rjadovoj_rus (rjadovoj_rus) wrote,
rjadovoj_rus
rjadovoj_rus

Массовое отупение. Образованная Германия упраздняет себя

Оригинал взят у svonb в Массовое отупение. Образованная Германия упраздняет себя


http://www.welt.de/politik/deutschland/article131305611/Das-gebildete-Deutschland-schafft-sich-ab.html

Знания немцев подвергаются эрозии. В берлинском районе Нойкельн примерно 40% молодых людей не заканчивают школу. Хотя наша собственная история учит нас тому, что глупость может быть смертельно опасной.



Не идет ли всё к тому, что соответствующей эмблемой немцев вместо орла станет осел?
Фото: Getty Images



Вспомните еще раз про времена, когда Гельмут Коль позволил берлинцам построить стену, а Эрих Хонеккер пророчествовал: «Ход социализма не остановят ни вол, ни осел!». Когда Конрад Аденауэр отвечал в бундестаге: «Я смотрю в бездну государственной измены!». Когда кайзер Вильгельм II, не долго думая, объявил войну Сербии. А Дитер Болен в передаче Маркуса Ланца выдал бессвязное «скажите чокнутому, что он чокнулся!».

Тем временем папа римский открывает мужской бутик в Вуппертале. «С ума сойти!», - кричали граждане ГДР, в первые взяв в руки настоящие джинсы. «Просто отличная вещь!».

Еще Курт Тухольски знал, что сатире позволительно всё. Но вот чего он не знал: представление многих, и в первую очередь, молодых немцев об истории , куда ближе к комическому абсурду, чем глубокому пониманию. Слишком уж охотно наследники культурной немецкой нации Гете и Шиллера насмехаются над тупыми американцами, полагающие Европу столицей Бельгии. Потомки Канта и Гегеля сами зачастую глупы и необразованны.

40% мигрантов оценивают национал-социалистическое государство положительно или нейтрально

К сожалению это правда. Когда молодые люди опрашиваются о личностях и событиях современной истории, в дикую кучу смешиваются Гитлер, Сталин, Кеннеди, Ульбрихт и т.д.. Это продемонстрировали исследования прошлого года, такие как например, проведенное союзом исследователей «Государство СЕПГ» (однопартийная ГДР – прим.пер.) из свободного университета Берлина и называющееся «Запоздавшая победа диктатуры?». 40% молодежи не понимают даже принципиальной разницы между демократией и диктатурой. Каждый второй сомневается в тоталитарном характере национал-социализма, и лишь немногим больше половины опрошенных полагают старую федеративную республику демократическим государством. Среди молодежи из числа мигрантов 40% вообще оценивают гитлеровское нацистское государство положительно или нейтрально.

А что произошло 13 августа 1961 года? Около половины немцев не могут ответить на этот вопрос, и это ровно в 25-летний юбилей падения берлинской стены. Таков результат недавнего опроса от исследовательского института Infratest Dimap. Среди лиц моложе 30 лет правильно классифицировать историческое событие смогли лишь 32%. Бедственное положение в области образования охватывает все слои общества.

Рюдигер Дамманн, преподаватель и автор, этому не удивляется. «Всё, что мы именуем всеобщим образованием, есть настоящая катастрофа», - считает он. Уже несколько лет он принимает участие в социальных проектах в так называемых "горячих точках" - школах «проблемных» берлинских районов Нойкёльн, Веддинг и Моабит. Доля детей эмигрантов, большинство которых родились уже здесь, в Германии, там крайне велика, до 90%. Средний уровень образования в этой среде характеризуется другой цифрой: примерно 40% молодых нойкёльнцев не заканчивают школу.

Через незнание немецкого языка к карьере безработного

Это ужасающее состояние дел, однако, не мешает предположительно прогрессивным «экспертам» и журналистам приветствовать свободный от грамматики «немецкий язык из кварталов публичных домов» как культурное обогащение. То, что это способствует «карьере безработного», эти благожелательные циники осознавать не желают. «Я что, одинственный здесь, где знает немецкий?», гласит заголовок только что изданной книги, обвиняющей растущую бедность языка немецкой молодежи.

Разумеется, в этом обвинении нет ничего нового, но тенденция показана совершенно однозначно, даже если фаны твиттера и фейсбука захотят увидеть в этом произведении старые добрые стенания об упадке культуры. Однако многообразие и сложность языка всегда являются также и условием для понимания связей между явлениями, что идет нога в ногу с пониманием текстов. Абракадабры вроде "Я запакупка, ты Рамадан", - для этого недостаточно.

Случайно или нет, но в первую очередь Дамманна призывают во время празднования священного для мусульман месяца Рамадан в начальные школы для «тренировки навыков демократии», где уже среди малышей доходит до мультикультурных стычек. Подобного рода миротворческие «голубые каски» в мини-формате абсолютно успешны. Но они не могут изменить господствующего, главным образом, в общих школах «катастрофического незнания современной истории».

Исав и Иаков? Это из Корана

Что такое парламент, что означают бундестаг и бундесрат, в чем заключается правовое государство и как можно распознать диктатуру – отрицательный результат. А самое худшее заключается в этом: «Люди, не знающие свою историю, не могут развивать и мораль. Это существа вне истории, не знающие ни собственного происхождения, ни происхождения своей религии». Когда Дамманн однажды прочитал историю Исава и Иакова из библейского Ветхого завета, большинство учеников сочли, что это цитата из Корана.

Но ведь совершенно ясно, что если родители не держат книг, откуда у детей возьмется какая-нибудь «жажда знаний»? В группе из 18 человек в возрасте от 16 до 18 лет, рассказывает Дамманн, не нашлось ни одного, кто знал газеты и журналы хотя бы по названиям. При этом каждый из них обладал, как минимум, шестью различными мобильниками и смартфонами.

Возникает функциональная безграмотность, ведущая к тому, что даже семиклассники с трудом, по слогам, буква за буквой, читают тексты, словно они семилетки. Вообще читающих крайне мало.

Изображения понимаются легче. Когда датский художник Курт Вестергаард в сентябре 2005 года опубликовал свои карикатуры на ислам, школьники были едины: мужчине нужно отрубить голову. О базовых правах на свободу искусства, прессы и выражения мнений они и не слышали.

«И зачем нам нужна эта ваша история?»

Хайнц Бушковски, бургомистр берлинского городского района Нойкёльн, подтверждает заключение эксперта. «Чем ниже образовательный уровень, тем меньше молодежь интересуется историей». Во многих семьях среды мигрантов «нет никакого вдохновения, которое смогло бы передаться детям», нет никого, кто мог бы рассказать о немецкой истории. Поэтому и не возникает точек соприкосновения для дальнейших вопросов. «В домашних стенах по этому вопросу большей частью не происходит ничего, ноль. Полный вакуум».

Остается добавить, что многие идентифицируют себя не как немцы или немецкие граждане, а как палестинцы, сенегальцы или турки. «На что нам сдалась ваша история», - звучит поэтому. Бушковски: «Учитель попросту зря теряет время, когда рассказывает о нацистских концентрационных лагерях и лагерях уничтожения, в которых были убиты миллионы евреев. Самая безобидная реакция на это со стороны детей, большей частью происходящих из мусульманских семей, это показное равнодушие. А бывает и куда более резкая реакция, цитировать которую не позволяют нормы приличия».

Нойкёльн в своем роде уникален, и ситуация в средних школах, например, в федеральной земле Баден-Вюртемберг, заметно лучше. Однако после выпуска новых рекомендаций по организации учебного процесса, выпущенных под девизом "Равенство шансов для всех" и предъявленных гимназиям коалиционным земельным правительством "зеленых" и СДПГ, "еще сильнее смешались ученики как с разными уровнями образования, так и из разных образовательных систем", как деликатно выразилась молодая учительница гимназии из Штутгарта.
И вот последствия: достойное лучшего применения родительское честолюбие приводит к тому, что не справляющихся со школьной программой учеников, переводят на класс ниже. Горький опыт. «К сожалению, благо детей не всегда является приоритетом при принятии решений».

Мозаичные знания вместо общей картины мира

Хотя 15 и 16-летки и обладают «массой отрывочных знаний», все же им не хватает понимания взаимосвязи и углубленных знаний. Вместо этого на занятиях можно часто услышать речь из лексикона завсегдатаев кафе. Однако сегодня в Швабии все ещё считается, что такие центральные понятия, как диктатура и демократия должны "отлетать от зубов". Пусть хоть так.

Конечно, в новом «образовательном плане» земельного правительства больше значения уделяется социальной компетенции, «осознанию проблем», критике источников и знанию методики, и не в последнюю очередь «обучению, ориентированному на школьника». Это усиление педагогического мета-уровня дает учителю больше свободы в построении занятия, что иногда идет в ущерб историческому материалу и уровню рефлексии. Добавим, что и в гимназиях наблюдается общий мега-тренд – никто не читает газеты.

В Европейской Школе во Франкфурте на Майне, как и во многих других школах по всей стране, уже несколько лет опробуется противоядие: «Газета в школе», проект совместной деятельности с одной из крупных немецких ежедневных газет. Может быть именно поэтому уровень знаний почти тысячи учениц и учеников, собранных со всего света, хорош, как заметила учительница с большим стажем. «Интерес к истории велик, и большинство учащихся имеют очень сильную мотивацию». Заодно она мимоходом выдала древнюю тайну: «Решающим является и качество преподавательского состава».

Глупость может быть смертельно опасна

Клаус Шрёдер, руководитель исследовательского союза «Государство СЕПГ» Свободного университета Берлина, резюмирует: «Школа является центральным местом передачи общественных знаний. То, что будет посеяно в ее стенах, исправить уже невозможно». Время от времени приходится действовать и вопреки равнодушию родительского дома. «Если значительная часть молодежи даже не знает, что она живет в исторически исключительных условиях демократических свобод, то что-то пошло не так». Поэтому они и не смогли развить чувства осознания угрозы для этого драгоценного состояния, проявляющейся прямо сейчас самым драматическим образом от Украины до Ирака.

Вывод: «Демократия плохо продается, и в школе, и в средствах массовой информации, и в политике». В итоге круг замыкается: чем меньше человек знает, тем больше его склонность к авторитарным и диктаторским системам.

Немцы уже пережили на себе, что и глупость может быть смертельно опасна.


Переводчик svonb, редактор перевода wowker


Subscribe
promo rjadovoj_rus январь 13, 2015 11:36 35
Buy for 50 tokens
Оригинал взят у mike_ermakov в Газета «Суть времени» Товарищи! Открыта очередная подписная компания на газету «Суть Времени». В газете публикуются серии аналитических статей по различным видам войн, ведущихся в России и мире. В частности, в газете…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments