rjadovoj_rus (rjadovoj_rus) wrote,
rjadovoj_rus
rjadovoj_rus

Лебедь, рак и щука единого историко-культурного стандарта

Оригинал взят у yuliana_chka в Лебедь, рак и щука единого историко-культурного стандарта

лрщВ начале 2013 года Президентом РФ в очередной раз была затронута тема образования. На заседании Совета по межнациональным отношениям 19 февраля он призвал создать учебники истории без двойных толкований и на хорошем русском языке. Такие учебники должны быть «рассчитаны на разные возрасты, но построены в рамках единой концепции, в рамках логики непрерывной российской истории, взаимосвязи всех ее этапов, уважения ко всем страницам нашего прошлого».

«Нашего»? Кто это - «мы»?

«Мы» - обладающие общим богатым наследием воспоминаний и представлений, стремлением сообща им пользоваться, а значит, жить вместе и дальше?
Единые учебники по истории и другим гуманитарным дисциплинам служат сохранению общей памяти, «нашей», общей, идентичности, а значит сохранению России - единой и неделимой. Поэтому предложение Президента было принято в обществе с энтузиазмом.

Через месяц, 18 марта 2013 года, министр образования и науки РФ Д.Ливанов заявил о том, что единый учебник истории может появиться уже через год.
Но...

«По его мнению, учебник вызовет доверие в обществе и образовательной среде, если он будет подготовлен учеными, у которых есть разные точки зрения».

Единый учебник с разными точками зрения?
Настораживает.


Наличие разных точек зрения , то есть вариативность интерпретаций - выявления смысла и взаимосвязи событий и фактов истории, - закрепляет разорванность общественного сознания, а значит, окончательно рушит «нашу», общую, идентичность, так необходимую даже для простого выживания страны. Теперь и с помощью единого учебника?

К созданию общероссийского учебника истории были привлечены не только специалисты Министерства образования и науки и Российской Академии наук, но и «двух старейших российских общественных объединений - исторического и военно-исторического обществ».

Надо сказать, что учреждены Российское историческое и Военно-историческое общества были в 2012 году, но провозглашают себя преемниками соответственно Императорского Русского исторического общества и Военно-исторического общества, существовавшего в 1907—1914 годах в Российской империи.

5 апреля 2013 года был утверждён состав рабочей группы по координации разработки новых учебников истории России и принята «дорожная карта» этапов подготовки историко-культурного стандарта и концепции по истории России для средней школы.

"Единый учебник", - или "единые историко-культурный стандарт и концепция", по которым будет создана целая линейка учебников?
Очевидно, второе. Но в общественном дискурсе, в основном, использовался вариант «единый учебник».

1 июля 2013 года для обсуждения был предложен проект историко-культурного стандарта, а 30 октября состоялось расширенное заседание Совета Российского исторического общества, посвященное подведению итогов деятельности Рабочей группы по подготовке концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории.

1267027504_plakaty18Что в концепции обращает на себя внимание в первую очередь? Примерный перечень трудных вопросов истории России (стр. 83 концепции). Те самые «вопросы», которые несколько последних десятилетий служат предметом ожесточённых баталий, и примирения по ним нет и не предвидится. Почему? Потому что в современном государстве российском идеология, то есть фундамент для формирования точек зрения, находится вне закона. Государственная. Процветает «пришлая», которая и обуславливает это самое разнообразие «точек зрения», то бишь, интерпретаций. Родная, сильно повреждённая, но живая историческая память сопротивляется своему окончательному уничтожению, ведь от этого зависит «быть России, иль не быть».

А на войне как на войне, со всеми её военными хитростями.

«Историко-культурный стандарт представляет собой научную основу содержания школьного исторического образования», говорите? «Научная основа» никак не предполагает выявления смысла и взаимосвязи фактов и событий? Это простая хроника? Тогда почему вопросы - «трудные»? Хроника — это просто. Но неосуществимо. Декларирование «научной основы» у авторов концепции - всего лишь прикрытие для навязывания вполне определённой, политически обусловленной, интерпретации? Такой интерпретации, которую ну никак не приемлет абсолютное большинство наших сограждан, в том числе и принадлежащих к профессиональному историческому сообществу, но навязать её очень хочется?

solzh_levinВот, например, эпопея с книгой А. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ». Её, как и остальное творчество писателя, очень настоятельно рекомендуют не только для внеклассного изучения, но и изучения в рамках школьных программ. «Художественно-историческое» сочинение предлагается изучать и как художественное, и как историческое, несмотря на его художественную сомнительность, очевидную политическую ангажированность автора и вопиющую лживость приведённого им числа «жертв советской власти» (см. В.Н. Земсков. "О масштабах политических репрессий в СССР", в этой действительно НАУЧНОЙ работе приведены настоящие цифры и факты).

Поэтому вопросы назвали «трудными» (как будто в истории есть лёгкие вопросы!) и предложили разработать «серию тематических модулей, методических пособий и книг для учителя, а также дополнительных справочных материалов, соотносящих наиболее распространенные точки зрения на эти события». Вот тебе и «единый учебник»... От чего ушли, к тому и пришли. Можно предположить с высокой степенью вероятности, какая именно точка зрения окажется «наиболее распространённой», учитывая засилье в кругах, близких к центрам принятия решений, лиц, для которых судьба России стоит отнюдь не на первом месте.

Среди этих лиц не последнее место занимает Е.Гениева, бывшая ранее Президентом Института "Открытое Общество" Фонда Сороса в России (в 2002 г. Фонд формально свернул у нас свою деятельность, но его культурные программы продолжают продвигаться, в том числе, и Е.Гениевой, см. проект «Институт толерантности»), кроме того, она - Генеральный директор Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы ( ВГБИЛ) им. М. Рудомино, а также ведёт активную общественную и политическую деятельность, в частности посещает регионы в рамках гуманитарного проекта фонда «Гражданская платформа» «Ex Libris: библиотеки ХХI века». В комплект книг, который она дарит библиотекам, в том числе, и школьным, обязательно входят сочинения Солженицына, а сама г. Гениева без тени смущения тиражирует ложь à la Soljenitsyne о «40 миллионах погибших в лагерях».

Также можно вспомнить деятельность Совета по правам человека при Президенте РФ, под видом «увековечивания памяти жертв политических репрессий» упорно проталкивающих пресловутую «десоветизацию и десталинизацию», против которой активно протестуют как историки, почему-то (странно, да?) не входящие в «ближний круг» центров принятия решений, так и общественность, и просто наши сограждане, которых абсолютное большинство. Провалившаяся из-за протестов общественности в 2011 году попытка навязать разрушительную десоветизацию вовсе не заставила Совет по правам человека в лице федотовых, карагановых, пивоваровых и прочих отказаться от своих планов. Не мытьём, так катаньем, проталкивается лживая «точка зрения» на нашу историю. Ещё и с оправданием нацистских преступников...

966953457

В общем, создать учебники без двойных (тройных etc) толкований, как того пожелал Президент России, не получилось. Вернее, не получилось явочным порядком навязать всем «нам» «единственно верную» интерпретацию в духе резолюции Парламентской Ассамблеи ОБСЕ, которая «полностью уравняла роли Советского Союза и нацистской Германии в развязывании Второй мировой войны». Поэтому и был найден «компромисс» в виде «разных точек зрения». А значит, раздрай в общественном сознании будет нарастать. Чем это грозит, мы можем видеть на примере Украины, где долгие годы шла бандеризация, в том числе и школьного образования. Именно то поколение, которое было воспитано в духе оголтелого антикоммунизма и антисоветизма и скакало на майдане под предводительством старших... господ. Этого хотим?

Из последних новостей на тему «единого учебника истории»:

«В школах России не будет единого учебника по истории» 26.08.2014
В Министерстве науки и образования РФ отказались от идеи введения единого учебника по истории, заявил во время пресс-конференции глава ведомства Дмитрий Ливанов.
«У нас будет единый историко-культурный стандарт, на основе которого будут разработаны учебники истории. Это не означает, что будет один-единственный учебник», — отметил Ливанов.

Услышано было - «отказались от идеи введения единого учебника по истории», что вызвало разочарование «патриотической» части общественности, хотя фактический отказ был озвучен ещё в прошлом году. Кто виноват, что общественность слышит только то, что хочет слышать, и из раза в раз надеется, что ей кто-то что-то сделает - «Бог, царь или герой»? И не вникала, что вкладывают в концепцию её авторы, а именно - «разные точки зрения» на «трудные вопросы». То есть - отказ от единого понимания смысла и взаимосвязи событий и фактов нашей истории.

Министерству пришлось разъяснять, что оно «не намерено отказываться от единого историко-культурного стандарта» (что, как мы выяснили, вовсе не означает формирования единой точки зрения на историю). "Странно, что некоторые СМИ не видят разницы между понятиями "единой книги" и "единой концепции" истории». Действительно, странно.

А тем временем министр образования Дмитрий Ливанов заявил о том, что преподавание истории по новой концепции начнется в школах уже в нынешнем учебном году.


солженицын

P.S. Вот и «Президент России Владимир Путин считает правильным появление единого учебника истории», его «канонической версии»

Subscribe
promo rjadovoj_rus january 13, 2015 11:36 34
Buy for 50 tokens
Оригинал взят у mike_ermakov в Газета «Суть времени» Товарищи! Открыта очередная подписная компания на газету «Суть Времени». В газете публикуются серии аналитических статей по различным видам войн, ведущихся в России и мире. В частности, в газете…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments