rjadovoj_rus (rjadovoj_rus) wrote,
rjadovoj_rus
rjadovoj_rus

Реформа РАН: анализ текста законопроекта

Оригинал взят у licetjovi в Реформа РАН: анализ текста законопроекта
Оригинал взят у aftershock_su в Реформа РАН: анализ текста законопроекта

По поводу реформы Академии наук здесь был уже не один десяток постов. Спектр мнений предельно широк. Много копий сломано по поводу имущества РАН. Идут споры, кто эффективнее пилит – академики или чиновники. (Мне лично этот вопрос представляется второстепенным). Приводятся мнения авторитетов – от Хрущева и Жданова до Глазьева и Вассермана. Не чужды авторы и конспирологии – идеологом реформы называют не кого-нибудь, а Боннэр. Новостная лента – актуальные интервью, митинги, коллективные и индивидуальные обращения, голодовки.

Вот заведомо неполный список постов на АШ по этой проблеме:

http://aftershock.su/?q=node/38267
http://aftershock.su/?q=node/32558
http://aftershock.su/?q=node/31690
http://aftershock.su/?q=node/33313
http://aftershock.su/?q=node/32474
http://aftershock.su/?q=node/32686
http://aftershock.su/?q=node/32527
http://aftershock.su/?q=node/30046
http://aftershock.su/?q=node/35024
http://aftershock.su/?q=node/37942
http://aftershock.su/?q=node/32211
http://aftershock.su/?q=node/32383
http://aftershock.su/?q=node/35511
http://aftershock.su/?q=node/32333
http://aftershock.su/?q=node/34739
http://aftershock.su/?q=node/32506
http://aftershock.su/?q=node/37675
http://aftershock.su/?q=node/32278
http://aftershock.su/?q=node/32650
http://aftershock.su/?q=node/38121
http://aftershock.su/?q=node/36620
http://aftershock.su/?q=node/37627
http://aftershock.su/?q=node/32356
http://aftershock.su/?q=node/37951
http://aftershock.su/?q=node/32571
http://aftershock.su/?q=node/37660
http://aftershock.su/?q=node/38226
http://aftershock.su/?q=node/38206
http://aftershock.su/?q=node/38232
http://aftershock.su/?q=node/38201

Не нашел лишь анализа первоисточника. Не желая утонуть в болоте взаимоисключающих мнений, провел такой анализ сам. Выводы в конце статьи.

Карточка законопроекта лежит здесь, можно скачать все редакции, в т. ч. и финальную.

Тезисы предложений Фортова, согласованных с ВВП, лежат тут; полный список предложений РАН по тексту здесь.

Для начала вот ссылка. Это таблица, в которой приведены: а) положения законопроекта по состоянию на конец августа; б) предложения РАН по изменению этих положений с их обоснованием; в) текст соответствующего положения, фактически принятый в третьем чтении; г) мой комментарий. Хотел было эту таблицу вставить в пост, но по техническим причинам это неприемлемо.

Изучение этой таблицы уже приводит к определенным выводам; однако, для упрощения восприятия ниже приведен конспект этих предложений в виде списка из 6 пунктов, подготовленный Фортовым, с моими комментариями.

Но сначала - сам текст законопроекта. Документ относительно небольшой, читается достаточно легко. Далее приведены основные тезисы реформы, которые я вынес из сего увлекательного чтения.

Реформа РАН - тезисы.

1)    РАН присваивается статус федерального государственного бюджетного учреждения. Это означает, в частности, следующее:

- финансирование РАН может идти исключительно из федерального бюджета;

- РАН не вправе распоряжаться недвижимостью, переданной ей в оперативное управление;

- РАН не вправе размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях (все операции с поступившими средствами проводятся только через Федеральное казначейство).

2)    Функции и полномочия учредителя и собственника федерального имущества Российской академии наук от имени Российской Федерации осуществляются Правительством Российской Федерации. Передача этих полномочий иному органу проектом закона не предусмотрена.

3)    Расходы, связанные с финансовым обеспечением деятельности РАН, предусматриваются отдельной строкой в федеральном бюджете. Других источников финансирования РАН законом не предусмотрено.

4)    РАН является главным распорядителем средств федерального бюджета, предназначенных для финансового обеспечения деятельности ее региональных отделений.

5)    Основные цели деятельности РАН:

- проведение и развитие фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований, направленных на получение новых знаний о законах развития природы, общества, человека и способствующих технологическому, экономическому, социальному и духовному развитию России;

- экспертное научное обеспечение деятельности государственных органов и организаций.

6)    Основные задачи РАН:

- разработка предложений по формированию и реализации государственной научно-технической политики;

- проведение фундаментальных и поисковых научных исследований, участие в разработке и согласовании программы фундаментальных научных исследований на долгосрочный период;

- экспертиза научно-технических программ и проектов.

7)    Основные функции РАН:

- экспертиза научно-технических программ и проектов, мониторинг и оценка результатов деятельности государственных научных организаций;

- участие в разработке и экспертизе нормативных правовых актов в сфере научной деятельности;

- разработка предложений по финансированию из бюджета фундаментальных научных исследований.

8)    В состав РАН входят ее члены – выдающиеся российские ученые (право решающего голоса на общем собрании) и иностранные члены (право совещательного голоса).

9)    Органы управления РАН – Общее собрание, Президиум и Президент.

10)    Общее собрание:

- избирает Президиум и Президента;

- утверждает Устав;

- принимает новых членов;

- вносит в Правительство предложения о создании региональных отделений РАН.

11)    Президиум:

- утверждает уставы региональных отделений;

- утверждает избранного руководителя регионального отделения;

- согласовывает кандидатуры руководителей институтов.

12)    Президент:

- действует от имени РАН;

- назначает по согласованию с Президиумом руководителей представительств РАН.

13)    В структуру РАН входят ее региональные отделения, региональные научные центры и представительства. Институты (научные учреждения) в структуру РАН не включены.

14)    Отделения РАН, как и сама РАН, получают статус ФГБУ. Полномочия их учредителя и собственника их имущества осуществляет РАН.

15)    Научные и образовательные организации ежегодно представляют в РАН отчеты о проведенных за счет средств федерального бюджета исследованиях и о полученных результатах.

16)    РАМН и РАСХН присоединяются к РАН. Их члены становятся членами РАН, их президенты – вице-президентами РАН. Их члены-корреспонденты могут быть приняты в РАН в соответствии с ее Уставом, но их оклады в любом случае сохраняются на 3 года.

17)    Организации, находившиеся в ведении РАН, РАМН, РАСХН (институты), передаются в ведение федерального агентства. Агентство осуществляет функции и полномочия учредителя указанных организаций. Эти положения не распространяются на Дальневосточное, Сибирское и Уральское отделения РАН.

18)    Государственные задания на проведение научных исследований для институтов утверждаются Агентством с учетом предложений РАН.

19)    Руководители институтов избираются их коллективами из перечня кандидатур, одобренных РАН и Советом по науке при Президенте РФ, и утверждаются Агентством.

Далее вместо того, чтобы копаться в таблице, можно просто посмотреть конспект предложений Фортова и оценить, насколько он был услышан.

1. Эффективным разграничением полномочий по управлению научными организациями РАН было бы сохранение за академией управление их научной, организационной и кадровой составляющими, с передачей функции по управлению недвижимым имуществом создаваемому агентству. – не принято

2. Из проекта закона удалены слова «ликвидация академии», однако, сохранившиеся формулировки «создается» и «учреждается» также следует исключить, подчеркнув тем самым преемственность с существующей Российской академией наук. - принято

3. Исходя из принятой концепции сохранения Российской академии наук как основного научного центра, добавить в статью «Цели деятельности Российской академии наук» слова «проведение исследований», как это уже указано в статье «Задачи и функции Российской академии наук». – принято, но основной инструмент проведения исследований – институты – выведен из подчинения РАН.

4. Принимая во внимание сложившуюся структуру Российской академии наук, включающую в себя региональные отделения, обладающие правами юридического лица, целесообразно сохранить их статус. – принято.
5. Объединение РАН, РАМН и РАСХН целесообразно осуществлять поэтапно с сохранением их юридического статуса и отдельного бюджетного финансирования. Первым этапом такого объединения могла бы быть передача управления имущества академий Федеральному агентству по управлению имуществом РАН. – не принято. Поэтапное объединение законопроектом не предусматривается.

6. Вопросы выборов и статуса академиков и членов-корреспондентов предлагаю отнести к ведению уставов академий. В законе же целесообразно ограничиться единым упоминанием: «члены Российской академии наук». – Принято.

В итоге:

1) самое важное предложение – сохранение структуры РАН, т. е. прямое подчинение ей научных организаций – отклонено. Контроль РАН над ними сводится лишь к формированию общих предложений (а не конкретных заданий) по научным исследованиям, согласованию кандидатур руководителей, внесению предложений по содержанию заданий для институтов и сбору отчетов.

2) за РАН сохранено право проведения научных исследований, но отобран инструмент таких исследований – научные организации.

3) РАН подчиняется напрямую Правительству РФ.

4) Финансирование РАН осуществляется исключительно из федерального бюджета.

Последние 2 пункта итогов были бы очень хороши и вполне подтверждали бы концепцию «национализации РАН», если бы не было двух первых. Проблема в том, что этой самой национализации РАН подвергается с ее одновременным расчленением на части.

Остается обособленный клуб академиков, находящийся в ведении Правительства, и отдельные научно-исследовательские организации, находящиеся в ведении Агентства. В этом случае возникает вопрос – зачем вообще нужна такая академия, если у нее нет возможности достигать первой из своих основных целей (проведение научных исследований)? Термин «клуб по интересам» становится актуален.

Единственный (хоть и временный) выход из этой ситуации видится в том, чтобы должность главы создаваемого агентства занял президент РАН. В предложениях Академии была поправка, предусматривающая обязательность такого совмещения. Но, увы, она не прошла.

Назначат Фортова руководителем Агентства? Ставки делать как-то не хочется.

Это сообщение было опубликовано в информационном центре Aftershock пользователем ZUCKtm. Вы можете посмотреть и откомментировать публикацию здесь

Subscribe

promo rjadovoj_rus январь 13, 2015 11:36 34
Buy for 50 tokens
Оригинал взят у mike_ermakov в Газета «Суть времени» Товарищи! Открыта очередная подписная компания на газету «Суть Времени». В газете публикуются серии аналитических статей по различным видам войн, ведущихся в России и мире. В частности, в газете…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments