Оригинал взят у
Передо мной лежит научная работа Марка Стейнберга, профессора Иллинойского университета США и редактора журнала «Slavic Review». Она называется «Уродливая, падшая личность: общественный дискурс о личности и городской жизни в России 1906-1916 годов». И в ней автор, проводя анализ публицистики за указанный период, приходит к весьма интересным выводам.
Так, он выясняет, что в популярных изданиях того времени «вырождение стало новостью дня», обсуждение и осуждение культов «разврата» и «собственного я» стало практически повсеместным явлением, а «миф о времени, как о прогрессе, об обещании постепенного изменения к лучшему разваливается на глазах». Ключевыми словами той эпохи предсказуемо оказались «безобразие» и «разочарование», а современность была отмечена противоречивой смесью «гуманизма и растущего зверства».
Стейнберг утверждает, что подобное состояние общества не могло не порождать в индивиде экзистенциальной усталости, общего отвращения к жизни, и в результате – жажды смерти. Самым мягким проявлением её стал индифферентизм, абсолютное безразличие человека к окружающей его социальной действительности. В перспективе же это породило эпидемию самоубийств, также широко обсуждавшуюся в прессе тех времён.
Однако моё внимание в этой работе привлёк не исторический контекст происходивших тогда событий, а существовавшее и отчётливо прослеживающееся размежевание позиций авторов, исповедовавших различные актуальные на тот момент политические воззрения. Очевидно, что начало XX века стало эпохой безвременья для целого поколения. Но причины тому назывались совершенно разные, и предложения о выходе из сложившейся ситуации расходились подчас радикально.
Читать далее
Так, он выясняет, что в популярных изданиях того времени «вырождение стало новостью дня», обсуждение и осуждение культов «разврата» и «собственного я» стало практически повсеместным явлением, а «миф о времени, как о прогрессе, об обещании постепенного изменения к лучшему разваливается на глазах». Ключевыми словами той эпохи предсказуемо оказались «безобразие» и «разочарование», а современность была отмечена противоречивой смесью «гуманизма и растущего зверства».
Стейнберг утверждает, что подобное состояние общества не могло не порождать в индивиде экзистенциальной усталости, общего отвращения к жизни, и в результате – жажды смерти. Самым мягким проявлением её стал индифферентизм, абсолютное безразличие человека к окружающей его социальной действительности. В перспективе же это породило эпидемию самоубийств, также широко обсуждавшуюся в прессе тех времён.
Однако моё внимание в этой работе привлёк не исторический контекст происходивших тогда событий, а существовавшее и отчётливо прослеживающееся размежевание позиций авторов, исповедовавших различные актуальные на тот момент политические воззрения. Очевидно, что начало XX века стало эпохой безвременья для целого поколения. Но причины тому назывались совершенно разные, и предложения о выходе из сложившейся ситуации расходились подчас радикально.
Читать далее
Journal information