rjadovoj_rus (rjadovoj_rus) wrote,
rjadovoj_rus
rjadovoj_rus

Очередной культурмультур в Екатеринбурге. Название города изменили, а вот культуру гробят

Оригинал взят у ilya_yu в Очередной культурмультур

В Екатеринбурге состоялся небольшой культурный скандал. В ДК им. М.В. Лаврова – концертной площадке, на базе которой работает Уральский центр народного искусства, – появился новый арт-директор. Некто Денис Малиновский. Креативный молодой человек хвалится перед музыкантами тем, что никогда не был на их выступлениях. А зачем? Он, видите ли, конструирует новый образ Центра. Это очень известная история: креативный менеджмент противопоставляет себя консервативному трудовому коллективу. Как я понимаю, претензий у коллектива к арт-директору достаточно, но «точкой проявления» конфликта стал запущенный в сеть рекламный ролик:



Ролик, призванный «пиарить» Центр, вызвал, однако, негодование коллектива. Мужская часть Уральского государственного русского народного оркестра поспешила откреститься от такого «пиара»:



Попробую разобраться, что произошло. Утверждается, что ролик «Маша с Уралмаша» в интернете быстро набрал популярность. И это неудивительно: как раз никакой креативности в нём нет. Это стандартный, предсказуемый, несмешной этюд про гопников. Гопники – «общее место» современного юмора. Про «гопоту» снимаются популярные телесериалы, про них шутят в камеди-клабах, камеди-баттлах и прочей камеди-халтуре. Гопник заместил «чукчу», «блондинку» и «тёщу». В принципе, это знак, сигнализирующий «В этом месте пора смеяться».

В Перми этот образ эксплуатировали не только создатели «Реальных пацанов», но и «рэпер Сява», а также театр Сцена-Молот, поставивший спектакль «Засада» с рэпером Сявой (Вячеславом Хохалкиным) в главной роли. Отметился на этой теме и дизайнер всея Руси Артемий Лебедев: "…плакат с молодым человеком в кепке и трениках, сидящим в позе известной скульптуры Огюста Родена, был не принят в качестве официальной рекламы года культуры в Москве". Тоже, наверное, любитель роликов про «Коляна». Между прочим, тему «пацана с окраины» по-настоящему наше искусство так и не раскрыло. А тема очень серьезная: адресую к сборнику «Молодежные уличные группировки», вышедшему в Институте этнологии и антропологии РАН под редакцией Дмитрия Громова.

Итак, перед нами вульгарно и неумело сделанная реклама. Девушка в сарафане и гопники в шапочках на ушах, почему-то за кадром звучит Бородин в безвкусной обработке, девушка подмигивает молодым людям и ведет их в «храм искусства». Что же так возмутило музыкантов? Об этом даны многочисленные разъяснения – например, порталу 66.ru. В ролике показаны взаимоотношения между Центром, который олицетворен флиртующей девицей, одетой в сарафан (ладно хоть без кокошника), и аудиторией района, воплощенной в образе трех «пацанчиков». Музыканты не могут идентифицировать себя с девицей (они говорят, что стиль Ксении Собчак им чужд – им ближе Настнька из сказки «Морозко»), а свою аудиторию – с гопотой.

Что такое народный хор и народный оркестр? Это совершенно особая среда, с особыми эстетическими идеалами. Нет ничего загадочнее народного искусства в аутентичном исполнении – похоронных плачей, исполняемых вдовами, колыбельных, исполняемых матерями и т.д. Профессионализация народного искусства – это специфический процесс, когда эстетический идеал, заложенный в фольклоре, доводится до исполнительского совершенства. Чтобы этим заниматься профессионально, нужно этому эстетическому идеалу отдаваться, служить ему. Миссия народных хоров и оркестров – передавать этот загадочный эстетический идеал слушателю, хранить идеал и оберегать его. Поэтому ничего удивительного в реакции оркестра нет.

Удивительна для меня реакция на эту реакцию:

1) Вот как неосторожно высказался о скандале сам Денис Малиновский:

B90INovplX4
Это скрин. Оригинал удален

Во-первых, заслуженный дирижер, насколько мне известно, этого господина «не посылал». Во-вторых, музыканты к нестандартным вещам готовы – только вот арт-директору ничего больше в голову не придет, кроме как сбацать какую-нибудь туфту на балалайке. Он что – не понимает, что музыканты хотят заниматься музыкой, а не приколами? Интересно, что один из авторов ролика предлагает балалаечникам играть хиты Мадонны (вот в этом видео). Ну, офигеть как креативно!

Обнаружив, что коллектив пошлость не приемлет, креативщики обвинили коллектив в антикреативности.

2) Странную идею запустили екатеринбургские СМИ: «Неясно становится, почему так жестко отреагировали на деятельность своих же пиарщиков сами музыканты, ведь в конечном итоге задача у всех одна – привести слушателей в зал. Не будем исключать, что развернувшийся вокруг этого ролика скандал – и есть основная часть рекламной кампании, а не только видеоролик, собравший множество просмотров на Youtube и вызвавший бурное обсуждение в комментариях» (цитирую сайт Культурмультур).

Мысль о том, конфликт искусственный, повторяется во многих материалах. Вы там головы-то включите! Музыканты хотели бы привлечь побольше народу, но не «в конечном итоге». У музыкантов «в конечном итоге» – музыка, эстетический идеал. И вы даже представить себе, вероятно, не можете, как тяжело и даже травматично для консервативного коллектива выходить в сферу современной, интернетной и телевизионной, публичности. Чтобы потом написали, будто они хотят себе популярности добавить.

3) Ведь тебя тут же начинают комментировать. И, как правило, твой идеал высмеивать, опошлять. Николай Коляда (драматург и режиссер, видный уральский культуртрегер) отреагировал так:

Мама дорогая, у меня слов нет ...
Это они серьезно?!
Деменьшин, Итунин, Долинин - они вас балалайками в темном подъезде поубивают ... ))))))))


Дело в том, что актеры, сыгравшие гопников, ученики Коляды. Что говорит театральный деятель? По сути, что ребята шутки не поняли (как же можно, мол, «серьезно» к этому относиться?). И комментариев на тему отсутствия у музыкантов чувства юмора – очень много. Послушайте, у всего оркестра, что ли, чувство юмора отсутствует? Знаете, смех вещь субъективная. Шутки не бывают «объективно смешными». Это зависит от установок субъекта. В данном случае были задеты некие установки (еще раз повторю это ключевое слово – «эстетический идеал»), которые общественность желает игнорировать. А почему она их игнорирует? Общественность вообще не понимает, что такое идеал?

Не надо думать, что перед нами конфликт консерваторов с новаторами. Всё печальнее. Современная «большая культура» живет в состоянии сбережения эстетических идеалов, когда значительная часть общества вообще без них обходится. Никто не понимает, что именно мешает музыкантам принять этот «прикол». Пиарщики делают свою работу, музыканты – свою. А цель у них, оказывается, общая. В общем, культур-мультур. Ребята молодцы – и играют они великолепно. И дирижер у них по-настоящему заслуженный. Говорите, они шуток не понимают? А может, это мы забыли, в чем смысл и назначение искусства?

Subscribe
promo rjadovoj_rus january 13, 2015 11:36 34
Buy for 50 tokens
Оригинал взят у mike_ermakov в Газета «Суть времени» Товарищи! Открыта очередная подписная компания на газету «Суть Времени». В газете публикуются серии аналитических статей по различным видам войн, ведущихся в России и мире. В частности, в газете…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments