rjadovoj_rus (rjadovoj_rus) wrote,
rjadovoj_rus
rjadovoj_rus

ПРИШЛА ПОРА ОТДЕЛИТЬ ШКОЛУ ОТ ЕГЭ

Оригинал взят у yurykornew в ПРИШЛА ПОРА ОТДЕЛИТЬ ШКОЛУ ОТ ЕГЭ

А.В.Иванов
(Петрозаводский государственный университет )

Предложения по реформированию единого государственного экзамена (ЕГЭ) нынче поступают и обсуждаются непрерывно, что свидетельствует о многочисленных претензиях общества к системе ЕГЭ.

Одно из последних таких предложений — отмена обязательности ЕГЭ для выпускников, которые не собираются продолжать обучение в вузе. Оно было внесено 15 октября на форуме по проблемам образования блестящим педагогом С.Е.Рукшиным, поддержано Президентом, и правительство в лице О.Голодец и Д.Ливанова уже заявило о намерении довести идею до реализации. Это предложение означает фактическое признание несостоятельности ЕГЭ как системы выпускных итоговых экзаменов и по этой причине заслуживает внимательного анализа. Сразу отметим, что на его фоне очень странными смотрятся недавние инициативы по введению обязательных ЕГЭ по истории и географии.

В настоящее время обязательных единых экзаменов всего два: по русскому языку и математике, и речь в предложенной реформе идёт только о них. Все остальные ЕГЭ выпускники сдают по желанию и лишь в том случае, если они нужны для поступления в вуз.

Давайте посмотрим, во что выльется предложение С.Е.Рукшина при его реализации. Технически всё выглядит просто: школьник во время предварительной записи на ЕГЭ не подаёт заявку на сдачу экзаменов, а в обмен получает право на аттестацию по итогам текущей успеваемости. Такая вот «халява для двоечников». При этом ясно, что все «отказники от ЕГЭ» получат в итоге обычный аттестат о среднем образовании государственного образца. Любые попытки поставить в него штамп: «без права поступления в вуз» будут пресечены через суд (вплоть до суда Конституционного).
Но тогда сразу возникает вопрос: что делать с теми, кто не согласится отказаться от шанса стать студентом, будет сдавать ЕГЭ и не сдаст? Не давать им аттестат не получится в силу того же конституционного принципа равенства: по показателям успеваемости они ничем не хуже тех, кто от ЕГЭ отказался. Значит, аттестат придётся давать всем независимо от результатов ЕГЭ.

В этом суть нововведения. Она сводится к тому, что ЕГЭ по русскому языку и математике перестают быть обязательными и становятся в чистом виде вступительными экзаменами в вуз, которые сдают на добровольной основе. Надо заметить, что это предложение уже высказывалось менее года назад (для математики) и было отвергнуто. Теперь Минобрнауки стал сговорчивее. Причины понятны: «честный ЕГЭ» 2014 года показал катастрофическое снижение уровня знаний по математике и русскому (сегодня среднестатистический выпускник не дотягивает по математике до уровня начальной школы образца 80-х годов) и породил желание освободить от экзаменов тех, кто сильно портит статистику. (К слову, предложенное в нынешнем году разделение ЕГЭ по математике на два уровня — базовый и профильный - преследовало ту же цель.)

Как же от этого изменится качество аттестатов? Никак. Дело в том, что результаты ЕГЭ на оценки аттестата не влияют. Их выставляют исключительно по итогам текущей успеваемости (можно запросто иметь двойку за ЕГЭ по физике и пятёрку — в соответствующей графе аттестата). Единственное отличие заключается в том, что теперь для получения аттестата не понадобится преодоление минимальных ЕГЭ-барьеров по русскому и математике, которые вызывают своей примитивностью смех и слёзы одновременно. Школьный образовательный процесс будет полностью заканчиваться с последним звонком и выставлением итоговых годовых оценок. Точка. После этого можно выдавать аттестаты.

На первый взгляд предложение С.Е.Рукшина не несёт в себе ничего позитивного. Однако оно избавит учителей математики и русского языка от обязанности натаскивать самых тупых учеников на выполнение самых примитивных заданий. Именно эта «обязаловка» стала основным катализатором резкого обрушения национальных образовательных традиций. Массовая школа перестала учить математике и русскому. Теперь, начиная чуть ли не с первого класса, она «учит сдавать ЕГЭ», причём в самом тупом, приземлённом виде.

Но главное — в результате обсуждаемой реформы ЕГЭ утратит последние претензии на то, чтобы считаться формой государственной итоговой аттестации выпускников средней школы. Станет совершенно ясно, что школа работает без какого-либо аттестационного контроля. (Как уже было сказано, влияние ЕГЭ на получение аттестата и его оценки исчезнет вовсе.)

И здесь самое время обратить внимание на подлог, совершённый на государственном уровне. В большом числе официальных документов (начиная с «Закона об образовании») ЕГЭ многократно назван именно формой выпускной итоговой аттестации. Причины, по которым эта ложь упорно продавливалась в общественное сознание, достойны внимания.

Дело в том, что баллы ЕГЭ стали главным показателем качества работы школы и учителя. Такая вот простая министерская идея: оценивать школу по результатам лучших выпускников, причем показанным на вступительных экзаменах, где каждый школьник мотивирован на наивысший балл и достигает его, зачастую, вследствие специальной подготовки не в школе, а на совсем других площадках (репетиторы, платные курсы, интернет-технологии, самообразование и т. п.). Тем самым школе передаются результаты чужого труда, оплаченного родителями, кстати. (Ведь мы все за бесплатное образование, не правда ли?). К тому же в системе «школа — репетитор» действует простая связь: чем хуже работает школа, тем большую нагрузку берет на себя репетитор. (Сегодня уже не редкость репетиторство с первого класса.) Всё это мы уже проходили в 90-е годы: школа проседала, а уровень и результаты вступительных экзаменов не менялись. Тогда расцвет репетиторства был одним из поводов введения ЕГЭ. Сегодня об этом забыли, естественно, потому что сейчас идут те же самые процессы.

И бессмысленно обвинять в этом школу. Дело в том, что подготовка к вступительным экзаменам не есть её функция, если мы рассматриваем школу как государственный институт, формирующий базовую культуру народа, а не как некую ступеньку к поступлению в вуз. Но даже если мы сильно потребуем, чтобы она стала такой ступенькой, всё равно из этого ничего не выйдет. ЕГЭ в силу своего «единства» является вступительным экзаменом во все вузы сразу и поэтому его сложную часть составляют задания, которые предназначены для отбора лучших из лучших. По этой причине они в принципе недоступны среднему ученику и (увы!) среднему учителю. Причем безобразная система подсчета баллов (простейшие задания оцениваются так же, как самые сложные) никак не мотивирует учителя повышать свой профессиональный уровень. В итоге обычная ( не «элитная») школа дистанцируется от подготовки к ЕГЭ (до сих пор мы это наблюдали по всем предметам, кроме русского и математики, где ЕГЭ был обязательным) и, при отсутствии каких-либо форм внешнего контроля за реальным образовательным процессом, может вообще не интересоваться уровнем знаний своих учеников. (Разумеется, здесь не о бумажках речь, которые кто-то для отчётности рисует, а кто-то куда-то складывает).

Устранение выпускных экзаменов и оценивание школы по результатам ЕГЭ стали главными факторами, сформировавшими в ней среду «бюрократизированной халявы», которая разлагает школу и порождает негативный кадровый отбор.
К тому же вовсю идёт ещё один очень тревожный процесс. Случается, что слабый ученик в 10 или 11-м классе вдруг начинает проявлять интерес к какому-нибудь предмету. К физике, например. Мотив его понятен: он решил стать инженером, а для поступления в технический вуз нужна физика. Так вот, при нынешней системе такой интерес со стороны школьника учителю крайне неприятен, ибо слабый ученик может испортить статистику ЕГЭ по его предмету. В современную школу внесено глубинное, немыслимое прежде противоречие, когда желание учиться — подавляется.

Сегодня все эти проблемы можно решить одним росчерком пера, не затрагивая ничьих интересов. Надо всего лишь провести жирную черту, отделяющую школу от ЕГЭ, а ЕГЭ — от школы. 25 мая - последний звонок, итоговые оценки выставлены и можно вручать аттестаты. Через пару дней вручаем и — выпускной вечер. Школа — прощай! (Всё это можно сделать уже в нынешнем учебном году.) А затем ЕГЭ как вступительный экзамен для тех, кто желает учиться дальше (экзамены придется сдвинуть на неделю).

Отделение школы от ЕГЭ должно включать в себя обязательный отказ от использования баллов единого экзамена как показателя качества её работы. Как уже было сказано, с помощью этой оценочной фикции полностью ликвидирован выпускной контроль за качеством среднего образования. К чему это привело — знают все: добрая половина школьников не ведает, когда началась Великая Отечественная война, с трудом считает до десяти по английски, имеет смутное представление о таблице умножения и т. д.

Поэтому вторым шагом к возрождению среднего образования должно стать восстановление обязательных выпускных государственных экзаменов по всем основным дисциплинам в 9 и 11 классах ( с 2015 — 2016 уч. года). Это спокойные экзамены, без гонки за максимальным вступительным баллом, которые должны проходить преимущественно в устной форме, и которые каждая школа будет оценивать, исходя из своих образовательных традиций. Результаты этих экзаменов, естественно, должны влиять на итоговую оценку аттестата. В состав комиссий, как и положено, будут входить чиновники из вышестоящих органов образования (пора и им заинтересоваться реальным образовательным процессом, а не только формальной отчетностью). Там же следует быть и представителям родительских комитетов. Надо подчеркнуть, что выпускной экзамен — это прежде всего экзамен школе, учителю: покажите, чему вы научили. Каждого, а не отдельных избранных. Здесь и Рособрнадзор со своей армией «добровольных помощников» — борцов за «честный ЕГЭ» — вполне мог бы посодействовать. Такой режим функционирования школы будет мотивировать её избавляться не только от негодных учителей, но и от вредительских программ, методик и учебников, которыми реформаторы наводнили современное образование.

Что касается перспектив вступительных экзаменов, то это отдельная тема. Возможно, ЕГЭ сохранится как вариант для некоторых категорий вузов. Бесспорно здесь одно: вузам надо предоставить широкие права в выборе технологии приёма абитуриентов.
В стране давно назрела необходимость создания единой электронной системы зачисления в вузы, работающей в режиме «онлайн». Тяжелым анахронизмом смотрится нынешняя схема зачисления по ЕГЭ «в две волны», когда абитуриент подает заявления в пять вузов на три специальности в каждом, и потом в недоумении гадает, куда и с какого раза его таки примут.

О вузовской коррупции. Её устранение — задача для правоохранительных органов. При желании она решается просто: достаточно довести до суда два-три уголовных дела, и коррупция в вузе исчезает.

Нынче стало модно говорить о сбережении национальных ценностей и традиций — семьи, религии. Но к числу этих ценностей бесспорно относятся и наши традиции в области образования. Они напрямую связаны с менталитетом, душой народа. И именно их беззастенчиво громят 30 лет на всех уровнях и во всех направлениях. Пора остановиться.

Предлагаемые нами меры не решат сразу всех проблем. Но они позволят прервать деструктивные процессы в школе и начать реальную работу по восстановлению национальной системы образования.

SAGm1CaW5Jo


Источник: http://vk.com/id5941786?w=note5941786_11738088

Subscribe
promo rjadovoj_rus january 13, 2015 11:36 34
Buy for 50 tokens
Оригинал взят у mike_ermakov в Газета «Суть времени» Товарищи! Открыта очередная подписная компания на газету «Суть Времени». В газете публикуются серии аналитических статей по различным видам войн, ведущихся в России и мире. В частности, в газете…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments