rjadovoj_rus (rjadovoj_rus) wrote,
rjadovoj_rus
rjadovoj_rus

Избегающие выбора

Оригинал взят у lnrx в Избегающие выбора


Наш митинг на площади Революции в защиту РАН показал, что раскол научного сообщества в целом и академического научного сообщества в том числе — неизбежен. Разговоры о том, что всё академическое сообщество проигнорировало «Суть времени», — определенно пустопорожние. Пройдет два–три месяца, и вокруг предложенного нами проекта сплотится определенная часть этого самого сообщества. А другая часть сплотится вокруг проекта, который я называю «проектом Латыниной». Предлагаю читателю ознакомиться со статьей Ю. Латыниной «РАН не реформируют, РАН унижают». И убедиться в том, что в этой статье действительно предложен некий вполне возможный проект ответных действий униженной РАН, основанный на переходе РАН под опеку Запада (международный аудит, к примеру), оранжевизацию РАН и так далее.

Признав, что этот проект вполне эффективен, и обратив внимание читателя, что проектов, по сути, предложено только два (№1 — навальнизация-оранжевизация РАН в латынинском ключе, №2 — проект «Сути времени» и Профсоюза работников РАН), я резко поменяю ракурс — с тем, чтобы в конце статьи вернуться к ее началу.

«Камо грядеши, Господи?» (по-русски, «куда идешь, Господи?» — quo vadis, Domine?)


Эта фраза сказана, по преданию, апостолом Петром Иисусу Христу. Св. Петр сказал это в момент, когда хотел убежать из Рима, потому что император Нерон начал гонения на христиан.

Ранее тот же апостол Петр сказал эту же фразу Иисусу Христу на Тайной вечере (Иоанн, 13:36-38).

«Симон Петр сказал Ему: Господи! куда Ты идешь? Иисус отвечал ему: куда Я иду, ты не можешь теперь за Мною идти, а после пойдешь за Мною.

Петр сказал Ему: Господи! почему я не могу идти за Тобою теперь? я душу мою положу за Тебя.

Иисус отвечал ему: душу твою за Меня положишь? истинно, истинно говорю тебе: не пропоет петух, как отречешься от Меня трижды».

В сущности, повторив эту фразу в момент бегства из Рима, апостол всего лишь вспомнил свою же фразу, сказанную в ходе Тайной вечери. А также то, что за этой фразой воспоследовало.

Наверное, многие из тех, кто был в Риме, посетили церковь Домине-Кво-Вадис, расположенную на месте, где, согласно апокрифическим «Деяниям Петра», Петр встретил Христа и обратился к нему с вопросом «Кво вадис?» (то бишь «Камо грядеши?», то бишь «Куда идешь?»). Якобы в ответ на этот вопрос, заданный во второй раз, Христос ответил Петру: «За то, что ты оставил Мой народ (почти все христиане в Риме были убиты по приказу Нерона), Я иду в Рим на второе распятие» (Quoniam relinqui populum Meum, Romam vado iterum crucifigi). Апостол попросил разрешения у Господа идти с Ним (Domine, tecum veniam).

В итоге апостол был распят. То бишь переведен из комфортного, благополучного состояния (в котором можно и жизни радоваться, и острословить, и проблемы научные изучать) в состояние крайнего дискомфорта и полной потери благополучия. В то состояние, которое, как сказали бы медики, чревато лишь летальным исходом.

Распятие... Всегда ли наши интеллигенты, умиляющиеся по поводу христианства, рассматривают это самое распятие как неотъемлемую часть умилительной религиозной системы? Уверяю вас — в академической среде, к примеру, это происходит далеко не всегда. В советскую эпоху я этой среде был не чужой. Не только потому, что работал в академическом институте в качестве сначала аспиранта, а потом остепененного научного сотрудника. Но и потому, что в застойные годы выдвинул проект создания на базе нашего — тогда самодеятельного — театра «На досках» передвижного театра, показывающего спектакли в разных академгородках СССР. И этот мой проект был вяло поддержан весьма влиятельными академическими силами. Тогда-то я и познакомился с представителями этих сил.

Был такой очень популярный журнал «Химия и жизнь», весьма любимый академической интеллигенцией. Де-факто руководил этим журналом один очень стойкий, умный и порядочный человек, в прошлом фронтовик. Он собрал сильную команду журналистов. Одним из самых сильных в этой команде был его заместитель. Иллюстратором в журнале работал талантливый художник, очень антивластно настроенный. Однажды он сочинил обложку, на которой много свиней ехало в грузовике. На кузове грузовика была надпись: «Выполним продовольственную программу партии» (рассказываю по памяти, могу ошибиться в деталях).

Свиньи кому-то показались похожими на членов Политбюро. Начался крупный скандал (повторяю, речь шла о доперестроечном периоде). Дело дошло до КПК (Комитет партийного контроля). Туда вызвали того человека, который де-факто руководил журналом, и его заместителя (руководивший де-юре академик сразу же заявил, что он категорически ни при чем). На заседании КПК фронтовику и его заместителю было предложено покаяться. Заместитель истово покаялся, фронтовик отказался. Фронтовика исключили из партии, его заместителю влепили строгий выговор.

В тот же день этот заместитель пришел к нам в театр в сильно подвыпившем состоянии. И начал говорить о морали. Конкретно, он сказал, что для него квинтэссенцией морали является не моральный кодекс строителя коммунизма, а Нагорная проповедь Христа. На мой вопрос, входит ли в его моральную систему Голгофа, этот человек жестко ответил: «Нет». И тут же ушел. Больше я его никогда не видел. Вскоре началась перестройка.

Рано или поздно академическому сообществу придется ответить на вопрос «Камо грядеши?». И сделать выбор между стратегией национально-патриотической борьбы за великое будущее страны и науки и стратегией «латынизации» науки (деликатно это можно назвать стратегией глобализации науки, а грубо и по существу — стратегией национальной измены). И не будет никакой третьей стратегии. Потому что все предложения Фортова и других любителей отделения Нагорной проповеди от Голгофы не отвечают сути нынешней ситуации.

Мне бы очень хотелось, чтобы научное сообщество, академическое в том числе, сохранило единство и взвешенность, корректную тактичную наступательность и так далее. И мне бы совершенно не хотелось этого самого раскола. Ох, как мне его не хочется!

Но есть еще одна штука, которая хуже раскола, — это тотальная мутация нашего научного сообщества в вышеописанном ключе, а-ля Латынина. Притом, что нечто подобное уже произошло в перестройку и обернулось для науки чудовищными последствиями. Для науки — да. А для ученых? Ведь каждый что-то получил: маленький кусок какого-то благополучия — тощего или жирного. Но даже если благополучие тощее, за него ведь тоже держатся. И очень боятся его потерять. «Неужели мы рождены для скотского благополучия…», — спрашивала Данте тень Одиссея. Российским ученым придется ответить на этот вопрос. И сделать выводы.

Очень скоро в России сформируется ось жизни и ось смерти. Я очень боюсь, что осью жизни станет «Суть времени». Боюсь потому, что «Суть времени» слаба. Но все остальные, кроме избегающих выбора, еще слабее. А избегающие выбора — как бы много их ни было — не будут являться реальным фактором в надвигающейся на нас ситуации.

http://gazeta.eot.su/article/izbegayushchie-vybora
Subscribe

promo rjadovoj_rus january 13, 2015 11:36 34
Buy for 50 tokens
Оригинал взят у mike_ermakov в Газета «Суть времени» Товарищи! Открыта очередная подписная компания на газету «Суть Времени». В газете публикуются серии аналитических статей по различным видам войн, ведущихся в России и мире. В частности, в газете…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments