rjadovoj_rus (rjadovoj_rus) wrote,
rjadovoj_rus
rjadovoj_rus

Про рациональную необходимость иррационального почитания мёртвых

Оригинал взят у victor_rotten в Про рациональную необходимость иррационального почитания мёртвых
Написал в свой блог на "Однако".

Справедливости ради, в момент вопроса про рациональное, страдал от жутких посталкогольных страхов, вспомнить фамилию Федорова был не в состоянии, увы.

И да, я не являюсь ярым противником эвтаназии. Я являюсь ярым противником отношения к жизни как к частной собственности.


Великий русский философ-космист Николай Фёдорович Фёдоров полагал, что человек стал самим собой именно тогда, когда, безо всяких на то рациональных причин, начал хоронить своих мёртвых. Тот момент, когда трупы бывших собратьев перестали быть для зарождающегося сознания гоминида просто мешками с костями, но предстали в качестве сосуда для чего-то большего, и можно считать моментом осознания человеком неизбежности собственной смерти. Ведь именно через знакомство с небытием человек в полной мере смог познать собственное бытие как таковое и придти к проблеме существования «Я». Что, возможно, и стало источником всех дальнейших его экзистенциальных размышлений.
А потому священное отношение к любым трупам вообще и, тем более, к праху героев, составляет основу для любой человеческой цивилизации. Через обращение к своим мертвым человек чувствует связь с прошлым и находит смыслы к своему существованию в настоящем. Именно знакомство с историей человечества и, через неё, с тем фактом, что никогда и нигде «никто не забыт и ничто не забыто», последовательная вера в то, что сделанное тобой сегодня отразится эхом в вечности, на протяжении веков давали человеку успокоение и простое понимание того, что «жизнь прожита не зря». Любая же попытка рационализировать это, согласен, вполне иррациональное почитание погибших есть попытка расчеловечивания человека и потеря им своего первородного естества.

Человек, потерявший связь со своими мёртвыми, остается один на один с великим Ничто и растворяется в тотальной бессмысленности собственного бытия. Он отчужден от истории своих предков и всей восходящей истории человеческого рода вообще. Он превращается в абсолютно атомизированного индивида, не связанного с окружающими его людьми никакими из уз родства.

Об этом, отчасти, писал австрийский врач-психиатр и бывший узник концентрационных лагерей Виктор Франкл. Обратившись первоначально к экзистенциальному анализу атомизированного индивида, он ожидаемо не обнаружил в нем ничего, что можно было бы считать в качестве жизнеутверждающего начала. Если в основе побудительных мотивов лежит, как утверждают экзистенциалисты, страх смерти, заставляющий человека бежать в мир иллюзий, то антидота для рационального суицида просто не существует. Напротив – суицид мыслится закономерным и логичным концом этого бесцельного бегства, заранее обречённого на закономерный финал.

Читать далее...
Subscribe

promo rjadovoj_rus январь 13, 2015 11:36 34
Buy for 50 tokens
Оригинал взят у mike_ermakov в Газета «Суть времени» Товарищи! Открыта очередная подписная компания на газету «Суть Времени». В газете публикуются серии аналитических статей по различным видам войн, ведущихся в России и мире. В частности, в газете…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments