rjadovoj_rus (rjadovoj_rus) wrote,
rjadovoj_rus
rjadovoj_rus

Categories:

Статья про Аркаим в газете «Суть времени»

Оригинал взят у dubna_petrov в Статья про Аркаим в газете «Суть времени»
В центральной газете международного общественного движения «Суть времени», в деятельности которого я участвую с марта этого года, вышла моя статья, посвященная Аркаиму - "Архитектор перестройки и древний Аркаим, или Как погиб Караганский гидроузел": http://gazeta.eot.su/article/arhitektor-perestroyki-i-drevniy-arkaim-ili-kak-pogib-karaganskiy-gidrouzel

Хорошо понимаю, что называть общепринятое «спасение Аркаима» «гибелью Караганского гидроузла» - это очень неожиданный взгляд на вещи, особенно для многих моих коллег, и предлагая такой взгляд я откровенно «нарываюсь» на многочисленные «анафемы» - но давайте смотреть правде в глаза, спасение Аркаима именно и стало такой гибелью для крупного народнохозяйственного проекта. Существование нынешнего Аркаима оплачено очень дорогой ценой и эту цену необходимо помнить.
00


Архитектор перестройки и древний Аркаим, или Как погиб Караганский гидроузел

Академика Александра Яковлева называют «архитектором перестройки». Он входил в число ближайших сподвижников М.С. Горбачова, с 1985 года заведовал отделом пропаганды ЦК КПСС, с 1987 года – член Политбюро ЦК КПСС. Яковлев был идеологом и организатором многих деструктивных процессов, которые привели к развалу Советского Союза, его промышленности, сельского хозяйства, науки, культуры и образования. Ответственность за то, что перестройка, вопреки чаяньям советского народа, пошла этим путем, в значительной мере несет именно Яковлев.

Влияние Яковлева сказалось не только на глобальных процессах, происходивших по всему разрушаемому пространству Советского Союза, но и на уничтожении целого ряда локальных советских проектов, и на выстраивании вместо них постсоциалистической «новой реальности». В частности, Яковлев сыграл важную роль в уничтожении практически полностью реализованного проекта Караганской межхозяйственной оросительной системы в Зауральской степи и формировании на ее месте заповедника «Аркаим» и туристического комплекса, ставшего одним из крупнейших в стране центров привлечения «эзотерического» туризма «неоязычников», «экстрасенсов», и националистов антигосударственной направленности. Рассмотрим эту ситуацию подробнее.


01

В 1969 году институт «Южуралгидроводхоз» приступил к разработке проекта создания на территории Брединского и Кизильского районов Челябинской области достаточно крупной Караганской межхозяйственной оросительной системы. Ее основой должно было стать водохранилище на реке Большой Караганке, левом притоке реки Урал. Система должны была обеспечить орошение полей нескольких крупных «целинных» совхозов, располагавшихся в южной части Челябинской области, близ границы с Казахской ССР. Выращивая на орошаемых землях кормовые культуры, планировалось преодолеть наметившийся кризис с обеспечением животноводства Южного Урала кормами и существенно повысить эффективность сельского хозяйства данного района.

Согласно законодательству об охране культурного наследия, территорию, на которой планировалось разместить водохранилище, должны были обследовать археологи, а все обнаруженные на ней археологические памятники нужно было изучить раскопками, причем такие работы проводились за счет заказчика строительства. В рамках подготовки проекта Караганской системы Южуралгидроводхоз заказал разведочное обследование археологическим экспедициям Уральского и Челябинского университетов.

В ходе работ 1971 и 1977 годов на участке, подлежащем затоплению, были обнаружены восемь археологических памятников. Впоследствии было установлено, что на этой территории находится более семидесяти археологических объектов.

В 1986 году Челябоблводхоз приступил к строительству плотины Караганского водохранилища и открыл финансирование археологических раскопок.

А в июне 1987 отряд археологической экспедиции Челябинского университета выехал на территорию будущего водохранилища и приступил к раскопкам небольшой Усть-Утяганская стоянки эпохи неолита. В восьмидесяти метрах от нее были обнаружены ранее не замеченные рвы и валы очень интересного поселения эпохи бронзы.

Сначала поселение было названо Утяганским, по названию реки, впадающей в этом месте в Большую Караганку, но вскоре переименовано в поселение Аркаим – по наименованию одной из сопок, расположенных в окрестностях. Название оказалось удачным – красивое, загадочное, и со слогом «ар», который при желании было легко интерпретировать как указание на ариев, оно в немалой степени способствовало широкой известности обнаруженного археологического объекта, в том числе среди «славяно-арийских фашистов» и любителей псевдоязыческих верований.

Само поселение Аркаим представляет собой на местности два вписанных друг в друга кольца валов, внутри которых находятся радиально расположенные жилищные впадины. Древний Аркаим был крупным поселком индоевропейцев, живших в Великой Степи около четырех тысяч лет назад; он включал до 60 жилых помещений, окруженных единой стеной и имел площадью около двадцати тысяч квадратных метров.

02

Аркаим является важным свидетельством яркого этапа истории индоевропейской степи. Свидетельством важным – но далеко не уникальным. На Южном Урале и в Северном Казахстане обнаружено более тридцати подобных поселений с интересной древоземляной архитектурой. Рядом со многими из них исследованы погребения жителей этих больших поселков, сопровождавшиеся разнообразным инвентарём, жертвоприношениями лошадей, коров и овец; иногда – остатками древних степных колесниц: двухколесных деревянных повозок.

Раскопки Аркаима начались в июле 1987 года под общим руководством уральского археолога Геннадия Здановича. Работы проводились за счет средств, выделяемых Челябоблводхозом. Несмотря на то, что поселение было найдено на уже дважды обследованной территории, мелиораторы изыскали весьма существенные финансы на его раскопки в смете строительства гидроузла и из года в год откладывали затопление водохранилища, предоставляя археологам возможность осуществлять исследования. На раскопках Аркаима работали отряды численностью до 400 человек, собранные из школьников, студентов и археологов из разных городов Советского Союза.

Вскоре после начала раскопок Геннадий Зданович начал активно распространять идеи, согласно которым древний Аркаим представлял собой протогород с уникальной архитектурой, построенный ранее неизвестной протогородской арийской цивилизацией, и является средоточием сакральных знаний этой цивилизации о Земле, Природе и Космосе. Частично эти идеи представляют собой малообоснованные околонаучные гипотезы, частично это антинаучные рассуждения с упоминанием «энерго-информационных полей», «геопатогенных зон», «открытия прародины ариев» и т.п. Они получили широкую известность среди появившихся в «перестроенной» России экстрасенсов, астрологов, псевдо-шаманов, «славяно-арийских фашистов», сторонников «казачьей ведической Руси» и тому подобной публики эпохи постмодерна.

В августе 1987 года Зданович прилетел в Ленинград и привёз туда предварительные материалы – аэрофотоснимок поселения и самые первые находки. 13 августа он встретился с академиком Борисом Пиотровским, директором Эрмитажа. Пиотровский по «вертушке» – прямому телефонному проводу – связался с членом Политбюро ЦК КПСС Александром Яковлевым и в тот же день направил ему письмо, в котором убедительно попросил принять скорейшие меры, которые позволят избежать разрушение поселения Аркаим строящимся Караганским гидроузлом.

Это письмо опубликовано, а рассказ о разговоре с Александром Яковлевым содержится в предисловии Здановича к коллективной монографии «Аркаим – Страна городов: пространство и образы».

Борьба «за спасение Аркаима», а фактически – против Караганского гидроузла, осуществлялась во второй половине 1980-х по всем правилам той эпохи. Это была активная общественная компания, в которой участвовали известные ученые, писатели, деятели культуры и искусства. Их цель была благородна и возвышенна – спасение уникального древнего «протогорода», свидетельства якобы «великой» «протогородской цивилизации». Сотрудники Челябоблводхоза, Южуралгидроводхоза, руководители окрестных совхозов, выступавшие за сохранение практически достроенной оросительной системы, предлагали ряд технических вариантов, которые могли бы позволить сохранить археологический объект и при этом не закрывать уже практически завершенное строительство. Однако все эти варианты были отвергнуты. В те годы была популярна дискредитация деятельности Минводхоза и тема «спасения Аркаима» удачно «попала» в эту струю.

Судя по рассказам причастных лиц и исходя из общей логики ситуации, именно активная поддержка со стороны Александра Яковлева и позволила в итоге провести через Совет Министров РСФСР в 1991 году решение о ликвидации почти достроенной Караганской оросительной системы, которое способствовало дальнейшему ухудшению социальной и экономической ситуации на Южном Урале.

«Монстр Минводхоза», как называла его перестроечная пресса, был побежден. Археологический памятник сохранился. Правда, после того, как Челябоблводхоз прекратил финансировать его раскопки, эти работы вскоре прекратились и не возобновлялись вплоть до настоящего времени.

В 1991 году практически полностью достроенный Караганский гидроузел с большой плотиной и множеством других сооружений был заброшен, его оборудование погибло. Все многомиллионные вложения, сделанные в гидроузел, не принесли ни копейки отдачи народному хозяйству страны. В марте 1991 Совет Министров РСФСР принял решение о создании на месте несостоявшегося водохранилища историко-ландшафтного заповедника «Аркаим» в составе Ильменского государственного заповедника, под охраной которого данный земельный участок находится и в настоящее время.


03

К началу 1990-х на Аркаиме была создана постоянная база научной экспедиции и основан интересный музейный комплекс, который развивается и сейчас. Но одновременно вокруг данного места поднималась широкая волна националистов и «эзотериков».

Сегодня количество ложно-сенсационной, откровенно фальшивой информации о древнем Аркаиме в общественном сознании многократно превышает любые научные данные об этом объекте. «Эзотерические» паломничества на Аркаим приняли лавинообразный характер после его посещения в 1990 году Тамарой Глобой. В своих книгах и выступлениях она называла Аркаим сакральным центром Евразии, писала о якобы случающихся здесь чудесах и знамениях. Возрождая миф о приходе ариев с затонувшей Арктиды и добавляя в него идею об уральском Аркаиме как о второй арийской прародине, Тамара Глоба предсказывала, что «Урал соберет ариев» и станет «местом духовной концентрации» «арийской расы», особым образом связанной с Русью.

Аркаим ежегодно посещают многие десятки тысяч «эзотерических» паломников, для их приема и обслуживания возникла обширная инфраструктура. Сотни и тысячи людей везут сюда аркаимские «учителя»: Владимир Путенихин, создавший движение «Новый Аркаим»; Гульсум Еремеева, построившая у Аркаима целый городок «эзотериков»; лидер секты «миротворцев» Владимир Ломаев, «космоэнергет» Владимир Царевский, специалист по женским «эзотерическим» группа Светлана Мальцева и многие другие. В пропаганде «славяно-арийской» ахинеи про древний Аркаим активно участвует Михаил Задорнов. Апелляциями к Аркаиму в 1990-е пытались обосновать сепаратистскую идею создания независимой «Уральской республики» депутат Свердловской областной думы Антон Баков и журналист Вадим Дубичев.

Эзотерические «Учителя» Аркаима изобрели особую богиню – «хранительницу чистоты славяно-арийской расы», и утверждают, что у древних «славяно-ариев» главным законом был «закон чистоты Рода и Расы». А, например, «Рать Рода – Казачья Орда «Аркаим», создавала военизированное формирование, ставившее своей целью антихристианский «славяно-арийский» «реванш».

Острую критику сложившейся вокруг Аркаима ситуации неоднократно высказывали сотрудники и руководители институтов Российской Академии наук, в том числе Института археологии РАН, многие работники государственного историко-культурного заповедника «Аркаим» и Челябинского университета, священники и иерархи Русской Православной Церкви. Против процессов, происходящих на Аркаиме, выступали митрополит Челябинский и Златоустовский Иов и благочинный троицко-пластовского округа протоиерей Дмитрий Кадомцев; священник Андрей Гупало написал целую книгу, посвященную анализу аркаимкого «неозычества». Однако ни ученые, ни священники до сих пор не смогли оказать почти никакого влияния на развитие ситуации.

Я убежден, что только продолжение научных исследований поселения Аркаим, важного и интересного археологического памятника, может что-то противопоставить этому процессу. Существование заповедника «Аркаим» оказалось оплачено очень дорогой ценой разрушения Караганского гидроузла, и необходимо сделать всё возможное, чтобы эта жертва не была напрасной.

Федор Петров, археолог, сотрудник историко-культурного
заповедника «Аркаим» с 1994 по 2008 гг.

Subscribe
promo rjadovoj_rus january 13, 2015 11:36 34
Buy for 50 tokens
Оригинал взят у mike_ermakov в Газета «Суть времени» Товарищи! Открыта очередная подписная компания на газету «Суть Времени». В газете публикуются серии аналитических статей по различным видам войн, ведущихся в России и мире. В частности, в газете…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments