги. Зачем работнику сферы услуг свободное время? Да такой вопрос и вовсе не стоит.
На этот вопрос В.А. Сухомлинский давал однозначный ответ: свободное время учителю жизненно необходимо.


«Учитель готовится к хорошему уроку всю жизнь… Такова духовная и философская основа нашей профессии и технологии нашего труда: чтобы открыть перед учеником искорку знаний, учителю надо впитать море света, ни на минуту не уходя от лучей вечно сияющего солнца знаний, человеческой мудрости».

Много ли мудрости в бесконечных отчетах? Отчеты нужны, и Сухомлинский дает практические советы, какие именно отчеты и бумажную работу от учителя требовать, а какую завучи и директора должны делать сами. По его мнению, учитель должен быть загружен дополнительной  работой (методическая работа, педагогический совет, внеклассная работа) не более двух дней в неделю после уроков. Свободное время учителя также сильно зависит от того, в каких семьях воспитываются дети. Семье следует воспитывать в детях трудолюбие, и тогда у учителя нет надобности в преодолении отставания одних учеников от других. Это, конечно, проблема всего общества, а не только учителя. Но в Павлышской школе учителя работали и с родителями.

«Один из самых опасных пороков школьной жизни – нравственное иждивенчество. Выражается оно в том, что в сознании ученика утвердилась мысль: за то, что я плохо учусь, отвечает учитель».

В современной школе эта мысль утвердилась не только в голове ученика, но и в голове всей вышестоящей над учителем администрации. Учитель сегодня не может поставить ученику двойку, так как это будет отражено в показателях школы и грозит учителю разного рода наказаниями вплоть до увольнения.

Но вернемся к Сухомлинскому. Как же, по его мнению, учитель должен воспользоваться свободным временем?

«Как можно больше времени для самостоятельного чтения, для духовного общения с важнейшим источником культуры – книгой. Это основа основ духовной жизни коллектива».

Интерес и уважение к книге Сухомлинскому удалось создать в своей школе путем постепенного вовлечения учителей в чтение разных книг по педагогическим, социальным, нравственным, культурной проблемам. Книги постоянно появлялись на стенде в учительской, читались учителями, обсуждались, проводились доклады, на которые неизменно добровольно приходили все учителя и даже старшие ученики. Пробуждение интереса к книге – это именно коллективная работа. В конце концов, учительскому коллективу стала ясна необходимость пропаганды книги среди учеников.

«Педагогический коллектив задумался над тем, что читают наши воспитанники, какие люди становятся для них идеалом, образцом. Мы пришли к выводу о необходимости такого руководства внеклассным чтением, которое бы формировало нравственный идеал каждого ученика».

Кажется, что 50 лет назад приохотить детей к чтению было гораздо проще, ведь не было такого количества развлекательной техники. Но с этой же проблемой столкнулся и Сухомлинский.

«Много лет назад мне не давала покоя мысль: почему подростки, юноши и девушки с нежеланием читают хорошую книгу, и художественную, и особенно научную? <…> Когда я все больше присматривался к тому, что и как читают подростки, юноши и девушки, я убедился: многие не знали, что такое настоящее чтение – вдумчивое проникновение в смысл книги. Многие знали только одно чтение – чтение учебника».

Я бы к этому наблюдению добавила отсутствие культуры чтения в семьях. Родительский пример очень важен.
Для того, чтобы решить эту проблему, в Павлышской школе была создана «Комната мысли», которая представляла из себя небольшой читальный зал. В комнате стоял шкаф, в котором были собраны книги о жизни выдающихся людей, героях, мужественных людях.

«Здесь было несколько десятков книг о мужестве и непоколебимости людей, которые предпочли смерть и лишения отказу от истины, - Джордано Бруно и Александра Ульянова, Юлиуса Фучика и Камо. Мусы Джалиля и генерала Карбышева. Книги о мужественных людях – это энциклопедия воспитания юношества».

Всех ли перечисленных героев знают взрослые читатели этой статьи?

Сначала «Комнату мысли» посещали мало, но со временем она стала более посещаемой. Думаю, что сегодня задача привлечения учеников к таким комнатам будет намного сложнее. Однако, по моему мнению, если запретить в школе пользоваться гаджетами, то есть надежда.
Эксперимент с «Комнатой мысли» не закончился оборудованием ее только героической литературой. Впоследствии был организован шкаф с естественнонаучной литературой для того, чтобы развивать в детях наклонности к какой-либо науке.

Интерес к книге у учеников выражается в отношении к библиотеке и наличии личной библиотеки. Не буду писать много горьких слов о том, что муниципальные библиотеки переорганизовывают теперь в досуговые центры, не располагающие к чтению. Лучше приведу цитату Сухомлинского:

«Ваш воспитанник кончает школу. Сколько у него книг в личной библиотеке? Если на его полке только школьные учебники, <…> плохо вы воспитывали его. Личная библиотека – это зеркало и источник духовной культуры».

А сколько книг в вашей личной библиотеке, и какие они? Автор этих строк несколько лет назад осознала при переезде, что от большой части книг нужно избавиться – книги однодневки, только для одного прочтения, не стоящие того, чтобы запаковывать их и бережно перевозить. Казалось бы, что такие книги подтверждают мысль о том, что в наш цифровой век шкафы и полки для книг вообще не нужны – есть ведь цифровые книги. Но есть ведь и другая литература – книги, к которым хочется возвращаться снова и снова. Только с такими книгами возможна духовная жизнь и развитие.

В статье использованы цитаты из книги В.А. Сухомлинского «Разговор с молодым директором школы», беседа третья «Духовная жизнь школьного коллектива».

Subscribe
promo rjadovoj_rus january 13, 2015 11:36 34
Buy for 50 tokens
Оригинал взят у mike_ermakov в Газета «Суть времени» Товарищи! Открыта очередная подписная компания на газету «Суть Времени». В газете публикуются серии аналитических статей по различным видам войн, ведущихся в России и мире. В частности, в газете…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments