В апреле 2014 г. Минобраз объявил о том, что ЕГЭ по гуманитарным дисциплинам будет проводится в устной форме. ( http://ria.ru/society/20140409/1003114508.html ). Общественность уже приветствовала это решение как возврат к классическому экзамену. Но так ли это?
Любой устный экзамен предполагает наличие диалога, который позволяет выяснить глубину владения материалом и степень его понимания.
В этом диалоге участвуют две стороны — экзаменаторы и экзаменуемый – и результаты экзамена зависят не только от знаний ученика, но и от позиции экзаменаторов. ЕГЭ сегодня – это вступительный экзамен в вуз и по этой причине он категорически не может проводиться в школах в прежнем формате устного выпускного экзамена: в этом случае невозможно даже имитировать единство требований и равенство результатов, полученных в разных школах.
Любой устный экзамен предполагает наличие диалога, который позволяет выяснить глубину владения материалом и степень его понимания.
В этом диалоге участвуют две стороны — экзаменаторы и экзаменуемый – и результаты экзамена зависят не только от знаний ученика, но и от позиции экзаменаторов. ЕГЭ сегодня – это вступительный экзамен в вуз и по этой причине он категорически не может проводиться в школах в прежнем формате устного выпускного экзамена: в этом случае невозможно даже имитировать единство требований и равенство результатов, полученных в разных школах.
Поэтому ожидать нас может лишь то, что уже намечено в ЕГЭ по иностранному языку. Там собираются ввести раздел «говорение», когда устный ответ записывается на видео (аудио), а затем эту запись прослушивает экспертная комиссия и ставит оценку. Для ин-яза сие оправдано: не мешает знать, может ли выпускник говорить по-английски. Без этого экзамен был очень странным.
Но в таком формате нет никакого диалога, никакой обратной связи «вопрос-ответ». Тогда чем устный ЕГЭ по истории будет отличаться от прежнего письменного?
По сути – ничем, кроме неимоверного усложнения технологии проведения.
Школьники получат массу новых проблем. Если учащийся оговорится, произнесет не то слово и не заметит этого – у него не будет возможности поправиться. Выход один: написать текст ответа (как раз получится прежний письменный ЕГЭ) и зачитать его. А затем экспертная комиссия будет слушать запись (вместо того, чтобы прочитать прежний письменный вариант) и ставить оценку. Сколько для этого понадобится «экспертов» и сколько денег будет освоено?
Такая вот «новая технология».
Хотели устный экзамен? Так получите очередной подарок от Минобраза.
И по-другому не будет до тех пор, пока в школах не восстановят выпускные экзамены, которых сегодня там почти по всем дисциплинам ни в каком виде нет.

Александров - Сахалинский. 1972 г. Экзамен по химии.
Источник: http://vk.com/wall-62604527_667
Но в таком формате нет никакого диалога, никакой обратной связи «вопрос-ответ». Тогда чем устный ЕГЭ по истории будет отличаться от прежнего письменного?
По сути – ничем, кроме неимоверного усложнения технологии проведения.
Школьники получат массу новых проблем. Если учащийся оговорится, произнесет не то слово и не заметит этого – у него не будет возможности поправиться. Выход один: написать текст ответа (как раз получится прежний письменный ЕГЭ) и зачитать его. А затем экспертная комиссия будет слушать запись (вместо того, чтобы прочитать прежний письменный вариант) и ставить оценку. Сколько для этого понадобится «экспертов» и сколько денег будет освоено?
Такая вот «новая технология».
Хотели устный экзамен? Так получите очередной подарок от Минобраза.
И по-другому не будет до тех пор, пока в школах не восстановят выпускные экзамены, которых сегодня там почти по всем дисциплинам ни в каком виде нет.

Александров - Сахалинский. 1972 г. Экзамен по химии.
Источник: http://vk.com/wall-62604527_667
Journal information