rjadovoj_rus (rjadovoj_rus) wrote,
rjadovoj_rus
rjadovoj_rus

Categories:

АПОСТОЛ И УЧИТЕЛЬ

Оригинал взят у petr_kargin в АПОСТОЛ И УЧИТЕЛЬ


Хосе Хулиан Марти-и-Перес, 28 января 185319 мая 1895

Прологом Кубинской революции стал штурм казармы «Монкада» в городе Сантьяго-де-Куба. Группа молодых кубинцев во главе с Фиделем Кастро атаковала солдат проамериканского диктатора Батисты, захватившего власть на Кубе путем государственного переворота 10 марта 1952 года.

Штурм не удался, многие его участники погибли – меньшинство в бою, большинство – были расстреляны теми, кто их захватил. Уцелевшие были брошены за решетку, в том числе и Фидель Кастро.

- Кто подстрекал вас к восстанию? – спросил его следователь на допросе.

- Хосе Марти! – ответил Фидель.

Потом был суд, на котором Кастро произнес свою знаменитую речь «История меня оправдает!», ставшую фактически программным документом Революции. И в этой речи он вновь неоднократно говорил о Хосе Марти.

Что именно в наследии Хосе Марти вдохновило кубинских революционеров? Почему народ Кубы называет его Учителем и Апостолом независимости?

И чем наследие его может быть ценно для нас, в России, где стоит задача формирования новой, подлинно патриотической интеллигенции, поскольку большинство той, что имеется в наличии в виде «патриотов» и «креаклов», предало и свой народ, и свое предназначение – служить ему?

Что сказано о нем хотя бы в Википедии?

Хосе Марти (полное имя – Хосе Хулиан Марти-и-Перес), сын Мариано Марти из Валенсии и Леонор Перес Кабрера из Тенерифе (Канарские острова), родился 28 января 1853 года в Гаване. Когда Марти было четыре года, семья перебралась в Валенсию, но два года вернулась назад на Кубу, где он получил первоначальное образование в школе в районе Санта-Клара. В 1865 году Хосе поступил в училище, директор которого, Рафаэль Мария де Мендиве, оказал большое влияние на становление его политической философии. Узнав из новостей об убийстве Авраама Линкольна, Хосе и другие ученики устроили траур в знак уважения к заслугам президента США в искоренении рабства.

В 15 лет Хосе Марти уже опубликовал несколько своих поэм, а в 16 — основал народно-патриотическую газету «La patria libre» («Свободная Родина»).

Во время революционного мятежа, вспыхнувшего на Кубе в 1868 году (так называемой Десятилетней войны — первой из трёх, которые велись за независимость Кубы от Испании), он открыто симпатизировал восставшим, за что был приговорён к шести месяцам каторжных работ в каменоломнях «Сан Ласаро», провёл некоторое время на острове узников Пинос, а в 1871 году был депортирован в Испанию. Там он продолжил своё образование и литературную работу, получив учёные степени в области литературы, права и философии, которые он изучал в Мадридском университете. Первая публицистическая брошюра Марти — «Политическая тюрьма на Кубе» — об узниках каторжных тюрем была опубликована именно в Мадриде. В 1874 году Марти получил звание магистра гуманитарных наук и степень по юриспруденции в Университете Сарагосы.

Несколько последующих лет он провёл во Франции, Мексике, Гватемале и Венесуэле. Вернувшись на Кубу в 1879 году, участвовал в подготовке восстания против испанской колониальной администрации, за что был снова выслан в Испанию.

В 18801895 годах находился в США, где был корреспондентом латиноамериканских газет, писал статьи, книги и занимался преподавательской деятельностью. Развернул активную деятельность по подготовке нового восстания на Кубе. Из разрозненных эмигрантских организаций Марти создал Кубинскую революционную партию (КРП, 1892), объединившую представителей различных социальных слоёв и сыгравшую решающую роль в организации начавшегося 24 февраля 1895 года национально-освободительного восстания на Кубе. Центральным печатным органом КРП была основанная Марти газета «Pátria» («Отечество»).

В апреле 1895 года Марти вернулся на Кубу для непосредственного участия в восстании; спустя месяц погиб в бою с испанскими войсками у Дос Риос, недалеко от места слияния рек Контрамаэстре и Кауто. Его тело попало в руки испанцев, те его похоронили, но затем эксгумировали. При жизни Хосе Марти выступал не только против испанского владычества, но и против угрозы экспансионизма США на Кубу; его опасения оправдались, когда после его смерти остров был оккупирован американскими войсками в 1898 году.

В Конституции Кубы идеи Хосе Марти закреплены в качестве руководящей идеологической основы государства наряду с марксистско-ленинской философией

30 июня 1951 года (ещё во время правления президента Карлоса Прио) на кладбище Санта-Ифигения (Сантьяго-де-Куба) был торжественно открыт мавзолей Хосе Марти. 24-метровое здание мавзолея — одно из самых посещаемых мест Кубы. Каждые полчаса у его подножья происходит смена почетного караула.


{C}

Мавзолей Хосе Марти в Сантьяго-де-Куба


{C}{C}{C}

Но все это лишь перечень фактов из биографии человека, пусть и весьма неординарного, мало что говорящий о том, почему именно он стал Апостолом и Учителем для своего народа. Были ведь и другие герои борьбы за освобождение Кубы от испанского владычества – Сеспедес, Аграмонте, генерал Антонио Масео, которого называли Бронзовым титаном.

Почему именно для Хосе Марти воздвигли Мавзолей? Почему осквернение памятника ему пьяными американскими морскими пехотинцами вызвало колоссальное возмущение на Кубе и приблизило победу Революции?

Дело в том, что Хосе Марти был не только революционером, он и в самом деле был великим Учителем для кубинцев.

Он сказал, что страна, дающая своим детям образование, делает только половину дела. Полностью его делают лишь тогда, когда помимо образования детям дают воспитание. И он не просто сказал это, он начал издавать альманах «La Edad de Oro» - «Золотой век», или же «Золотой возраст» - книгу для воспитания детей Кубы настоящими Людьми. И дети Кубы по сей день воспитываются на идеалах этой книги. На нее ссылался и Фидель Кастро в своей речи на суде.

Что же именно говорил Учитель в своей книге для детей Кубы?

- Свобода – это право каждого человека быть честным, говорить и думать без лицемерия. Человек, скрывающий свои мысли, не отваживающийся говорить, что он думает – это нечестный человек. Человек, который подчиняется дурному правительству, не прилагая усилий для того, чтобы правительство было хорошим – это нечестный человек. Человек, который соглашается повиноваться несправедливым законам и допускает, чтобы по земле, на которой он родился, ходили люди, оскорбляющие ее – это нечестный человек. Ребенок, с того мгновения, как он начинает мыслить, должен думать обо всем, что видит, должен сострадать всем, кто не может жить с честью, он должен трудиться, чтобы все люди могли быть честными, и сам должен быть честным человеком. Ребенок, не думающий о том, что происходит вокруг, который довольствуется тем, что просто живет, не задумываясь над тем, живет ли он честно – подобен мошеннику, и он на пути, чтобы стать мошенником.

Человек, который соглашается повиноваться несправедливым законам и допускает, чтобы по земле, на которой он родился, ходили люди, оскорбляющие ее – это нечестный человек… Всем бы нашим гражданам, и в первую очередь военным, такое понимание чести. Не было бы трагедий 1991 и 1993 годов.

Есть люди, живущие в довольстве, хотя они живут без достоинства. Есть другие, которые страдают, видя людей вокруг себя, живущих без достоинства. В мире должно быть определенное количество достоинства, как и определенное количество света. Когда есть много людей без достоинства, всегда есть другие, обладающие достоинством многих людей. Они с ужасающей силой восстают против тех, кто лишает людей свободы, а значит и достоинства. В таких людях воплощаются тысячи, весь народ, само человеческое достоинство.

Когда есть много людей без достоинства, всегда есть другие, обладающие достоинством многих людей. И я вспоминаю моих товарищей, которые погибли в 1993-м потому, что слишком мало оказалось тех, кто в те дни не утратил достоинство…

Эти три человека святы: Боливар из Венесуэлы, Сн Мартин из Рио-де-ла-Плата, Идальго из Мексики. Им дОлжно прощать их ошибки, потому что сделанное ими добро было больше их ошибок. Люди не могут быть совершеннее солнца. Солнце обжигает тем же светом, которым согревает. На солнце есть пятна. Неблагодарные говорят лишь о пятнах. Благодарные говорят о свете.

И разве не это было явлено нам в «Суде времени»?

«Настоящий человек не ищет, где лучше живется, он ищет, где его долг, и это единственно практичный человек, чья сегодняшняя мечта станет завтра законом, ибо тот, кто заглянул в самые глубины вселенной и увидел бурлящие народы, сгорающий и истекающие кровью в мастерской веков, — тот знает, что будущее — и тут не может быть исключений, на стороне тех, кто знает свой долг».

Действительно, вся история говорит нам об этом. Особенно если вспомнить продолжение этих слов Хосе Марти, которое, к сожалению, редко цитируют: Если же, выполняя свой долг, ты потерпел поражение, значит, либо ты осознал свой долг не во всей его чистоте, но с примесью более мелких личных устремлений, либо не проявил должного умения и действенности.

Вот теперь действительно сказано всё.

И с этим перекликается сказанное советским писателем и поэтом Михаилом Анчаровым: История складывается из наших биографий. Какие мы – такая история. Другого материала у нее нет.

И разве это не так?

Ну и последнее (а по значимости – первое):

Отечество – алтарь, а не пьедестал.

Думаю, помнить об этом должны все, особенно те, кто заявляет себя элитой.

Вся жизнь Хосе Марти была служением Отечеству. И смерть его в бою тоже стала уроком для каждого кубинца. Тот бой был в его жизни первым и последним. С военной точки зрения участие его в том бою не было необходимым. Но Марти считал, что не имеет права призывать других идти в бой, если сам он ни разу не побывал под огнем.

Штурм казармы «Монкада» происходил в том же городе, где высится Мавзолей Хосе Марти. Фидель Кастро в своей речи на суде сказал: Казалось, что дух Апостола умрет в год столетия со дня его рождения, что память о нем исчезнет навсегда. Таково было оскорбление, нанесенное его памяти! Но его дух жив, он не умер, народ его мятежен, народ его преисполнен достоинства, народ верен его памяти. Есть кубинцы, которые погибли, защищая его учение, есть юноши, которые в замечательном порыве решили умереть рядом с его могилой, отдать ему свою кровь и свою жизнь, чтобы Апостол продолжал жить в душе родины. Куба, что было бы с тобой, если бы ты позволила умереть твоему Апостолу!

Эти юноши отдавали все, что имели, продавали последнее, чтобы собрать деньги на оружие для восстания. Невозможное дело с точки нынешних пошляков, «точно знающих» (по себе!), что все сущее – чьи-то проекты и непременно «проплачено заказчиками».

То, что настоящие кубинцы воспитаны Хосе Марти, помогло им выстоять, не согнуться и не сломаться в 90-е годы ХХ века, когда Кубу предали все ее вчерашние друзья и союзники из уничтоженного соцлагеря.

Кубинцы предпочли голодать, но не отреклись от первородства. Да, были и будут те, кто бежит с Кубы - туда, где лучше кормят. Как сказала однажды глава Демократической Федерации Женщин Фрида Браун: «Предатели были, есть и будут до тех пор, пока есть, куда переметнуться. Но только дурак и трус исходит из того, что кругом одни предатели».

История Кубы и ее Учителя и Апостола – неплохой урок и для нас. Как сказано в «Гимне 26 июля», Que sirva de ejemplo – Да послужит она примером.



Subscribe
promo rjadovoj_rus january 13, 2015 11:36 34
Buy for 50 tokens
Оригинал взят у mike_ermakov в Газета «Суть времени» Товарищи! Открыта очередная подписная компания на газету «Суть Времени». В газете публикуются серии аналитических статей по различным видам войн, ведущихся в России и мире. В частности, в газете…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments