rjadovoj_rus (rjadovoj_rus) wrote,
rjadovoj_rus
rjadovoj_rus

Что нам делать с детскими домами?

Оригинал взят у belka970 в Что нам делать с детскими домами?

siroti

Наша власть уже давно взяла курс на сокращение детских домов и распределение детей в приемные семьи. Никакой научной базы под этими действиями нет, а просто считается очевидным, что воспитание детей в приемных семьях это хорошо, а детские дома это плохо. Никто, за исключением газеты «Суть Времени», не представил обществу анализ практики «фостерных семей» на Западе и не предоставил доказательств, что идем мы по правильному пути. На самом деле «фостерные семьи» - это тупик, который сломал тысячи и тысячи детских судеб.

Произошла классическая подмена понятий. Объявив громкий лозунг «Россия без сирот», чиновники стали крупные сиротские учреждения - детские дома форсированно заменять на мелкие — профессиональные семьи. Да-да, подобные семьи по сути являются просто маленьким детским домом. Хорошо, если при этом ребенку попадется семья искренне любящих людей. Но в целом уровень профессионализма воспитателей неизбежно будет ниже. А также сложнее контролировать и предотвращать злоупотребления разного рода. Это как с ЕГЭ — во имя искоренения коррупции в ВУЗах сделали так, что мест, где возможны злоупотребления, стало на порядок больше.

Сейчас даже говорят нам, вот какие мы молодцы, мы вот сократили количество детей в детских домах, поэтому мы сейчас готовы принять детей с Юго-Востока Украины. Только забывают сказать, что часть детских домов мы уже потеряли, а некоторые просто не успели потерять. Случись эти события на Украине лет на пять позже, больше половины детских домов просто бы исчезло как воспитательное учреждение и плавно переместились в чьи-то частные руки. Что бы делали тогда? Что будем делать, когда мировой кризис заиграет яркими красками и когда введут полномасштабные санкции против нас и у нас уже не будет лишних денег, чтобы исправно платить этим фостерным семьям?


Очевидно, что нам не обойтись без детских домов. Это наша реальность и мы не имеем права разрушать, то, что все эти годы выстраивали. А если они нам нужны, то возникает другой вопрос, а довольны ли мы качеством воспитания в наших детских домах? Каких детей мы бы хотели видеть на выходе из детских домов, и каким должен быть современный детский дом?

12.11.2013 эти и другие вопросы осветил в своем выступлении П.Астахов в докладе «Защита прав и свобод детей-сирот, оставшихся без попечения родителей – приоритетная задача государства» на Всероссийском съезде руководителей организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Очень противоречивый доклад. С одной стороны нам говорят, что надо создавать все условия для воспитания полноценной личности в детских домах. В тоже время говорится, что надо как можно быстрее сокращать детские дома. Понятно, что никакой детский дом не будет выстраивать какую-то систему воспитания, если он знает, что его завтра закроют.

П. Астахов говорил на съезде, что продолжается курс на сокращение детских домов, приоритет отдается семейному устройству детей, но те детские дома, которые пока остаются, должны быть семейного типа (не более 50-60 человек – «Детдома в России унифицируют» Интерфакс 02.10.2013) и решать проблемы социализации и воспитания. Каждый воспитанник детского дома, по мнению П. Астахова, в идеале должен стать:

  1. Уникальным

  2. Высокообразованным

  3. Всесторонне развитым

  4. Одухотворенным

  5. Полноценным современным гражданином

А вот еще выдержка из его доклада: «Надо не растить преступника или иждивенца, а из правонарушителя создать героя. Из лежебоки и тунеядца - активного конкурентно-способного молодого человека. Как показали проведенные во всех регионах страны инспекционные проверки, такие условия могут обеспечить не все учреждения.»

Тем самым П. Астахов признает, что некоторые детские дома и интернатные учреждения способны создавать героев и активных конкурентно-способных молодых людей. Если могут отдельные, то почему бы не создать систему образцовых детских домов? Кто у нас в стране, да и в мире, самый авторитетный в вопросе работе с сиротами? Тут двух мнений быть не может – А.С.Макаренко. За время существования трудовой коммуны им. Ф. Э. Дзержинского под руководством А.С.Макаренко, ее посетили 214 делегаций: СССР — 87, Европа - свыше 100, 11 делегаций из Южной Америки, 8 делегаций из США и 8 делегаций из других стран.

 А.С.Макаренко не только создавал и руководил колонией им. Горького, коммуной им. Дзержинского, но он несколько раз пытался построить единую систему детских домов на Украине и у него имелся конкретный план построения этой системы, которую, к сожалению, не смог воплотить в жизнь, так как бюрократия оказалась сильнее его.

Система детских домов Харьковской области должна была выглядеть следующим образом:

  • Детский дом должен перестать быть потребительским учреждением, а должен стать трудовым воспитательным учреждением.

  • Поэтапное развитие коллективов. Дети должны пройти через сельское хозяйство, а потом перейти к сложному производству.

  • Нужно создавать крупные воспитательные учреждения, потому что только на больших предприятиях можно наладить высококвалифицированный труд и привить серьезные управленческие навыки. А.С.Макаренко предлагает единую колонию на 12 тысяч детей, т.е. речь идет о 12 колониях по 1 тыс. детей, объединенных в одну организацию – детский трудовой корпус. В одной колонии не должно быть больше 1 тыс. детей (сравните с современным семейным детским домом на 50-60 чел.), так как дети должны друг друга знать и не должна страдать оперативность в принятии решений. Трудовой детский корпус определяет общий план работы для всех колоний, при этом у каждой колонии есть свой промфинплан, и она управляется на основе хозрасчета. Между колониями можно проводить соревнование. В таком трудовом корпусе решается вопрос социализации детей, так как в своей деятельности дети выходят за пределы своей коммуны и общаются с другими людьми.

  • Основа воспитания – это трудовое воспитание, но на первом месте не производственный план, а нужды воспитания. Ребята не должны работать больше 8 часов, из них только 3-4 часа составляет труд, остальное – это учеба. Идеальное хозяйство должно быть прибыльное, но вопросы воспитания имеют приоритет над производственными успехами. Если интересы воспитания требуют определенных шагов на производстве, которые ухудшат прибыльность предприятия, но при этом они будут способствовать воспитанию лучших качеств человека, необходимо предпринять эти шаги.

  • Воспитывает не воспитатель, а коллектив. Воспитатели должны жить той же жизнью коллектива, как и воспитанники. Быт воспитателей должна быть подчинен общему делу. Необходимо перестроить процесс подготовки воспитателей, понимая при этом, что надо рассчитывать на получение воспитателя со средними способностями, потому что речь идет о массовом воспитании. При этом воспитатель должен иметь широкий кругозор, понимать как работают разные производства, чтобы открывать детям дорогу в разные миры, и помогать всеми силами становлению полноценного здорового детского коллектива.

  • В колониях должно быть полное самоуправление на принципах демократического централизма. Все суммы, выделяемые учреждению, должны быть в ведении органов самоуправления.

  • Создание детской милиции, составленных из выпускников детского трудового корпуса, которые помогали бы решать проблемы детской беспризорности.

  • Создать условия для дальнейшей учебы и работы выпускников детского трудового корпуса.


А.С.Макаренко постоянно говорит о том, что для того, чтобы получать какие-то качества в человеке, нужно эти качества проектировать. Как только эти качества спроектированы, под эти нужды подстраивается весь воспитательный процесс. Если вы хотите, чтобы у воспитанника была воспитана храбрость, то и воспитательный процесс должен быть построен так, чтобы у ребенка в процессе воспитания были ситуации, когда ребенок мог проявить храбрость, то есть реально совершить храбрый поступок. Только совершая какие-то поступки, ребенок формирует свои привычки, а, значит, формирует характер.

Поэтому, если мы хотим реально воплотить в жизнь слова П. Астахова «из правонарушителя создать героя» и «из лежебоки и тунеядца - активного конкурентно-способного молодого человека» необходимо искусственно создать среду, в которой возможно формирование привычек героя и активного конкурентно-способного человека.

Это, в свою очередь, возможно сделать, только если мы будем создавать:

а) детские коллективы, потому что только в коллективе равных можно говорить о формировании поведенческих привычек (если только мы не хотим заложить единственную модель поведения — подчинение);
б) детские трудовые коллективы, потому что только труд является настоящей жизнью, а ограждение от труда формирует привычку к иждевенчеству;
в) детские трудовые коллективы, которые будут нацелены на свершение великих дел, коль скоро мы хотим воспитывать «конкурентно-способных молодых людей», настоящих граждан, мыслящих масштабами страны.

Идея подобного детского коллектива в том, что создается копия, прообраз настоящей взрослой жизни, отличающейся лишь тем, что имеются воспитатели, готовые уберечь от опасностей и ошибок и создающие среду, создающие ситуации, в которой дети имеют возможность проявлять высшие качества.

Размер детского дома должен определяться размером высокотехнологичного производства, в котором он участвует, а не эфемерными требованиями создать «семейную атмосферу».

Одним из аргументов в пользу профессиональных семей, а также детских домов семейного типа с небольшим количеством воспитанников является то, что воспитатель имеет возможность уделять больше времени и внимания конкретному ребенку. То есть акцент делается на отношения, при которых взрослый «отдает себя» ребенку, то есть проявляет если не любовь, то хотя бы заботу. Но ведь если ребенок получает только это, то он оказывается совсем не готов к взрослой самостоятельной жизни, не говоря уже о том, что таким способом прививается эгоизм и неприятие других людей. Наоборот, в процессе взросления ребенок должен получать все меньше и меньше заботы, привыкать к самостоятельности, учиться самому действовать в жизни и заботиться о других. Этому как раз и способствует большой детский коллектив, в котором старшие дети заботятся о младших.

То же самое, кстати, относится и к многодетным семьям. Многие недоумевают, как можно иметь троих и более детей, даже двух, если родителям едва хватает времени на одного. Разгадка в том, чтобы учить детей заботиться и помогать друг другу, тогда родителям останется только присматривать и корректировать поведение, разрешать сложные ситуации.

Известно, что для того, чтобы действительно развить какую-то отрасль промышленности необходимо организовать современное производство, развивать науку в этой отрасли, самим готовить кадры для производства и вести пропаганду своей продукции. Кстати, именно потому, что все эти компоненты успеха присутствовали в нашей часовой отрасли, так ценились наши советские часы во всем мире. Для осуществления прорыва в области развития детских домов необходимо развить все эти компоненты.

Нужно определить какие высокотехнологичные производства мы готовы развивать в детских домах и установить необходимое оборудование, когда в нем возникнет необходимость. Научно проработать наследие А.С. Макаренко и его последователей, вопросы подготовки и создания коллектива воспитателей, коллектива трудовой колонии, соотношения трудовой и учебной нагрузки и многие другие вопросы. Начать подготовку воспитательных кадров, в соответствии с наработками собственной науки о коллективном воспитании. Осуществлять пропаганду наследия Макаренко, новой (старой) науки о коллективах и реальных достижений детских домов. Этот процесс будет длинным и нелегким, так как успех определяется не появлением какой-то педагогической звезды на небосклоне, а способностью современных людей создавать здоровые коллективы, которые готовы реально сделать детские дома центрами развития нашей страны.



Subscribe
promo rjadovoj_rus january 13, 2015 11:36 34
Buy for 50 tokens
Оригинал взят у mike_ermakov в Газета «Суть времени» Товарищи! Открыта очередная подписная компания на газету «Суть Времени». В газете публикуются серии аналитических статей по различным видам войн, ведущихся в России и мире. В частности, в газете…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment