rjadovoj_rus (rjadovoj_rus) wrote,
rjadovoj_rus
rjadovoj_rus

Борьба за смыслы

Оригинал взят у _kiwi_crazy_ в Борьба за смыслы
Информационная борьба, развернувшаяся вокруг проекта евразийской интеграции, сопровождается неизбежной борьбой политико-идеологических смыслов и концептов, которая отражает геополитическое, и, как следствие, идеологическое противоборство в мире. Успешное развитие евразийского интеграционного проекта в сторону полноценного Союза уменьшает шансы объединённого Запада на успешную экспансию на постсоветском пространстве. Это заставляет Запад впадать в истерику и переходить к открытым действиям, обнаруживая свои реальные планы.

Накануне состоявшейся в Дублине встречи с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым Госсекретарь США Хиллари Клинтон заявила, что США будут противодействовать интеграционным процессам на постсоветском пространстве, которые она расценила как попытку возрождения Советского Союза. "Существует движение в сторону ресоветизации региона, - приводит слова Клинтон "Файнэншл таймс". - Это не будет называться именно так. Это будет называться таможенным союзом, это будет называться Евразийским союзом и все в таком роде. Не будем заблуждаться на этот счет. Мы знаем, в чем заключается цель, и мы стараемся разработать эффективные способы того, как замедлить это или предотвратить это".

Заявление Клинтон чётко и однозначно обозначило планы объединённого Запада, направленные на противодействие любой ценой евразийскому интеграционному проекту.

В этих условиях перед информационной политикой стоят задачи двоякого рода: 1) выработка адекватных новых политико-идеологических смыслов, связанных с целями, задачами и способами интеграции, и 2) нахождение оптимальных способов и каналов донесения этих смыслов до целевой аудитории.

Борьба за смыслы на постсоветском пространстве разворачивается в условиях конкуренции разных интеграционных объединений и центров силы между собой за привлечение в свои ряды новых участников.

Основной конкурент формирующегося Евразийского союза – ЕС, также начинался с объединения двух стран – Германии и Франции вокруг общей экономической выгоды, но продолжается в направлении выработки общих мировоззренческих ценностей и идеологических смыслов. Обладают такими идеологическими смыслами и США, которые навязывают России и иным постсоветским странам – потенциальным участникам евразийской интеграции западную экономическую модель в неотъемлемом сочетании с набором определённых смыслов и ценностей.

Поэтому Евразийский Союз (ЕАС) не сможет существовать, как сугубо экономическое объединение, тем более, когда рядом имеются экономически более успешные пока интеграционные проекты и страны (ЕС, США), борющиеся с РФ за влияние на постсоветском пространстве и в Евразии в целом. В рамках этой борьбы они продуцируют мифологемы и образно-смысловые картинки, негативно воздействующие на репутацию ЕАС, как проекта, так и стран, в него входящих.

Посредством целенаправленного информационного воздействия Запад навязывает себя, как успешный пример для подражания, России, иным постсоветским странам и всему миру. Это бьёт по традиционным культурно-историческим ценностям России и стран СНГ, извращает их идентичность, блокирует поиск постсоветскими государствами собственных эффективных путей социально-экономического и культурного развития.

Ограничиваясь скромной констатацией лишь экономических мотивов евразийского объединения или отвечая на информационную войну против России и её геополитического проекта в чужих терминах и чужих смыслах, победы в такой войне не достичь.

Обоснование экономической выгоды евразийской интеграции и привлечение иных членов неизбежно сопряжено с выработкой и предъявлением неких избыточных, выходящих за пределы сугубого экономического прагматизма, смыслов.

Целью ЕАС должно стать не просто восстановление единого экономического пространства, а именно установление новых смыслов существования бывших республик СССР в качественно ином объединении. Выполнение данной задачи связано с разработкой идеологии ЕАС.

Такой подход создаст внутренние позитивные стимулы для поддержки евразийского проекта на постсоветском пространстве в широких слоях общества и, как следствие, позволит справиться с главным вызовом: решить проблему преемственности курса на создание и развитие ЕАС в условиях неизбежной со временем смены правящих кругов в государствах-участницах. Кроме того, понятная и востребованная в народе идеология формирует абсолютно необходимые собственные понятия и термины, использование которых поможет эффективно отразить информационные атаки и разрушить негативные мифоконструкции в отношении евразийской интеграции.

Неудача модели либерального капитализма на постсоветском пространстве подтвердила, что модели общественно-экономического развития вообще не безразличны культурно-исторической специфике, укладу жизни разных народов мира. На постсоветском пространстве (и не только), основная борьба идёт вокруг поиска государствами собственной, самобытной модели общественно-экономического и политического развития. Если евразийский интеграционный проект поможет нейтрализовать препятствия, чинимые на данном пути Западом, даст его участникам убедительное идеологическое обоснование и Россия чётко заявит об этом, как об одной из целей постсоветской реинтеграции, - это станет мощным стимулом к объединению.

Но евразийская интеграция в целом и Россия, как её лидер, должны не только защищать самобытность народов как ценность, но и предложить свою модель гармоничного сосуществования самобытных культур и социально-политических укладов, которая стала бы позитивным и универсальным примером для подражания.

Представляется, что в условиях насильственного насаждения в мире после развала СССР западной социально-экономической модели и соответствующих ей ценностей индивидуализма, именно РАЗНООБРАЗИЕ и САМОБЫТНОСТЬ, а также - СПРАВЕДЛИВОСТЬ, как принцип взаимодействия между самобытными культурами и социально-политическими моделями становятся универсальными ценностями, а их защита – первоочередной задачей мировой политики.

Пока РФ и иные участники ТС будут видеть своё предназначение в более качественной и быстрой подготовке себя к членству в Евросоюзе с его «демократическими» и «либеральными» ценностями или в роли «моста между Европой и Азией», аргументы в пользу сближения с РФ и с Евразийским Союзом в целом будут неубедительны изначально (как, например, сейчас для политического руководства Украины). Если РФ или Казахстан строят у себя «демократию», «рынок», вводят «политическую конкуренцию» и этим их государственное задание ограничено, то, естественно, наиболее оптимальный путь здесь – сближение с «первоисточником», с Евросоюзом и Соединёнными Штатами.

Однако такой несамодостаточный подход лишает будущее евразийское объединение самостоятельной ценности и может привлечь лишь те страны, которым «просто некуда деться», а не те, которые ищут позитивную альтернативу своему ущербному после развала СССР национально-государственному строительству или стагнирующему Евросоюзу.

И, разумеется, в ситуации отсутствия ценностных (идеологических) мотивов объединения аргументы в пользу выгодности постсоветской реинтеграции часто воспринимаются постсоветскими правящими кругами, как эгоистическое стремление российских политико-деловых кругов «захватить» ресурсы стран СНГ.

Соответственно, это усиливает тягу элит одних постсоветских государств к Западу, других – к Китаю.

Необходимо предложить, опираясь на идеологические ценности РАЗНООБРАЗИЯ, САМОБЫТНОСТИ и СПРАВЕДЛИВОСТИ встречную повестку дня для международных отношений в целом, перебить этим западную идеологию «демократии и прав человека», которой обосновывается подрыв ценностей государственного суверенитета, территориальной целостности, невмешательства, культурной и политической самобытности, сделать либерально-демократическую идеологию неактуальной. Необходимо выстроить научно-исследовательскую и информационно-пропагандистскую инфраструктуру поддержки идеологии ЕАС, её базовых постулатов, прежде всего, внутри ТС, в обществах потенциальных кандидатов, и в мире.

Сказанное выше требует устранения противоречия во внешней политике России в СНГ между курсом на «экономизацию» двусторонних отношений на постсоветском пространстве и призывами помнить общее культурно-историческое прошлое, общие корни и т.д. Ярким примером является здесь Украина, за которую ведётся борьба между Европейским союзом и Таможенным союзом. «Экономизация» и «прагматизация» отношений РФ - Украина исключает обращение к колоссальному общему культурно-историческому опыту великороссов и малороссов. Для украинских евроориентированных кругов курс на «экономизацию» позволяет снять неприятные для них вопросы о «странностях» гуманитарной политики (что при Ющенко, что при Януковиче), как то: о неурегулированном статусе русского языка, о фальсификации общей с русскими и белорусами истории и пр. А без сохранения общих культурно-исторических ценностей украинцев (как и других народов постсоветских государств) с Россией и русскими, включение Украины в ЕАС очень проблематично.

Востребованным становится повышение статуса гуманитарной составляющей в отношениях между Россией и другими странами СНГ.

Необходима определённая «идеологизация» (в хорошем смысле) этих отношений, которая должна опираться на чёткий набор требований к иным государствам постсоветского пространства по принципиальным положениям политики исторической памяти, отношению к статусу русского языка и пр.

Россия, как главный защитник культурно-цивилизационного многообразия у себя в государстве, сумевшая обеспечить (при всех оговорках и трудностях постсоветского развития) достаточно гармоничное сосуществование культур на своей территории, является гарантом сохранения культурно-цивилизационной идентичности и своеобразия иных стран и народов и, прежде всего, на постсоветском пространстве. Вот та идея, с которой Россия могла бы сплотить на идеологической основе будущий Евразийский Союз, а сам он мог бы возглавить мировые политические процессы и предложить принципиально новую международную повестку дня, альтернативную глобализации в её западном варианте.

Источник


Subscribe
promo rjadovoj_rus january 13, 2015 11:36 34
Buy for 50 tokens
Оригинал взят у mike_ermakov в Газета «Суть времени» Товарищи! Открыта очередная подписная компания на газету «Суть Времени». В газете публикуются серии аналитических статей по различным видам войн, ведущихся в России и мире. В частности, в газете…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments